$ 77.02
 89.79
£ 97.95
¥ 73.03
 83.34
GOLD 1859.58
РТС 1195.77
DJIA 26818.40
NASDAQ 10680.34
рынки

Готовый бизнес: купить, чтобы жить

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Пандемия и режим самоизоляции оказали заметное влияние на рынок готового бизнеса в России: по итогам II квартала 2020 года интерес к приобретению функционирующих предприятий, по данным «Авито», снизился на 25 %. На фоне снижения деловой активности покупатели заняли выжидательную позицию. Дает ли кризис возможность приобрести маржинальный в перспективе бизнес по низкой цене, какие направления актуальны, разбирался журнал «Компания» совместно с экспертами.

Готовый бизнес: снижение цен и рост осознанности покупателей

Согласно данным «Авито», количество объявлений о продаже готового бизнеса в России во II квартале 2020 года снизилось примерно на четверть по сравнению со II кварталом 2019 года. Интерес покупателей во II квартале также просел — на 25 % по сравнению с I кварталом 2020 года. В июле — августе спрос на готовый бизнес начал восстанавливаться и стал на 20 % выше, чем в апреле-мае, но все равно оказался на 10 % ниже, чем в аналогичный период прошлого года.

Средняя цена готового бизнеса в стране во II квартале выросла в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в полтора раза, если сравнивать с I кварталом 2020 года. Как отмечают эксперты, рост средней цены объясняется не общим подорожанием готового бизнеса, а увеличением количества объявлений о продаже крупных и дорогих предприятий.

«На рынке готового бизнеса традиционно большой диапазон цен и типов предприятий, можно найти что угодно — от магазина детской одежды и игрушек в Омске за 50 тыс. руб. до торгово-развлекательного комплекса в Москве за 96 млрд руб. Рост средней цены по итогам II квартала произошел в первую очередь из-за появления на рынке дорогостоящих предложений — торговых центров, заводов, сельскохозяйственных предприятий. При этом многие предприятия СМП во время пандемии продавались по сниженной цене», — комментирует Алексей Куракин, управляющий директор «Авито Товары».

Как отмечает бизнес-брокер, собственница брокерской компании «Время бизнеса» Сабина Артюхова, те, кто все-таки решался приобрести бизнес во время и сразу после самоизоляции, подходили к выбору с высокой степенью осознанности.

«Я занимаюсь по большей части продажей малого и среднего бизнеса в B2C-сегменте. В разгар пандемии — в апреле, мае — сделки, конечно, просели. Но уже в июне удалось закрыть несколько серьезных продаж. Продавать стало как будто бы проще — практически каждый клиент, который к нам сейчас приходит, прекрасно понимает, на что идет. Покупка бизнеса в B2C-сегменте сейчас нередко по сути состоит просто в выкупе оборудования и переуступке прав аренды, так как персонал из многих мест просто ушел», — рассказывает Сабина Артюхова.

Общепит, отели, сфера услуг: что выгодно покупать

Объявления о продаже бизнеса в сфере услуг, торговли и общепита формируют 66 % предложения на «Авито». Эти сферы оказались наиболее уязвимы в период самоизоляции, и покупательский интерес к готовому бизнесу на этих направлениях просел. В частности, кафе и ресторанами на площадке интересовались во II квартале в 1,5 раза реже, чем в первые месяцы 2020 года. В июле — августе спрос чуть-чуть начал восстанавливаться, поднявшись на 36 % по сравнению с апрелем — маем. Однако интерес покупателей к общепиту остается сниженным по сравнению с прошлым годом на 16 %. Эксперты при этом считают, что сейчас, наоборот, подходящее время, чтобы приобрести бизнес в сфере общепита.

«Раньше было понятно, что, если продается бизнес в сфере общепита, он скорее всего убыточный для владельца по каким-то причинам. Но во время пандемии все изменилось: даже успешные, раскрученные кофейни с постоянным в обычных условиях клиентским потоком и хорошей выручкой владельцам пришлось продавать. Почему? У многих просто не было сбережений, чтобы пережить карантин. У тех, кому не снизили стоимость аренды, накопились долги. И в итоге владельцы понимают, что из текущего состояния они могут либо просто закрыться, либо продать свою точку — пусть не за полную стоимость — и все-таки какие-то деньги получить. Поэтому появляется шанс купить действительно хороший объект — с настроенными процессами, в проходном месте — дешевле, чем она стоила бы в нормальной ситуации», — поясняет Сабина Артюхова.

