Главные по нарезке
Компания «ПиР-ПАК» не производит сыр и не продает его в розницу, она – российский лидер в фасовке сыра. Торговым сетям требуется уже нарезанный продукт, который можно удобно выложить на полке, а производители далеко не всегда предлагают рознице подобный товар: многие импортеры поставляют сыр лишь головами. При этом для большинства сыров, поступающих в продажу в виде голов, срок хранения после разрезания на куски составляет около 12 часов. После этого, по нормам СанПиНа, такой сыр есть нельзя. Фасованные в фабричных условиях сыры лишены всех этих недостатков: «профессиональная» упаковка на производстве позволяет продлить срок хранения до 4–6 месяцев. «Рынок нарезанного сыра сейчас растет, он не насыщен, и на нем появляются новые игроки», – рассказывает директор по маркетингу «ПиР-ПАК» Екатерина Тимофеева. Теперь компания решила пойти дальше и выпустила собственные марки сыров, в том числе для детей.
Отрезанный ломоть
Изначально основатель «ПиР-ПАК» Андрей Козлов занимался развитием собственного дистрибьюторского молочного бизнеса, однако во время одной европейской поездки заинтересовался фасовкой сыра. На полках в Голландии и Германии он обнаружил более 20 видов фасовок сыров – нарезка, кубики, терка, лепестки, куски – и решил импортировать этот опыт в Россию. Первым его клиентом стал голландский производитель молочных продуктов – фирма Friesland Foods, позднее переименованная в Friesland Campina. Бизнес быстро развивался. В 2005 г. компания «ПиР-ПАК» нарезала 199 т сыра, а в 2010-м – уже 9300 т, в планах на 2011 г. – 14 000 т. В итоге оборот в 2010 г. составил 47,6 млн евро, и «ПиР-ПАК» стал лидером этого рынка с долей в 29%. На руку компании сыграло и то, что в России лишь два крупных игрока оказывали такую услугу, как фасовка чужих сыров, – это петербургский производитель «Невские сыры» и фирма «Гермес». Для «ПиР-ПАК» основной объем сыра как сырья составляет продукция немецких производителей Nordmilch, Gut Von Holstein и Jermi, аргентинской La Paulina, а также Рижского молочного комбината. «Среди российских партнеров компании – ТнВ «Стародубский». Недавно мы также начали работать с белорусским Пружанским молочным комбинатом», – говорит Екатерина Тимофеева. Кроме того, компания фасует собственные торговые марки сетей «Метро С&С», «Дикси», «Монетка», «Квартал» и др. «Красиво упаковать импортный сыр и продать дороже – очень удобно. Другой вопрос, что упакованный сыр хранится дольше, возможно, из-за наличия консервантов», – отмечает председатель правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко. Тем не менее в Европе на долю фасованных сыров приходится более половины рынка. «Многие считают бизнес по фасовке сыра очень простым, но на самом деле это не совсем так, он довольно капиталоемкий. Одна линия по фасовке сыра нам сейчас обходится в 400 000 евро. Деньги надо вкладывать и в оплату труда персонала, и в упаковочные материалы», – рассказывает Екатерина Тимофеева. В частности, пленка, в которую фасуют сыр, в России не производится, ее импортируют из Турции. По данным «ПиР-ПАК», нарезка и упаковка сыра в промышленных условиях приводят к удорожанию сыра на 10 – 40%.
Между тем в этом бизнесе не все безоблачно. Пока крупнейшие торговые сети не имеют собственных мощностей по профессиональной нарезке и расфасовке сыров, однако уже в ближайшее время ситуация может измениться. «Торговые сети думают о том, чтобы установить собственные упаковочные линии, этот тренд очевиден», – подчеркивает Екатерина Тимофеева. В перспективе нескольких лет это больно ударит по бизнесу ее компании. Кроме того, на рынке фасованного сыра явно растет конкуренция отечественных упаковщиков с зарубежными компаниями, которые все чаще завозят в Россию уже нарезанный сыр. Особенно активны сейчас немецкие сыроделы, к примеру фирма Hofmeister.
