Top.Mail.Ru
архив

Говорит и показывает "Газпром"

Специалист по имуществу Альфред Кох вернулся в большой бизнес. Теперь он станет руководителем медиа-империи. Кох назначен генеральным директором возрожденного холдинга "Газпром-Медиа", который с 1998 года тихо умирал, но так и не умер. По сведениям осведомленных людей, близких к "Газпрому", разговоры о реанимации информационного холдинга возникли весной 2000 года. После того, как в центральный офис "Газпрома" наведался Владимир Путин, а потом туда же зачастил и министр по делам печати Михаил Лесин.

Говорят, именно Лесин посоветовал главе "Газпрома" найти грамотных менеджеров и работать на информационном рынке профессионально. Частые поездки Лесина к Вяхиреву, разумеется, могли быть и простым проявлением симпатии этих людей друг к другу. Поэтому Михаил Лесин называет "враньем" все попытки связать его имя с идеей возрождения "Газпром-Медиа" .

30 мая приказ о реанимации "Газпром-Медиа" был подписан. Правда, подписал его не Рем Вяхирев, а его первый заместитель Вячеслав Шеремет. 21 июня руководители "Газпром-Медиа" впервые общались с журналистами. Вот как сформулирована главная задача новой организации в пресс-релизе: "Разделяя стремление общества к развитию демократии, свободы слова, обеспечению конституционных прав граждан в получении информации, ОАО "Газпром", являясь системообразующей компанией российской экономики, заявляет о начале масштабной программы поддержки и развития отечественных общественных средств массовой информации".

Так начиналось

После президентских выборов 1996 года многие олигархи уверовали в волшебную силу телевизионных технологий. Ведущие российские бизнесмены стали по совместительству и медиа-владельцами.

В декабре 1997 года было объявлено и о создании "Газпром-Медиа". "Мы должны узаконить брачные отношения с некоторыми СМИ", - заявил тогда президент холдинга Виктор Илюшин. Илюшин, по его словам, возглавил новый холдинг "в интересах акционеров "Газпрома", главный из которых - государство". Газовый концерн намеревался не только упорядочить свои отношения с масс-медиа, которые он финансирует, но еще и заботиться о своей репутации. В 1997-м "Газпром" стал первым российским клиентом крупнейшей PR-компании Hill&Knowlton (среди ее клиентов - Shell Oil, Boeing, Mazda и др.), подписав договор о стратегическом партнерстве на информационных рынках. Приблизительно в это же время на телеэкранах замелькали Добрыня Никитич и Змей Горыныч из имиджевых роликов "Газпрома", исполненные для концерна рекламным агентством "Видео Интернэшнл". Кстати, в 1997 году в "Газпроме" рассматривалась возможность вхождения в холдинг компании "РИА - Новости", которую одно время возглавлял один из создателей "ВИ" - впоследствии первый заместитель председателя ВГТРК, а потом министр печати - Михаил Лесин.

К моменту создания "Газпром-Медиа" концерн владел 3% акций ОРТ (Виктор Илюшин тогда вошел в состав совета директоров телекомпании) и 30% акций НТВ, которые были переданы в управление "Медиа-Мосту". В структуру "Газпром-Медиа" входили и собственные СМИ: производящая телерадиокомпания "Прометей", базирующаяся в Москве, спутниковая сеть АСТ, "Открытое радио", отраслевые журналы "Газовая промышленность", "Фактор" (выпускается издательством "Газоил-пресс", которое учреждено "Газпромом" при поддержке немецкой корпорации "РУР-газ"), газеты "Труд", "Трибуна".

В основе регионального проекта "Газпром-Медиа" так называемые "отраслевые" телекомпании, созданные в местах нефтегазодобычи. В свое время это были приемно-передающие центры для отраслевых нужд. В 90-е годы они превратились в телестанции, которые ведут собственное вещание.

"Отраслевое" телевидение - явление уникальное, его еще называют "телевидением вдоль трубы". "Отраслевое телевидение" не зависит ни от рынка, ни от рекламы, оно финансируется из бюджета "Газпрома", поэтому телецентры иногда напоминают дворцы с фонтаном и садом. Один из сотрудников газового концерна определил стратегию "Газпрома" как "фундаментально-государственную". Воплощается она просто: "Газпром" "берет" город и строит там школу, спортивный комплекс, храм, мечеть и телецентр".