С ее оценкой согласен Максим Шандин, руководитель отдела продаж MegapolisGroup: «Из-за пандемии появилась возможность практически за бесценок приобрести удачно расположенную кофейню или другую точку общепита с мебелью и оборудованием. Бизнес, который раньше можно было бы купить только за 3 млн руб., сейчас можно найти выставленным на продажу за 700 тыс. Покупатели боятся вкладываться в общепит, ждут, пока бизнес восстановится. Но когда он восстановится, таких цен уже не будет».

Интерес к бизнесу в сфере общепита в июле — августе растет быстрее, чем к другим направлениям. Однако также заметную положительную динамику демонстрируют сфера услуг, сегмент развлечений и торговля.

Дешевле, чем обычно, на фоне пандемии можно приобрести не только кафе и рестораны, но и отели, рассказывает эксперт компании «Альфа Брокерс» Владислав Бурбеев.

«Отели, которые еще недавно продавались за несколько миллионов рублей, сейчас можно приобрести в 2-3 раза дешевле. С учетом потенциального роста цен на строительные материалы и ремонтные работы на фоне валютных колебаний, стоимость покупки некоторых объектов гостиничного бизнеса сейчас значительно ниже стоимости открытия с нуля. В итоге у людей, которые хотят заняться гостиничным бизнесом или расширить существующий, есть возможность выгодно приобрести актив, который не требует особых дополнительных вложений, и этим надо пользоваться», — убежден Владислав Бурбеев.

Интернет-магазины и сельхозбизнес как вариант

На фоне пандемии значительно вырос спрос на сельскохозяйственный бизнес: во II квартале 2020 этой сферой интересовались на 15 % активнее, чем в предыдущем квартале, и на 40 % активнее, чем год назад. Однако, как отмечают эксперты, интерес покупателей не трансформируется в реальные сделки: сельскохозяйственные предприятия гораздо чаще осматривают, чем покупают, и это может объясняться сложностью направления.

«Желающие приобрести бизнес в сфере сельского хозяйства и животноводства должны понимать, что зарабатывать в этой сфере можно при больших объемах продаж. Это значит, что при оценке предложений важно искать варианты с полным циклом производства. Готовых таких предложений на рынке при этом не бывает: то есть придется покупать отдельно несколько предприятий — для выращивания и обработки. Например, в животноводстве, чтобы выйти на хорошую прибыль, нужно выращивать минимум тысячу голов скота и иметь производство полного цикла — самому производить обвалку, жиловку, разделку мяса для дальнейшей переработки в готовый продукт. Непростой задачей станет поиск конечного потребителя — большому производству с этим легче, в большинстве случаев оно продается с сетью контрагентов», — комментирует Владислав Бурбеев.

Спрос на интернет-магазины за II квартал 2020 просел значительно слабее, чем на все остальные типы бизнеса, а в некоторых городах России (например, Барнауле и Волгограде) даже увеличился. Бум e-commerce, возникший на фоне введенных из-за коронавируса ограничений, продолжает подстегивать спрос на интернет-магазины. Но достойных предложений по хорошей цене на рынке мало, уверены эксперты.

«Покупка интернет-магазина особенно актуальна для людей, у которых уже есть офлайн-бизнес. Очевидно, что сегодня быть представленным онлайн — необходимость для предпринимателя. Поэтому я бы не сказала, что интерес к онлайн-магазинам обусловлен просто хайпом, рост e-commerce создает вполне серьезные и логичные к тому предпосылки. К сожалению, на рынке много дешевых, не очень качественных предложений — купить онлайн-магазины предлагают и за 200, и за 300 тыс. руб. То, что вы получите за эти деньги, на самом деле дешевле создать с нуля самому. Хороший интернет-магазин с настроенной SEO-оптимизацией и CRM, который действительно будет приносить продажи, будет стоить дороже — от 1,5 млн руб.», — рассказывает Сабина Артюхова.

Покупатели смотрят не туда: новые возможности

Хотя пандемия замедлила активность на рынке готового бизнеса, он не впал в стагнацию: сделки совершались даже во время самоизоляции, а после ее завершения пошли в рост. На рынке появились предложения, выгодные с точки зрения цены. И для тех, у кого уже есть бизнес, это создает новые возможности для его расширения.

«Предприниматели сейчас имеют возможность приобрести дополнительные активы для уже работающего бизнеса дешевле, чем они будут стоить уже через несколько месяцев. При этом обратить внимание можно не только на готовые предприятия. Сейчас можно найти и предложения по продаже или аренде оборудования, помещений с привлекательной ценой», — заключил управляющий директор «Авито Товары» Алексей Куракин.