Top.Mail.Ru
архив

Горячая осень-99

Актуальные международные события и их умелое использование впервые за последние несколько недель существенно изменили состав лидеров рейтинга. На первое место безоговорочно вышла кампания Бориса Ельцина, причем средняя оценка, выставленная ей экспертами, является наивысшей за все время существования рейтинга - 4,43 (по пятибалльной шкале). Таким образом, эксперты-профессионалы оценили и поведение президента на саммите в Стамбуле, и удачное PR-сопровождение поездки как в России, так и за рубежом. В принципе успех Ельцина легко объясним. Уж если общественное мнение столь высоко оценило действия Путина в Чечне, то защиту национальных интересов России на международной арене оно наверняка готово поддержать с еще большим воодушевлением. Тем более что саммит в Стамбуле сопровождался массированной информационной подготовкой и широкой PR-поддержкой по всем направлениям.

"Народные эксперты" тоже высоко оценили выступление российского президента. Респондентам "все равно, кто поехал в Стамбул - Ельцин или Путин". Главное - это возможность показать мировому сообществу величие России. Суровость тона Ельцина совпадает с преобладающими общественными настроениями. К тому же еще не забыто Косово: "Народ обрадовался жесткому и непримиримому тону Ельцина", "Сколько можно унижаться?", "Чечня - несомненно, наше внутреннее дело, "западники" бы свой кусок никому не отдали, а в чужие дела залезть норовят".

Лидер прошлых рейтингов - кампания Владимира Путина, хотя и изобиловала свежими ходами и решениями, заняла, согласно оценке экспертов-профессионалов, только третье место. Кампанию Путина не спас даже факт переговоров премьера с лидерами ОВР, в ходе которых глава правительства выглядел как никогда выигрышно. Этот ход можно расценить как готовность премьера примерить лавры миротворца в наиболее остром на сегодняшний день внутриполитическом конфликте.

Безусловно, причина существенного изменения оценок кампании премьера лежит вне его PR-активности. Отсутствие Путина на саммите в Стамбуле, его деятельность "на хозяйстве" и переход к Сергею Шойгу права пропагандировать на международной арене необходимость военной операции в Чечне породили массу слухов не в пользу премьера. Но, скорее всего, PR-кампания Ельцина окажется кампанией-вспышкой и уже на следующей неделе PR-кампания премьера вновь займет лидирующее место.

Оттеснение кампании премьера из лидеров нашего рейтинга можно также объяснить не очень явной, но продуктивной кампанией против Владимира Путина. Хотя эта кампания заняла одно из последних мест в рейтинге, ее последствия уже налицо. Поскольку серьезных промахов в кампании премьера нет, его оппоненты решили использовать слухи и иносказания. С одной стороны, уже в течение месяца циркулируют слухи о возможной отставке премьера, сопровождающиеся на этой неделе весьма активной раскруткой имен возможных преемников Путина: Шойгу и Иванова. Что интересно, PR-кампании обоих были теснейшим образом связаны с саммитом в Стамбуле. С другой стороны, слухи все чаще касаются навязываемой некоторыми СМИ связи премьера с "семьей", а также намеков на возможное использование Путина в качестве разменной монеты в новых планах администрации президента. Недаром профессиональные эксперты назвали слух о замене Путина на Иванова или Шойгу "слухом недели". "Народные эксперты" не желают перетасовок в правительстве: "Надеюсь, у Ельцина хватит ума оставить свои вечные рокировочки при себе".

Стоит также упомянуть другой интересный результат - существенное снижение оценок экспертами-профессионалами кампании в поддержку политики правительства в Чечне. Хотя успех Ельцина на стамбульском саммите был связан именно с отстаиванием политики России в Чечне, пропагандистская кампания в поддержку чеченской операции, по мнению экспертов-профессионалов, существенно снизила обороты.

"Народные эксперты" также отметили ослабление военной темы, связывая это с успехами федеральных войск. По их мнению, основная задача военной операции - вытеснение боевиков в горы - успешно выполняется и близка к завершению: "Военные хорошо выполняют задачу, потери минимальны". Однако будущее Чечни не видится радужным никому: "Будет война в горах на долгие-долгие годы". "Народные эксперты" отметили также смещение акцентов в СМИ в сторону "мира": "Правительство уже дает чеченцам свет и газ, открываются школы".