У "Газпрома" около 50 корпоративных телекомпаний. Аудитория такого телевидения невелика (например, ТК "Норд" вещает в Югорске, население которого не превышает 30 тыс. человек). В 1997- 1998 годах существование "отраслевых" телестанций, видимо, давало "Газпрому" важное психологическое ощущение присутствия на информационном региональном рынке. "Отраслевое телевидение" и около сотни отраслевых газет в газовых регионах были важным политическим рычагом и в период выборов, особенно местных. Не случайно тогда Виктор Илюшин подчеркивал, что "Газпрому" небезразлично, кому принадлежит власть в стране и в регионах и как формируются органы в субъектах Федерации".

В феврале 1998 года стало известно, что "Газпром" совместно с Газпромбанком инвестируют средства в развитие федеральных телекоммуникаций. На деньги "Газпрома" началось изготовление четырех спутников нового поколения. Создание и эксплуатация новой спутниковой системы "Ямал" поручается ОАО "Газкому" (учредители "Газпром" и РКК "Энергия"). Спутник "Ямал 100" был создан для корпоративной спутниковой системы связи и вещания "Ямал" РАО "Газпром". Спутники нового поколения создаются на базе этих технологий: у каждого из четырех спутников более 40 стволов. По сути новые спутники "Ямал" призваны заменить выработавшие свой ресурс советские спутники "Горизонт", "Экспресс", "Экран", которые до сих пор позволяют принимать программы федеральных телеканалов во всех часовых поясах России.

Так получилось

Участником информационного процесса "Газпром-Медиа" оставался недолго. "Аккумулирование" "газпромовских" СМИ не переросло в эффективно работающую систему. То ли пришелся не ко двору сподвижник Гусинского Сергей Зверев, ненадолго назначенный руководить холдингом, то ли акционеров "Газпрома" убедили не тратиться на "отраслевые" издания, которые не могут обладать серьезным политическим влиянием. Зимой 1998 года информационный холдинг практически прекратил свое существование. "ЛогоВАЗу" были проданы 3% акций "Газпрома" на ОРТ. Таким образом, концерн в финансовом смысле сосредоточился на двух медиа-проектах: обеспечивал кредитную линию "Медиа-Мосту" и поддерживал на плаву спутниковую сеть "АСТ - Прометей", которая считается пятой крупной телевизионной сетью после СТС, ТНТ, RenTV, ТВ-6.

"Газпром-Медиа", просуществовав около года, развалился, толком и не сформировавшись. Контроль за "своими" СМИ начиная с 1998 года осуществлялся через управление общественных связей "Газпрома", а акции НТВ вместе с акциями "Медиа-Моста" управлялись, как теперь выяснилось, "газпромовской дочкой" "ПРТ-1".

Беспокойное хозяйство

Специалисты всегда считали, что "Газпром" неэффективно вкладывал деньги в средства массовой информации, перед изданиями "Газпрома" никогда не стояла задача стать самоокупаемыми. Да и вообще ежегодные миллионные затраты на СМИ, по-видимому, рассматривались "Газпромом" как сущий пустяк по сравнению с ежемесячным доходом концерна (около $500 млн).

Аналитики отмечают, что собственные телевизионные проекты "Газпрома" могли бы развиваться и без создания управляющей структуры типа "Газпром-Медиа".

Одни наблюдатели говорят, что "Газпром-Медиа" понадобился для того, чтобы разобраться наконец с неудобным партнером - "Медиа-Мостом": либо избавиться от акций НТВ и "Медиа-Моста", либо получить их в собственность, либо добиться реструктуризации долгов. Другие полагают, что стремительная реанимация холдинга "Газпром-Медиа" не оставляет сомнений в том, что перед самой богатой и мощной сырьевой компанией страны поставлена задача развивать и поддерживать государственно-общественные средства массовой информации, прекратив финансирование убыточных и невыгодных проектов. В пресс-релизе "Газпром-Медиа" эта вполне политическая задача сформулирована так, чтобы было о чем подумать: "Стабильность политической ситуации в стране в настоящее время переносит акценты информационного бизнеса на экономическую составляющую, оптимизация которой требует высоко профессиональных усилий на постоянной основе".

