Top.Mail.Ru
архив

Гигант в беде

Компания Alstom, выпускающая знаменитые скоростные поезда, корабли и обеспечивающая  электроэнергией добрую половину Франции, из-за рецессии на мировом рынке попала в трясину долгов. Впрочем, в кризисе компании виноват и ее прежний менеджмент, допустивший серию ошибок. Alstom вынуждена идти на массовое сокращение штатов и принимать помощь от правительства Франции.

 

«Вы прибыли, как Зорро, чтобы спасти Alstom. Но не смешно ли: теперь акции стоят одну двадцать пятую той суммы, которую стоили, когда вы пришли», – так сказал один из акционеров Alstom главному финансисту и советнику председателя совета директоров компании Филиппу Жаффре. И у акционера были на то причины: преподнесенная инвесторам как единственный способ спасти фирму от банкротства допэмиссия грозила размыть и без того обесценившиеся на 90% за два года пакеты акций. Предложение было озвучено 2 июля 2003 года на ежегодном собрании группы в Париже. Его поддержали 98,1% голосов. Двумя же днями ранее СЕО Alstom Патрик Крон сообщил, что компании придется понести затраты в $58 млн на урегулирование бухгалтерских неувязок в американском подразделении (по последним данным, сумма взлетела до $170,9 млн).

Тем временем обнародованный план реструктуризации компании, предполагавший увольнение 5000 европейских служащих, вызвал во французской столице демонстрации протеста. Дошло до того, сообщает TheGuardian, что премьер-министр Великобритании Тони Блэр выступил с обращением к палате общин, в котором заявил о намерении правительства помочь Alstom «всем чем возможно». Обещание британского премьера очень актуально: по информации FinancialTimes, Alstom собирается сократить свое присутствие на английском рынке до обслуживания произведенных поездов и электростанций и свернуть все экспортные операции английского подразделения.

 

Семейные нравы

Начало GECAlsthom, предшественнице нынешней Alstom, было положено в 1989 году. Она была образована на паритетных началах французской CompagnieGeneraledElectricite (ныне Alcatel) и английской TheGeneralElectricCompany (ныне Marconi). В результате сделки произошло объединение энергетических подразделений родительских компаний, что вполне соответствовало тогдашним идеям консолидации энергетического сектора.

Родительские компании GECAlsthom имеют на удивление похожую историю. Обе они были основаны в конце XIX века (CompagnieGeneraledElectricite – в 1898 году, а TheGeneralElectricCompany в 1886-м). Создателем первой компании был французский инженер Пьер Азариа, который хотел создать достойного конкурента фирмам вроде Siemens и GeneralElectric (они и поныне по многим позициям соперничают с Alstom). Вторая же компания была создана двумя немецкими эмигрантами – Густавом Бинсвангером и Хуго Херстом.

Родительские компании развивались так же стремительно, как и европейская промышленность ХХ века в целом. К моменту рождения «дочки» родители провели множество поглощений и прочно стояли на ногах.

Дочерняя компания унаследовала родительские нравы: с первых дней GECAlsthom занималась скупкой активов – в основном в секторе транспортного машиностроения. (см. справку «У младенца хороший аппетит»)

В 1998-м GECAlsthom была переименована в Alstom и вышла на Парижскую, Лондонскую и Нью-Йоркскую фондовые биржи с самым крупным европейским IPO того года.

В 1999-м Alstom объединилась с ASEABrownBoveri для создания энергогенерирующей компании ABBAlstomPower, но при этом продала свой бизнес промышленных газотурбин GeneralElectric. Этот сектор шел тогда в гору, но в Alstom нелогичную на первый взгляд сделку объяснили намерением избавиться от непрофильных активов. За нею последовала продажа подразделения, производившего дизели, – компании MAN. В итоге всех покупок и продаж бизнес Alstom включал в себя три главных направления – энергетику, транспортное машиностроение, кораблестроение.

 

Черная полоса

В 2000 году Alstom испытала на себе первый удар сил, «неподвластных контролю», как выразился в интервью BusinessWeek глава компании Патрик Крон. Компания выкупила долю ABB в ABBAlstomPower приблизительно за $1,2 млрд и переименовала последнюю просто в AlstomPower. После установления контроля над фирмой Alstom обнаружила неприятный сюрприз: проданные ею ранее газовые турбины содержали брак, за исправление которого придется выложить по меньшей мере $4,5 млрд.

Однако на этом неприятности не закончились. На западных рынках началась рецессия, спрос на строительство электростанций в начале XXI века стал неуклонно снижаться. Другой ключевой для Alstom сектор, кораблестроительный, также впал в уныние. «Ни один из этих факторов в отдельности не мог бы иметь столь серьезных последствий. Но вместе они смогли», – развел руками Крон.

Впрочем, СЕО Alstom лукавит, когда сваливает всю вину за нынешнее бедственное положение компании на рецессию. Как теперь выясняют аудиторы, предыдущая менеджерская команда Alstom не отличалась особой аккуратностью при ведении финансовой отчетности. Менеджеры сообщали инвесторам, что дела идут замечательно и форс-мажорные ситуации не угрожают бизнесу компании, а потом то тут, то там всплывали непогашенные долговые обязательства и факты фискальных злоупотреблений. Характерным примером может служить заявление экс-СЕО Пьера Бильже, сделанное после банкротства Renaissance (для которой Alstom производила корабли), о том, что Alstom не понесла в этой связи сколько-нибудь существенных финансовых потрясений. Долг перед поставщиками в $125 млн в расчет, очевидно, не брался.

