Top.Mail.Ru
архив

Гипермаркет в деревне

ритейл, интернет, электронная коммерция
"В интернет-проекты охотно вкладываются частные инвесторы, поскольку они довольно прозрачны в части расчета прибыли и сроков окупаемости", - отмечает Михаил Цыганков, главный управляющий инвестиционным портфелем ОАО "РВК". Все дело в быстром возврате инвестиций, и похоже, что в традиционном ритейле уже сложно найти сегмент рынка, показывавший бы рост, хоть сколько-нибудь напоминающий ситуацию в интернет-коммерции. Курьерская служба "СПСР-Экспресс" провела исследование рынка дистанционной торговли, большая часть которой приходится на заказы по Интернету. По ее данным, оказалось, что рост продаж одежды и обуви с доставкой на дом и в офис огромен. Компания утверждает, что проанализировала более 7 млн курьерских отправлений. Получилось, что рост продаж одежды и обуви в дистанционной торговле в январе 2012 г. по отношению к январю 2011 г. составил 275%, в феврале 2012 г. по отношению к аналогичному периоду 2011 г. - 283%, а в марте - 279%. Хотя не все исследователи дают столь впечатляющие цифры. Например, "Ромир" по заказу PricewaterhouseCoopers (PwC) провел онлайн-опрос, в котором участвовали 2000 респондентов. По данным этой компании, одежда и обувь, заказанные через Сеть, - тоже самая быстрорастущая категория в электронной коммерции, однако рост продаж тут составляет скромные 13%. По словам Алексея Павлыка, экс-гендиректора интернет-гипермаркета Dostavka.ru, в любом случае "очевидно, что этот сегмент не насыщен". Одежные сети только открывают для себя виртуальное пространство.


Выйти в Сеть

Активно интернет-торговлей одеждой занимаются "каталожные" компании - та же Otto Group, работающая с каталогами Quelle в России. Агрессивной рекламной политикой славится французский каталог Bonprix, тоже относящийся к торговой группе Otto. Им через Интернет работать дешевле, нежели рассылать каталоги на дом, за последнее время сами печатные каталоги "похудели" в разы, ассортимент "ушел" на сайты. Ресурсы по продаже одежды есть у российских отделений Finn Flare, Sela, Ostin, в 2011 г. на этот рынок вышел Baon.

"Мы уверены, что интернет-торговлю можно рассматривать как отдельный самостоятельный канал продаж. В современных условиях невозможно эффективно представлять свою продукцию на рынке и доносить до потребителя информацию о товарах без участия такого мощного канала информации, как Интернет, - говорит Андрей Косарев, директор интернет-проектов Finn Flare. - Интернет-магазин окупился в первый же год. Для сравнения: срок окупаемости нашего розничного магазина - от 6 до 24 месяцев".

Тем не менее считается, что Всемирная паутина недооценена ритейлерами. Многие офлайн-сети еще не освоили электронную коммерцию. У них имеются проблемы с построением логистики, также они опасаются большого объема возвратов: ведь заказанная одежда может не подойти. Некоторые операторы рынка в случае возврата одежды не возвращают стоимость доставки, что отталкивает многих потенциальных покупателей. В онлайне пока не особо заметны и ведущие офлайн-сети по продаже обуви. Долгое время было принято считать, что обувь у нас не будут заказывать по Интернету, так как ее нужно примерять. В то же время исследователи считают, что этот сегмент тоже станет развиваться. Sapato, крупнейший проект по продаже обуви в Рунете, существует немногим больше года и пока не вышел на окупаемость. В случае, если проект окажется успешным, вероятно, свои сайты запустят и традиционные офлайн-сети.


Цена без удобства

Доля е-коммерции на розничных рынках:

Регион

Доля, %

Рост рынка, %

Европа

7

10

США

4,6

9

Бразилия

1,3

18

Индия

1,4

53

Китай

3,3

22

Россия

1,8

20

Источник: Enter Связной, 2011 г.

