Головы – советские, деньги – американские
Израильские высокие технологии созданы выходцами из советских НИИ на деньги американских инвесторов. На первом этапе развития технологическая промышленность Израиля была тесно связана с оборонкой. Деятельность предприятий подчинялась задачам выживания страны во враждебном окружении. В конце 80-х годов в израильской экономике начались два процесса – конверсия и приток иностранных инвестиций. Так в Израиле появился сектор высоких технологий.
Еще четверть века назад экономика Израиля была отсталой и изолированной, мало отличаясь от экономик соседних арабских государств. Международные санкции и запрет для всех европейских и американских компаний иметь дело с израильскими партнерами оставляли страну на периферии мирового бизнеса. Для модернизации промышленности требовались инвестиции, которые, однако, не могли прийти в закрытую и нестабильную страну. А наполовину милитаризованная, наполовину сельскохозяйственная экономика Израиля была неконкурентоспособной на мировом рынке.
Мир в обмен на инвестиции Своим рождением израильский hi-tech обязан Шимону Пересу. Целью программы ближневосточного урегулирования, последовательно проводившейся Шимоном Пересом на разных политических постах, было встраивание Израиля в мировую экономику в обмен на определенные уступки. Как сообщила «Ко» заместитель спикера кнессета Софа Ландвер, «экономика Израиля, структура производства и потребления очень зависят от окружающей обстановки, уровня безопасности. Как только начинает расти напряженность и учащаются теракты, так сразу же сокращается производство, закрываются фабрики, растут цены и безработица». Шимону Пересу в свое время удалось заключить соглашения с ООП, подписать мирный договор с Иорданией, значительно улучшить отношения с остальным арабским миром. Вслед за процессом урегулирования началась либерализация и приватизация телекоммуникационной и высокотехнологической промышленности Израиля. Высококвалифицированных специалистов в стране было с избытком. На 10 тыс. человек приходилось (и приходится поныне) около 150 инженеров и ученых. Многие из них приехали из бывшего СССР и имели очень высокий уровень подготовки. Для реализации такого колоссального интеллектуального потенциала требовались столь же колоссальные инвестиции. Они пришли из-за океана.
За кромкой пляжей Сегодня Израиль представляет собой крупнейший в мире после Силиконовой долины научно-технический парк. На 6,5 млн населения всей страны приходится 4 тыс. технологических предприятий. В пиковый период Интернет-лихорадки 1999 – 2000 годов в Израиле ежедневно создавались два-три венчурных предприятия. По данным израильской ассоциации венчурного капитала, в течение 2000 года в hi-tech было инвестировано $2,5 млрд. Основную часть – около $1,7 млрд – составили прямые американские инвестиции; еще $435,6 млн вложили израильские венчурные фонды, которые, в свою очередь, получили деньги из тех же США. Более половины общей суммы было направлено на развитие телекоммуникаций. Но и отдача от каждого вложенного доллара получилась немалой. По данным центрального бюро статистики Израиля, объем экспорта высокотехнологической продукции достиг в 2000 году $15 млрд – это около трети всего экспорта страны. Только программных продуктов было экспортировано на $2,5 млрд. Суммарная капитализация 83 израильских компаний, вышедших на NASDAQ, достигает $54 млрд. Средняя зарплата работников в отрасли составляет $53 тыс. в год. В 2000 году темпы роста израильской экономики составили 5%, и рост этот достигнут прежде всего за счет развития технологического сектора. По мнению Софы Ландвер, скачку в развитии hi-tech во многом способствовала волна репатриации из бывшего СССР. «В Израиле нет полезных ископаемых. Главное природное богатство страны – умные головы. В технологических отраслях 42% всех работников – русскоязычные. Это в два раза больше, чем доля всего русскоязычного населения в Израиле. А в некоторых компаниях штат на 80 – 90% укомплектован репатриантами из бывшего СССР», – рассказывает г-жа Ландвер. Израильтяне намерены развивать свой интеллектуальный потенциал. В стране, традиционно уделяющей большое внимание образованию, действуют несколько правительственных программ по информатизации средних и высших учебных заведений, обучению школьников и студентов работе с Интернет-технологиями. Правительство сейчас рассматривает вопрос о выделении только на развитие Интернет-образования $150 млн в год дополнительно к существующим расходным статьям. Из 3195 учебных заведений компьютеризирована почти половина, в распоряжении школьников и студентов – 55 тыс. компьютеров. По оценкам правительственных экспертов, для полной компьютеризации в сфере образования необходимо еще 124 тыс. ПК.