О проблемах с газотурбинами, реализованными во времена ABBAlstomPower, инвесторам рассказывали подобным же образом. При всем при этом, как пишет BusinessWeek, г-н Бильже не постеснялся использовать свой контракт «на всю катушку» для получения бонуса в $4,6 млн, чем несказанно разозлил акционеров.

11 августа 2003 года комиссия по ценным бумагам США (SEC) начала расследование дела о бухгалтерских нарушениях в американской Alstom Transportation. Аудиторов SEC заинтересовал подписанный в 1999 году контракт на $289 млн с New Jersey Transit. Проверка выявила неучтенные убытки в $58 млн, которые локальные менеджеры Alstom пытались скрыть, «разбросав» по разным контрактам. К выяснению обстоятельств дела подключилось ФБР, а сотрудники SEC приступили к проверке других договоров подразделения, среди клиентов которого нью-йоркский метрополитен и Amtrak.

 

Рука дающего

После всех этих событий бизнес Alstom представляет печальную картину: потери компании составили $1,7 млрд, долг превысил $5 млрд (по некоторым оценкам, суммарная задолженность с учетом пенсионных выплат достигает $10,1 млрд), а опустившиеся до $3 – $3,5 акции Alstom аналитик лондонского отделения Deutsche Bank Эндрю Картер назвал «ничего не стоящими». На эти руины с болью в душе взирает французское правительство – группа Alstom считалась жемчужиной французской экономики. На верфях группы идет строительство крупнейшего в истории морского лайнера TheQueenMary 2. Одна пятая электричества в мире вырабатывается на станциях, сооруженных Alstom. Транспортное подразделение компании производит всемирно известные французские скоростные поезда TGV.

Для спасения промышленного гиганта от неминуемого разорения правительство планирует при помощи международных банков оказать Alstom финансовую помощь в размере $2,8 млрд, а также приобрести 31,5-процентный пакет ее акций. Кроме того, принадлежащая государству энергокомпания ArevaGroup предложила выкупить у Alstom ее энергетическое подразделение (к слову сказать, одно из самых доходных), чтобы помочь компании хоть отчасти снизить долговую нагрузку. Контролируемая государством GazdeFrance размещает новые заказы на верфях Alstom, а чиновники на местах принуждаются к закупке большого количества производимых Alstom поездов. «Благодаря нашим объединенным усилиям Alstom может снова встать на ноги», – считает французский министр промышленности Николь Фонтейн.

Однако у Еврокомиссии и ее главы Марио Монти свой взгляд на вещи. Прозванный «Супермарио», 60-летний непреклонный г-н Монти часто является в кошмарных снах главам международных корпораций. В случае с Alstom он также не намерен отказываться от привычного амплуа поборника честной игры и заявляет, что всякая госпомощь, оказанная французским правительством, будет подвергнута «тщательной проверке». Французская сторона пообещала предоставить всю необходимую Еврокомиссии информацию до конца августа.

Некоторые из возможных условий одобрения плана господдержки г-н Монти уже озвучил – это уменьшение рыночной доли Alstom, продажа части ее активов или даже ее разделение. Ему оппонирует министр финансов Франции Франсис Мер. Министр настаивает, что помощь, которую Франция намерена оказать Alstom, не нарушает правил Евросоюза. Кроме того, Франсис Мер подчеркивает, что восстановление позиций Alstom в интересах Европы, в которой компания обеспечивает рабочие места 75 000 человек. Решение относительно правительственной помощи акционеры Alstom примут на внеочередном собрании, которое состоится 24 сентября этого года.

 

Реинкарнация

Тем временем Патрик Крон не бездействует. Амбициозный CEO, взявший на себя бразды правления Alstom в ноябре прошлого года и сменивший на этом посту Пьера Бильже, намерен выручить порядка $3,4 млрд от продажи части активов компании. Кроме того, Alstom пытается договориться о предоставлении ей новых кредитных линий, а также увеличивает акционерный капитал путем дополнительной эмиссии. Все это должно помочь группе справиться с приходящимся на 2004 год пиком долговых выплат. Несмотря на массовые протесты рабочих, Крон не собирается приостанавливать программу реструктуризации, которая за счет сокращения штатов поможет уменьшить издержки на $570 млн в год.

В такой ситуации многое зависит от управленческого чутья Крона, его способности доводить однажды начатое до конца и готовности идти на определенные, возможно весьма болезненные, уступки. Предпосылки к «выздоровлению» Alstom имеются: ее энергетическое и железнодорожное подразделения прибыльны, и правительства двух стран – Франции и Англии – готовы оказать посильную помощь. Другой вопрос, что у Alstom не меньше и нерешенных вопросов: еще не закончено расследование SEC, не видно крупных заказов для судостроительного подразделения, неочевиден окончательный вердикт Еврокомиссии. С уверенностью можно предсказать только одно: прежней Alstom больше не будет. Акционеры надеются, что перерождение пойдет ей на пользу.

Еще по теме