Еще одним событием недели стал новый виток кампании против "семьи" и окружения президента. После продолжительного перерыва эта кампания заняла четвертое место. В связи с этим некоторыми экспертами была особо отмечена активная деятельность "Медиа-Моста", который от сдержанного оппонирования администрации президента постепенно перешел в активное наступление. "Народные эксперты", воодушевленные тем, как "Ельцин подирижировал главами западных правительств", практически не заметили усиления антипрезидентской кампании.

Отчасти кампания против "семьи" стала ответом на неослабевающую антилужковскую агитацию и традиционный воскресный компромат на лидеров ОВР "от Доренко". Уже не в первый раз воскресный эфир Доренко признан экспертами-профессионалами черным PR недели, хотя, по мнению исполнительного директора Ассоциации российских банков Александра Загрядского, кампания компромата против ОВР и Лужкова начинает выдыхаться, о чем свидетельствует регулярное использование одних и тех же приемов.

Заметим, кстати, что именно обвинения в связях с "семьей" мешают росту рейтинга Сергея Шойгу. Несмотря на титанические усилия администрации "подрастить" возможного премьера (Шойгу был вновь заслан с рабочей поездкой на Северный Кавказ и представлял Россию на пресс-конференции в Стамбуле), эксперты-профессионалы не очень высоко оценили PR-кампанию Шойгу. Не помогли министру и его коллегам по новоиспеченному блоку и выработанные, по-видимому, на скорую руку проекты реформирования всего и вся - Государственной Думы, городской власти Москвы и т.д.

Кампания против ОВР устойчиво держится в лидерах рейтинга, занимая в нем вторую строчку. В массированной информационной войне, целенаправленно ведущейся против ОВР, некоторые СМИ пока сдерживают попытки блока и его лидеров отбиться от компромата и перейти в наступление. Похоже, на прошедшей неделе лидеры ОВР, поняв наконец катастрофичность ситуации, приняли на вооружение новую тактику ведения своей кампании. Блок ОВР инициировал переговоры с премьер-министром Владимиром Путиным и, по-видимому, попытается при поддержке премьера все-таки договориться с Кремлем о снижении накала борьбы.

Эксперты-профессионалы высоко оценили эффективность кампании одного из лидеров блока ОВР - в отличие, кстати, от кампании блока в целом. Евгений Примаков по итогам нашего PR-рейтинга уже не первый раз переигрывает своего коллегу Юрия Лужкова. В то время как Лужков по-прежнему пытается отмежеваться от компромата, Примаков переходит в наступление и выдвигает все новые предложения, раскручивая прежде всего свою собственную фигуру, а не блок в целом. Находкой недели профессиональные эксперты признали селекторную пресс-конференцию Примакова с региональными журналистами. По мнению Александра Загрядского, высокой оценки, к примеру, заслуживает тот факт, что Примакову удалось наладить контакт с региональными СМИ.

Интересно отметить, что "народные эксперты" устали от многонедельного "слива грязи с голубых экранов" и в их представлении образы политиков "сливаются в одну мафиозно-бандитскую рожу": "Я стал с отвращением относиться и к Лужкову, и к фактам, которыми его гробят, и к Доренко". Однако интересно и то, что компромат не липнет к Примакову: по мнению "народных экспертов", на истекшей неделе Евгений Максимович вел себя "тихо и скромно, как истинный дипломат". Многим "народным экспертам" "отвратительно было слушать" пассажи Доренко о разрушающихся суставах Примакова и о его "горском" происхождении.

Профессиональными экспертами рейтинга выступают:

С.А. Авдеенко, зав. отделом политики журнала "Итоги"; М.Ю. Виноградов, ведущий эксперт Независимого института выборных технологий; А.К. Гнатюк, президент "ИМА-консалтинг"; Д.Д. Дегтяренко, главный редактор информационно-аналитического бюллетеня "Новости СМИ"; В.А. Евстафьев, президент рекламной группы "Максима"; А.Е. Загрядский, исполнительный директор Ассоциации российских банков; М.Л. Ковальский, главный редактор еженедельника "Коммерсантъ-Власть"; М.М. Кожокин, главный редактор газеты "Известия"; З.Э. Ларькина, генеральный директор информационного агентства AK&M; Н.А. Мандрова, руководитель пресс-службы избирательного блока "Отечество - Вся Россия"; И.Е. Минтусов, председатель совета директоров центра политического консалтинга "Никколо-М"; В.В. Моисеева, генеральный директор агентства "Имиджленд"; А.В. Нискин, директор по развитию агентства "Михайлов и партнеры"; В.З. Пилия, креативный директор агентства "Тайный советник"; А.П. Ситников, президент консалтинговой группы "Имидж-контакт"; А.П. Торшин, заместитель генерального директора Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО); В.А. Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт"; Г.Г. Ханов, президент холдинга Publicity; А.А. Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры России; И.Е. Ясина, обозреватель газеты "Время МН".