Рывок за десять лет Либерализация телекоммуникационного рынка Израиля и открытие его для иностранных компаний начались в 90-х годах. В конце 1996-го было принято правительственное решение о поэтапном допуске частных предприятий на телекоммуникационный рынок. Прежде на нем безраздельно господствовала правительственная компания Bezeq. Основанная в 1984 году, Bezeq практически с нуля построила в стране телекоммуникационную сеть, отвечающую самым высоким стандартам. После приватизации Bezeq ее крупнейшими акционерами являются правительство (54%) и Gad Zeevi group (28%). Окончательно процесс разгосударствления бывшего монополиста должен закончиться в 2001 году. Bezeq проникла и на рынок мобильной телефонии, создав совместно с Motorola мобильного оператора Pelephone. Израильтяне довольно много говорят по мобильным телефонам. В среднем один абонент в Израиле наговаривает ежемесячно 350 минут. В Европе эта цифра составляет 140 минут, а в США – 100 минут. Причем в Израиле мобильные телефоны находятся на руках у 4 млн жителей, то есть у двух третей всего населения. Столь же высокого уровня распространения мобильной телефонии добились только скандинавские страны. Pelephone работает в стандарте CDMA, а его более молодой конкурент Partner/Orange развивает GSM.
Слияние и поглощения Несмотря на политическую нестабильность, поток инвестиций в Израиль вряд ли иссякнет. Президент America Online Investment Лигал Лидэр заявил, что его компания будет увеличивать инвестиции в эту страну. В 1998-м AOL за $ 400 млн приобрела компанию Mirabilis – разработчика ICQ, популярной во всем мире технологии обмена сообщениями в Интернете. А в прошлом году AOL Investment вложила $50 млн в семь израильских компаний и четыре венчурных фонда. Сумма, казалось бы, небольшая, но вместе с деньгами передаются еще и знания, развивается интеграция израильских и американских предприятий, что для экономики страны не менее важно. Наиболее громкой сделкой прошлого года стало поглощение – американская Lucent приобрела израильскую Cromatis путем обмена акций на сумму $4,6 млрд. До этого в истории израильского бизнеса наиболее крупным считалось поглощение Intel компании DSP Communications, занимающейся разработкой решений для цифровых сотовых коммуникаций. Intel, стремясь к развитию своего Интернет-бизнеса и приложений для него, выложила в 1999 году $1,6 млрд. Самым успешным венчурным проектом в Израиле аналитики считают компанию Checkpoint. Ее даже сравнивают с Microsoft на раннем этапе развития. Компания была основана в 1994 году группой программистов, уволившихся в запас из израильской армии. Сейчас Chekpoint контролирует более 50% мирового рынка технологий Firewall, обеспечивающих контроль за доступом к сетям. Объем этого быстрорастущего рынка в прошлом году оценивался в $548 млн. Но израильские компании не только с выгодой продают себя и свои решения, но и занимаются приобретениями. Мировой лидер в разработке CRM-систем – компания Amdoсs собирается за $400 млн выкупить у канадской Nortel фирму Сlarify, постоянными клиентами которой являются и General Electric и Microsoft. (Сама Nortel в 1999 году заплатила за Clarify $1,2 млрд, но сейчас проводит программу реструктуризации своих активов). Израильский технологический рынок, ставший после либерализации наиболее крупным на Ближнем Востоке, теперь является еще и одним из факторов политической стабильности – транснациональные корпорации, вложив в израильский рынок миллиарды долларов, не хотели бы его потерять.
Еще по теме
Самая большая авиакомпания мира, American Airlines, готовилась отметить свой 75-летний юбилей в октябре 2001 года. Отметить так, как подобает компании, ставшей живым воплощением американской мечты о полете. Но предвкушение праздника так и не стало праздником. Террористы-фанатики использовали «главные крылья Америки» в своих черных целях. Мечта разрушилась одновременно с падением двух небоскребов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.