Top.Mail.Ru
архив

Гонки по нефтяной вертикали

"Раз начавшийся в нашей стране процесс передела собственности остановить уже невозможно", - невесело заметил как-то в разговоре топ-менеджер далеко не самой крупной отечественной нефтедобывающей компании. События, происходившие в отрасли в течение последнего года, похоже, полностью подтверждают этот прогноз.

Российские нефтяные тяжеловесы по-прежнему демонстрируют здоровый аппетит и готовность поработать над усовершенствованием и приращением своих активов. Тем более что весьма благоприятная конъюнктура цен на мировом нефтяном рынке делает этот процесс гораздо менее сложным и болезненным. Для тяжеловесов, разумеется. Что же касается остальных компаний, которым приходится выступать в роли потенциальных "жертв" более сильного хищника, то им остается лишь руководствоваться грустным принципом, вытекающим из сегодняшней российской действительности: улыбаясь, вы делаете свои зубы абсолютно беззащитными.

Перераспределение активов - процесс всегда болезненный, хлопотный и нервный. Тем более в нашей стране. Тем более в нефтяной отрасли. Примеров цивилизованных поглощений и слияний так мало, что впору задуматься о правомерности применения данных терминов. Вообще-то в мировой практике под слиянием подразумевается создание на базе объединяющихся субъектов нового общества, которое получает все права и обязанности реорганизуемых компаний. А поглощением признается прекращение деятельности одной или нескольких компаний с передачей всех их прав и обязанностей иному юридическому лицу.

В российской же нефтяной отрасли приращение активов по большей части происходит либо за счет враждебного поглощения, либо за счет приватизации госсобственности. Причем первый метод, выпестованный в США и Великобритании, великолепно прижился на российской бизнес-почве и является сегодня в нашей стране гораздо более распространенным. И хотя хитроумные западные менеджеры придумали немало способов противостоять враждебному поглощению (см. справку "Защита от враждебного поглощения"), практика показывает, что компания-"хищник", как правило, все же добивается поставленной цели.

Итак, подведем некоторые итоги событий, происшедших в отрасли после выхода в свет предыдущего выпуска "Петролеум Ко" (№ 2 от 8 мая 2000 года). Попробуем прежде всего выделить общие тенденции, наметившиеся в борьбе за оставшуюся "неприбранной к рукам" собственность в "нефтянке".

Как и полгода назад, основными игроками в процессе передела активов продолжают оставаться крупнейшие российские нефтяные холдинги: "ЛУКойл", ЮКОС, Тюменская нефтяная компания (ТНК). Третья по объемам добычи и первая по финансовым показателям (по крайней мере, за 1999 год) компания "Сургутнефтегаз", к сожалению, как и прежде, придерживается неспешной стратегии step by step, фактически оставаясь пассивным наблюдателем происходящего дележа. Интересно отметить и то, что процесс передела отрасли практически полностью игнорируется западными нефтяными компаниями, все реже выказывающими заинтересованность в каких-либо крупных российских проектах.

С другой стороны, последние оставшиеся в госсобственности нефтяные холдинги "Роснефть" и "Славнефть" весьма рьяно занялись консолидацией собственных активов и оптимизацией своей деятельности, что не замедлило положительно отразиться на их производственных показателях.

Кроме того, российские нефтяные компании приступили к активной экспансии на просторы ближнего и дальнего зарубежья: они приобретают в собственность нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы, сбытовые структуры, а также участвуют в совместных проектах по освоению углеводородных ресурсов.

По уже сложившейся традиции в роли основного агрессора вновь выступила Тюменская нефтяная компания. Амбиции акционеров и менеджеров ТНК превратили одну из самых молодых в отрасли компаний в динамично развивающийся холдинг, в сферу интересов которого, похоже, входит все, что связано со словом "нефть".

Кстати, о нефти. Если в прошлом году ТНК занимала по объемам добычи пятое место в России (чуть больше 20 млн т), то в 2000-м компания намерена добыть 30-31 млн т. Заметим, правда, что столь резкое увеличение объемов добычи связано в первую очередь с приобретением "танкистами" основных нефтедобывающих предприятий компании "Сиданко" - "Черногорнефть" и "Кондпетролеум". Таким образом, ТНК, скорее всего, переместится на четвертую позицию по объемам добываемой нефти, обогнав "Татнефть" (добыча в 1999 году вместе с СП - 24,1 млн т) и приблизившись к "Сургутнефтегазу" (объем добычи в 1999 году - 37,6 млн т). Хотя, конечно, до абсолютного лидера - "ЛУКойла", добывающего свыше 75 млн т в год - ТНК еще очень далеко.