«Простосыр» и «Анимашка»
Чтобы удержать долю рынка, «ПиР-ПАК» решил обзавестись собственными брендами. В 2010 г. производитель уже вывел на рынок марку «Простосыр». «Хотелось иметь простое название. Это недорогой сыр: нарезка, кусок, тертый. Начали производить 69 т в год и дошли до 457 т. В основном как сырье используются сыры Рижского молочного комбината», – рассказывает Екатерина Тимофеева. Кроме того, компания решила усовершенствовать фасовочный бизнес: в настоящий момент она устанавливает фасовочную линию стоимостью 400 000 евро. Все это понадобилось для того, чтобы вывести на рынок принципиально новый продукт – линейку детских сыров под маркой «Анимашка». По словам управляющего партнера BrandLab Александра Еременко, рынок детских сыров пуст, исключение составляют сырные палочки от «Вимм-Билль-Данна» (ВБД) под маркой «Здрайверы». «Но это не сыр, а сырный продукт, в этом продукте есть растительные жиры, которых в сыре быть не должно», – поясняет Екатерина Тимофеева. Кроме того, по рассказам экспертов, на рынке представлен плавленый сыр «Беби Бель» австрийской фирмы Rupp, но классического твердого сыра под детским брендом на российском рынке нет в принципе. Марка «Анимашка» принадлежит «ПиР-ПАК», однако в будущем она планирует заключить договор с компанией «АнимаКорд» на использование бренда ее мультсериала «Маша и медведь». Запустить такой сыр «ПиР-ПАК» намеревается осенью.
«Доля брендированных сыров в России составляет 5–7% рынка, – говорит ведущий аналитик компании «Маркет Аналитика» Лев Кутепов. – Притом что опросы показывают: потребитель хотел бы покупать брендированный сыр, чтобы иметь возможность идентифицировать его». Между тем, кроме марки «Ламбер», принадлежащей «Вимм-Билль-Данну», ни одного известного отечественного бренда на этом рынке нет. В 2005 – 2006 гг. вывести свои бренды на рынок обещал Переяславский молочный завод, но этот проект закончился провалом, у завода оказалось недостаточно сырого молока для производства сыра, в результате он использовал сухое молоко, что сказывалось на качестве и цене конечного продукта. «Для того чтобы развивались бренды сыров, нужна активность производителей, а производство сыра находится в России не в лучшем состоянии», – констатирует Александр Еременко. По его мнению, наш сырный рынок конкурентен не по брендам, а по цене: сетям важно, кто предложит тот же маасдам дешевле.
Полубрендинг
По словам экспертов, в нашей стране производство цельномолочной продукции развивается намного быстрее, чем сыроварение, потому что требует меньшего времени и трудозатрат. При этом брендирование сыров, как говорит Александр Еременко, дается российскому производителю непросто, потому что отечественный сыр, согласно покупательским ожиданиям, должен быть дешевым. В частности, ВБД удалось создать бренд «Ламбер», ловко скрыв его российское происхождение «иностранным» названием. На создание новой отечественной марки сыра, по данным эксперта, понадобится около $10 млн. Однако то, что сделала «ПиР-ПАК», выведя на рынок «Простосыр», по мнению эксперта, не является в полной мере брендингом. «Марка сыра вполне может быть нейтральной и она будет отличать этот сыр от других, но не станет обладать добавленной стоимостью. Производитель, видимо, чувствует, что надо что-то делать, как-то выделить сыр на полке, но то, что он делает, – это полубрендинг», – рассуждает Александр Еременко.
Зато выход детского сыра, по мнению участников рынка, можно считать неоднозначным явлением. «Некоторая потенциальная емкость в рынке детского сыра есть. Конечно же «специальный детский сыр» – это просто PR-ход, но раскрутили же специальные детские соки. Сыр считается здоровым питанием, и это будет интересно родителям», – отмечает Андрей Даниленко. Но, как подчеркивает эксперт, сами дети больше любят сладкое: детские творожки и творожные массы, а вовсе не сыр. С такой неоднозначностью решения согласны и другие специалисты. «Проблема в том, что инициировать потребление детского сыра должны поначалу сами родители, но пока что сыр для большинства россиян – всего лишь «накладка» на хлеб, законная альтернатива колбасе, и никаких мыслей о гастрономии, о вкусе и эстетике потребления сыра в головах людей не возникает», – указывает Алексей Андреев, президент брендингового агентства Depot WPF. Однако, по его мнению, марка «Анимашка» – это удачный ход с точки зрения кобрендинга с популярным видеопродуктом. Впрочем, сама компания «ПиР-ПАК» пока не уверена в своем начинании, объем инвестиций составит всего 5 млн руб., и планируется выпускать лишь две тонны «Анимашки» в месяц. «Это очень мало. Стоило бы побороться за этот сегмент рынка: ведь тот, кто на него выйдет первым, получит наибольшую прибыль от своих вложений», – резюмирует Лев Кутепов.
Что такое «ПиР-ПАК»
Год основания: 2003
Сфера деятельности: нарезка и упаковка сыра
Оборот: 47,6 млн евро
Основатель: Андрей Козлов
Еще по теме
Бизнес под прицелом. Голая правда о том, что на самом деле происходит в мире бизнеса.
Одна из крупнейших пивоваренных компаний в нашей стране, «САН ИнБев» (российское подразделение пивоваренной компании «Анхойзер-Буш ИнБев»), уделяет большое внимание безопасности производства.