НоминацияАкция
Находка Селекторная пресс-конференция Примакова с региональными журналистами
Контрпропаганда PR-кампания против ОВР и Юрия Лужкова
Слух Слухи об отставке Путина и о его возможных преемниках (Иванов, Шойгу)
Черный PR "Сериал" Доренко
Скандал Кампания против МВД Москвы
  PR-мероприятия (15 – 21 ноября)Баллы
1 Кампания Бориса Ельцина Выступление на стамбульском саммите, освещение поездки в СМИ 4,43
2 PR-кампания против ОВР и ЮрияЛужкова Бесплатная раздача картошки – акция против московских цен

Антиреклама "Семейный бизнес" Новостные программы на ОРТ, РТР, ТВ-6, публикации в печатных СМИ

3,93
3 Кампания Владимира Путина

Встреча с военнослужащими 201-й дивизии в Таджикистане

Встреча с лидерами ОВР

Интервью ОРТ

3,64
4 Кампания против "семьи" Материалы и публикации на НТВ и в газете "Сегодня" против Внешэкономбанка, ОРТ, Березовского и администрации президента Материалы с критикой администрации президента и "семьи" на ТВ-6, в "МК" и др. СМИ 3,36
5 Кампания Евгения Примакова

Селекторная пресс-конференция с региональными СМИ Критика администрации президента Заявления о "достойной" кандидатуре Путина на президентских выборах

3,14
6 Кампания "Союза правых сил" и Сергея Кириенко

Выступления Кириенко и Чубайса в воскресном эфире НТВ и РТР

Конференция блока, призыв не допустить прихода в Госдуму экстремистов Программа развития Москвы Выход книги "Хакамада – девичья фамилия"

3,00
7 Кампания в поддержку действий федеральных властей в Чечне Встреча в Росинформцентре с лидером Союза народов Чечни А. Аслахановым.

Встреча Путина с муфтием Чечни

Освещение военной операции и нормализации жизни в освобожденных районах

2,89
8 Кампания Сергея Шойгу Поездка в Стамбул, пресс-конференция по Чечне Вторая поездка по Северному Кавказу

Заявление о возможном проведении в Чечне выборов в Госдуму

2,79
9 Кампания блока "Отечество – Вся Россия" Критика Примаковым "некоторых СМИ" – оппонентов ОВР

Поддержка блока М. Горбачевым

2,79
10 Кампания Бориса Березовского План чеченского урегулирования

Встреча с Владимиром Путиным

2,71
11 Кампания "Медведя"

Предложения А. Карелина о реформировании Государственной Думы

Законопроект о реформе городской власти Москвы

Выступление А. Гурова за отмену выборов мэра Москвы 19 декабря

Губернаторская кампания в Подмосковье заместителя Шойгу Владимира Клименко

Заявление Шойгу о возможности выдвижения ОВР и "Медведем" единого кандидата в президенты

Комментарий к заявлениям лидеров ОВР

2,57
12 Кампания против войны в Чечне

Публикации о беженцах и проблемах "освобожденных территорий"

Европейские поездки представителей правительства Чечни

2,50
13 Контрпропагандистская кампания Юрия Лужкова

Пресс-конференция И. Орджоникидзе по поводу программы С. Доренко

Иск Елены Батуриной к ФСБ

Демарш Законодательного собрания Башкортостана

2,50
14 Кампания ЛДПР Гарантии поддержки Путина во втором туре президентских выборов

Интервью и выступления Жириновского на ТВ

2,43
15 Кампания против Владимира Путина

Слухи в связи с отсутствием премьера на саммите в Стамбуле

Слухи о связях премьера с "семьей"

2,29
16 Кампания против "Медведя" Критика Ю. Лужковым "прокремлевской коалиции"

Публикации в СМИ

2,14
17 Кампания "Яблока" Степашин в Адыгее и на Ставрополье

План чеченского урегулирования от Степашина

2,04
18 Кампания НДР Поддержка В. Черномырдиным и В. Рыжковым политики правительства в Чечне 2,00
19 Кампания Игоря Иванова Слухи о возможном преемнике Путина на посту премьера Выступления и интервью в электронных и печатных СМИ 1,93

Еще по теме