Резкое увеличение объемов добычи подвигло "танкистов" на приобретение дополнительных нефтеперерабатывающих мощностей, поскольку нуждающийся в серьезной реконструкции Рязанский НПЗ, входящий в ТНК, способен сегодня перерабатывать лишь 12 млн т нефти в год. В июле нынешнего года ООО "Тюменская нефтяная компания-Украина" приобрело на конкурсе за 50 млн гривен ($1=5,4 гривны) госпакет акций (67,4%) Лисичанского НПЗ (Украина), введенного в эксплуатацию в 1976 году и способного перерабатывать до 16 млн т нефти.

Если украинский нефтеперерабатывающий завод "танкисты" приобрели без эксцессов, то на российском "фронте" дела у ТНК идут не так гладко. Главные проблемы связаны с урегулированием взаимоотношений с основными акционерами "Сиданко": группой "Интеррос" и британо-американским гигантом BP Amoco. Напомним, что еще в декабре прошлого года ТНК и акционеры "Сиданко" подписали стратегическое соглашение, согласно которому Тюменская нефтяная компания должна была вернуть "Сиданко" активы "Черногорнефти", получив взамен блокирующий пакет акций холдинга. До последнего времени стороны держали подробности сделки в секрете, и только в последние недели стало ясно, что акционеры обеих компаний не слишком довольны друг другом. В минувшую среду глава холдинговой группы "Интеррос" Владимир Потанин заявил, что дополнительная эмиссия акций "Сиданко", предусмотренная для передачи пакета 25%+1 акция холдинга акционерам ТНК, может быть отменена, если станет ясно, что ТНК не выполнит достигнутых в декабре договоренностей. В таком случае "Сиданко" готова оспаривать итоги аукциона по продаже бизнеса "Черногорнефти" в судебных инстанциях. Что же касается "танкистов", то их не устраивает эмиссионный путь завершения сделки. По мнению представителей акционеров ТНК, проведение сделки через дополнительную эмиссию "является небезопасным" (подробнее см. стр. 2).

Также неопределенно развивается ситуация, связанная с противостоянием ТНК и российско-белорусской государственной компании "Славнефть". Несмотря на то что дружественные и аффилированные с ТНК структуры владеют 12,6% холдинга "Славнефть", 26,8% компании "Славнефть-Мегионнефтегаз" и 33,1% "Славнефти-Ярославнефтеоргсинтеза", госкомпании пока удается вполне успешно противостоять атакам "танкистов". Более того, возглавляемая Михаилом Гуцериевым "Славнефть" перешла в наступление, скупив пакеты акций в добывающих подразделениях ТНК и внедрившись в традиционные регионы сбыта нефтепродуктов тюменцев. В конце сентября председатель правления ТНК Герман Хан заявил, что стратегического решения о дальнейшей судьбе пакетов акций "Славнефти" и ее "дочек", контролируемых близкими к ТНК компаниями, пока нет.

Но главным событием, связанным с "танкистами", стала победа в сентябре подконтрольной ТНК "ЕвроТЭК" на конкурсе с инвестиционными условиями по 85% акций госкомпании ОНАКО (подробнее об этом - см. "Ко" №39 от 16 октября 2000 года). Удивили как сам победитель, так и цена в $1,08 млрд. Во-первых, аналитики и эксперты в один голос пророчили победу альянсу ЮКОСа, "Сибнефти" и "Стройтрансгаза" ("ЛУКойл" отказался от претензий на ОНАКО буквально накануне конкурса). Во-вторых, специалисты столь же единогласно утверждали, что красная цена небольшой региональной компании ОНАКО - $500 млн - $600 млн. Правда, менеджеры ТНК утверждают, что вполне довольны приобретенными активами - за которые они, по их мнению, не переплатили - и намерены сохранить ОНАКО как самостоятельное юридическое лицо. Но оказалось, что "танкистам" рано успокаиваться и подсчитывать, как оренбургская компания окупится за 3,5 года. Поскольку теперь ТНК предстоит вести переговоры либо о сотрудничестве, либо о выкупе 40% акций единственного нефтедобывающего звена ОНАКО - "Оренбургнефти", которые находятся в собственности "Сибнефти".