Обувь и одежда всегда считались сложными товарами для электронной коммерции. Прежде всего в Сети стал развиватся некий "биржевой принцип" покупки, а в качестве "биржевого" товара выступили электроника и бытовая техника хорошо известных марок. "Влияние Интернета как на онлайн, так и на традиционную торговлю сформировало две группы потребителей: те, которые уже покупают товары в Интернете, и те, кто еще не делает онлайн-покупки, но просматривает интернет-сайты и онлайн-магазины перед шопингом" - говорится в исследовании сайта Retail.ru. Вместе с тем многие покупатели изначально заходят как раз в обычный магазин, "допрашивают" продавца о преимуществах той или иной марки стиральной машинки, кондиционера и прочей бытовой техники, а потом покупают то же самое на любом из сайтов, где дешевле. Ведь стиральная машинка известной марки одинакового качества что в магазине, что в Сети.

Основным критерием выбора интернет-магазина в РФ является цена. На втором месте - ассортимент, на третьем - условия доставки, на четвертом - доверие к магазину, а удобство навигации по сайту - лишь на пятом месте. В то же время в PwC, проводившем исследование, полагают, что принципы российского покупателя будут меняться. "С разивитием онлайн-торговли цена перестанет быть главным критерием выбора, более важными станут ассортимент, удобство и доверие" - отмечается в исследовании. По крайней мере, англичане ставят цену в рейтинге важности лишь на четвертое место. Соответственно смена предпочтений в России повлечет развитие ассортимента интернет-магазинов, вырастет число онлайн-гипермаркетов, многие категории товаров будут представлены онлайн.

Сейчас, согласно исследованию PwC, первое место в рейтинге онлайн-покупок занимает бытовая техника. Доля ее на рынке составляет 47% (в 2009 г. 40%). Между тем игроки рынка говорят, что этот сегмент уже насыщен: операторы "давят" друг друга ценой, и хотя продажи растут, маржинальность серьезно падет. Второй по величине сегмент - книги (46%), но его доля не увеличивается, как, впрочем, и рынок книг в целом. "Продажи электронных книг в США превысили объемы реализации печатной литературы, печатные книги - тупиковое направление в развитии продаж", - констатирует Алексей Павлык. Лидер российских онлайн-продаж книг "Озон" старается стать универсальной площадкой по продаже всего, он даже приобрел сайт по продаже обуви. "Компания уже начала перепозиционирование своего бренда в глазах покупателей, но это очень долгий и затратный процесс", - считает Алексей Павлык. На третьем месте в рейтинге популярности заказов через Интернет - мобильные телефоны с долей в 38%, далее компьютеры и ПО (37%), одежда и обувь составляют 36%, а туризм и бронирование - 35%, столько же у косметики и парфюмерии. Кроме одежды и обуви, PwC считает растущими также категории видео и аудио (+12%), туризм\бронирование (+11%) и концерты\бронирование (+10%).


На сухом пайке

Рынок розничной торговли в РФ в целом оценивается экспертами магазинов Enter в 19 млрд руб., а рынок электронной коммерции (без учета B2B и купонов) в 320 млн руб. Рост офлайн-торговли составляет 7%, а онлайн-коммерции, по разным оценкам, от 20 до 40%. При этом в отношении роста продаж регионы значительно превосходят обе столицы - Москву и Петербург. "Рынок ожидает децентрализация" - отмечается в исследовании "СПСР-Экспресс". Интересно, что практически пустой в Интернете до сих пор остается ниша продуктов питания. Если верить исследованиям, доля этой категории сейчас вообще незаметна на рынке электронной коммерции. "Все ведущие сети думают о создании магазинов, в том числе и Х5", - говорит Илона Лепп, директор отдела продаж и обслуживания клиентов подразделения аудита розничной торговли "Nielsen Россия". Правда, пока Х5 торгует в Интернете лишь различными гаджетами, книгами и прочим non-food. Известно, что в онлайне планирует работать "Ашан", он подыскивает места под небольшие магазины. Заказать товар можно в Сети, а получить на небольшом складе-магазине по типу "МакАвто". Таким образом "Ашан" пытается освоить интернет-пространство и избавить себя от трудозатратной доставки товара каждому покупателю в условиях московских пробок.

Прогнозируемые тренды развития российского ритейла

Рынок 2011 г.

Рынок 2015 г.

основные тренды

основные тренды

офлайн

онлайн

крупные города

малые города

традиционные форматы

мультиформатность

узкая

широкий

специализация

ассортимент

Источник: Enter Связной