Пакет акций "Оренбургнефти" контролируемая Романом Абрамовичем компания приобрела у ЮКОСа. Видимо, Михаил Ходорковский,* лелеявший планы объединения в единую технологическую цепочку предприятий ОНАКО и ЮКОСа, все же решил сконцентрировать усилия своей компании на восточносибирском направлении.

Еще в начале сентября было объявлено о создании на паритетных началах управляющей компании "РИНКО-ЮКОС", которая займется организацией и управлением производственными процессами на предприятиях Ангарской нефтехимической компании и сбытах, расположенных в Иркутской области и Бурятии. Напомним, что бывшие восточносибирские активы "Сиданко" были переуступлены акционерами холдинга компании "Росинвестнефть" еще в конце прошлого года.

Вслед за тем в конце сентября ЮКОС, как и прогнозировал "Петролеум Ко" (№ 2 от 8 мая 2000 года), объявил о приобретении 19,9% акций Восточно-Сибирской нефтегазовой компании (ВСНГК), 51,4% акций которой осенью 1999 года были проданы "Сибнефтью" компании "Роснефтегазстрой". ЮКОС не скрывает намерений увеличить свою долю в акционерном капитале ВСНГК "вплоть до получения полного контроля над компанией".

В случае реализации своих планов Михаил Ходорковский получит фактически полный карт-бланш для создания стабильной ресурсной базы при реализации проекта экспорта сырой нефти на рынки Восточной и Юго-Восточной Азии - в первую очередь в Китай. Напомним, что ВСНГК принадлежит лицензия на геологоразведочные работы, а также на разработку Юрубченского участка Юрубчено-Тахомской зоны (Красноярский край). Геологические запасы нефти Юрубченского участка оцениваются в 700 млн т. Между тем контролируемая ЮКОСом Восточная нефтяная компания (ВНК), которой принадлежит лицензия на Терско-Камский участок (запасы - 388 млн т) Юрубчено-Тахомской зоны, в текущем году планирует начать здесь поисковое бурение. Добавим, что с декабря прошлого года ЮКОС приступил к поставкам нефти и нефтепродуктов в Китай по железной дороге, а в настоящее время полным ходом ведутся переговоры с китайской стороной о начале разработки ТЭО любимого детища ЮКОСа - проекта строительства нефтепровода из России в КНР.

Кроме того, компания активизировалась на направлении, которое никогда ранее не рассматривалось ЮКОСом в качестве стратегического. В конце июля "ЛУКойл", ЮКОС и "Газпром" подписали учредительные документы о создании Каспийской нефтяной компании (КНК), в акционерном капитале которой каждому из участников будет принадлежать по трети. Компания создается для разведки и разработки месторождений углеводородов в северной части Каспийского моря, примыкающей к российской территории. В ближайшие два года КНК будет возглавлять представитель "ЛУКойла" Александр Порохнин. Несмотря на то что КНК от роду всего три месяца, компания уже получила приглашение официального Тегерана по изучению мелководной части иранского шельфа Каспия.

Что касается крупнейшего российского нефтяного холдинга - "ЛУКойла", то компания за прошедшее время вполне удачно завершила конфликт с "Сибуром", связанный с борьбой за активы компании "Норси-Ойл". С одной стороны, "ЛУКойл" и нефтехимический холдинг подписали соглашение о стратегическом партнерстве, с другой - "ЛУКойл" обязался приобрести контрольный пакет НПЗ "Норси". Причем в ближайшие 5 - 6 лет компания намерена инвестировать в НПЗ не менее $500 млн.

"ЛУКойл" по-прежнему не оставляет попыток взять под полный контроль "ключ" к богатейшим запасам Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции - компанию "Архангельскгеолдобыча" (АГД). В начале октября "ЛУКойл" направил в ФКЦБ проспект дополнительной эмиссии акций (2,5% от капитала компании) для обмена на акции АГД. По словам вице-президента холдинга Леонида Федуна, соглашение об обмене на акции "ЛУКойла" достигнуто со всеми акционерами АГД, за исключением "Роснефти", которой принадлежит 25,5% акций предприятия.

Защита от враждебного поглощения

В случае, если компания подверглась атаке "хищника", у акционеров и менеджмента есть две модели поведения.

Первая: вывешивание белого флага и полная капитуляция, что не слишком выгодно с материальной точки зрения и крайне обидно - с моральной.

Вторая: даже если у компании-"жертвы" мало шансов устоять в неравной борьбе (как правило, в роли "хищника" выступают более крупные компании), проиграть можно достойно, нанеся агрессору весьма ощутимый урон. Для реализации плана возмездия существуют многочисленные и довольно изощренные способы, но мы перечислим лишь основные и наиболее распространенные:

  • "Акулья отрава" (Shark Repellent) - поправки к уставу компании, значительно усложняющие враждебное поглощение. Смысл этих поправок обычно заключается в установлении определенных трудновыполнимых условий для перехода контроля над компанией.
  • Защита Пэк-Мена (Pack-Man Defense) - применяется компанией, пытающейся избежать враждебного поглощения. "Жертва" переходит в наступление, проводя, например, массированную скупку акций "хищника".
  • "Отравленная пилюля" (Poison Pill) - совет директоров "жертвы" получает право создавать новый класс ценных бумаг компании (их и называют "отравленными пилюлями"), которые в случае враждебного поглощения получают право голоса.
  • "Золотой парашют" (Golden Parachute) - тактика, применяемая топ-менеджерами компании-"жертвы". Заключается в установлении весьма высоких компенсаций, выплачиваемых высшему руководству компании в случае слияния или враждебного поглощения.
  • "Белый рыцарь" (White Knight) - потенциальный дружественный покупатель, которого находит компания-"жертва", дабы избежать враждебного поглощения.
  • "Драгоценности короны" (Crown Jewels) - когда есть уверенность, что "хищника" интересуют вполне определенные активы компании-"жертвы"; менеджмент последней может их продать, чтобы избежать враждебного поглощения.
  • Тактика выжженной земли (Scorched Earth Policy) - комплекс кардинальных мер, направленных на превращение компании-"жертвы" в максимально непривлекательный актив.

    Однако основное событие для "ЛУКойла" все же впереди: на следующий год перенесена продажа 4,5% из оставшихся в госсобственности 7% акций российского нефтяного гиганта. Напомним, что РФФИ объявил о намерении выставить эти акции на биржевые торги на Западе в виде ADR, однако действующее российское законодательство о приватизации не предусматривает подобной формы продажи.

    Пока "ЛУКойл" готовится к продаже очередной части из госпакета акций, РФФИ в первой декаде октября приступил к приему заявок на аукцион по продаже 0,814% акций "Сургутнефтегаза". Стартовая цена одной акции (номиналом 1 рубль) определена в 7,84 тыс. руб.

    Возглавляемая Владимиром Богдановым компания по-прежнему удерживает лидирующие позиции по темпам роста производственных и финансовых показателей. За первое полугодие текущего года балансовая прибыль "СНГ" составила 47,9 млрд руб. (за аналогичный период прошлого года эта цифра составляла 12,7 млрд руб.). За шесть месяцев 2000-го года компания добыла 19,8 млн т (за аналогичный период прошлого года - 18,23 млн т).

    По словам Владимира Богданова, в ближайшем будущем "Сургутнефтегаз" примет участие в готовящихся тендерах на право освоения месторождений в Республике Коми, Узбекистане, Казахстане и в одной из ближневосточных стран.

    Не сбрасывает "СНГ" со счетов и якутские газовые проекты. По крайней мере, согласно последней информации, подходит к завершающей стадии разработка ТЭО поставок природного газа из Республики Саха в северо-восточные провинции Китая. Сырьевой базой для поставок газа в Китай станут четыре газоконденсатных месторождения республики с суммарными запасами более триллиона кубометров газа, базовым из которых является Чаяндинское месторождение. Объемы экспорта газа будут достигать 15 - 20 млрд куб. м. Расчетный срок реализации проекта составляет 30 лет, срок окупаемости - 5 - 6 лет, внутренняя норма рентабельности - 20 - 37%.

    Добавим, что правительство Якутии уже объявило, что до конца 2001 года продаст 19% акций "Саханефтегаза" стратегическому инвестору. Учитывая налаживающиеся тесные взаимоотношения между "СНГ" и "Саханефтегазом" ("Сургутнефтегаз" выступает консультантом "Саханефтегаза" по переходу на единую акцию, а также ведет переговоры об участии в проектах разработки якутских месторождений), долго искать инвестора якутскому правительству не придется.

    * признан в России иностранным агентом.

    Еще по теме