Правда, "профессионалов на постоянной основе" в "Газпром-Медиа" пока нет. Генеральный директор холдинга Альфред Кох сохранит свое место председателя совета директоров в "Монтес Аури", член правления Александр Акопов вошел в "Газпром-Медиа" как генеральный директор телеканала "Россия" (ВГТРК), Анатолий Лысенко - как генеральный директор объединения "Книжная палата". "Плох тот бизнес, который не считает государство стратегическим партнером", - заявил на пресс-конференции в "Интерфаксе" Альфред Кох. На вопрос, в каких же именно проектах будет выражаться это стратегическое партнерство, Кох загадочно ответил: "У нас есть приватизационные проекты".

Стратегические партнеры

Телеимперия "Газпрома"

Как вещающие и производящие телеструктуры "Газпрома" связаны между собой - понять непросто. Около 50 "отраслевых" телекомпаний принадлежат дочерним предприятиям "Газпрома" на местах, но, как правило, эти телекомпании в своих регионах вещали продукцию других телесетей - СТС, ТНТ, ТВ-6. Только сейчас начинается процесс перехода этих телекомпаний в собственность головной компании концерна - "Прометей".

16 февраля 2000 года на Совете Федерации министр печати Михаил Лесин и новый председатель ВГТРК Олег Добродеев говорили о необходимости разработки федеральной целевой программы развития и модернизации телерадиовещания в России. Выяснилось, например, что 60 - 70% всех радио- и телепередатчиков, работающих на территории России, морально устарели. В 1999 году из 11 космических аппаратов, работающих для трансляции телевизионных программ федеральных телеканалов, два просто прекратили существование. В пылу политических предвыборных баталий на этот прискорбный факт мало кто обратил внимание.

Телекомпания "Прометей" учреждена "Газпромом", "Газкомом" и компанией "ИТЕРА". "Прометей" владеет акциями спутниковой сети "АСТ - Прометей", "Открытого радио" и организации под названием "Телебазис". "Телебазис" занимается всем околотелевизионным имуществом "газпромовского" "Прометея": землей, зданиями, автопарком.

Спутниковая сеть "АСТ - Прометей" (180 партнеров в регионах) осуществляет вещание благодаря спутнику "Ямал 100", сигнал которого покрывает территорию всей России и стран СНГ. В пробном режиме стволы "Ямала 100" уже используют ТВ-6, ТВЦ, "Дарьял-ТВ", телевидение "Дойче веле". Сигнал круглосуточного телеканала "АСТ - Прометей" не будет кодироваться. По замыслу "газпромовское" телевидение "консервативно и спокойно". Здесь нет рекламы, есть новости, просветительские и детские программы, отсутствуют боевики и эротика. "АСТ - Прометей" заявила о себе как серьезная международная организация в новогоднюю ночь 2000 года. Именно эта российская сеть стала партнером корпорации BBC в мировом телевизионном марафоне "Встреча нового тысячелетия".

В апреле руководители государственного телевидения просят у правительства 50 млн немецких марок на модернизацию телерадиопроизводственной базы дочернего предприятия ВГТРК ОАО "РТР-Сигнал". В это же время идут и интенсивные переговоры с "Газпромом". Успешно запущенный "газпромовский" "Ямал 100" ситуацию вокруг спутниковой группировки не спасает. Для полноценного вещания на все часовые пояса необходимо вывести на орбиту еще "Ямал 200" и "Ямал 300", запуск которых планировался в 1999 и 2000 годах, но был отложен на 2001 и 2003 годы.

Все это означает, что сигнал самых крупных общефедеральных телеканалов - ОРТ и РТР в любой момент может перестать доходить до потребителя.

По одной из версий, весной этого года Вяхирев и Лесин могли обсуждать необходимость финансовой поддержки государственного холдинга ВГТРК и модернизации спутников. По другой - речь могла идти, например, и о создании общерегионального телеканала "Россия", на который можно было бы перевести вещание всех региональных государственных телекомпаний, освободив эфир Всероссийской телерадиокомпании от перекрытия программами местных государственных студий. Кстати, помимо пользы для второго общероссийского канала в создании межрегионального всероссийского телевидения заложены и громадные рекламные возможности.

Всем этим масштабным государственным планам в принципе не могли помешать тесные партнерские отношения одной негосударственной компании "Газпром" (государство владеет 38,23%) и другой частной компании "Медиа-Мост". Их кредитные взаимоотношения - дело двух компаний и только. Поэтому возникновение "Газпром-Медиа" с Альфредом Кохом во главе, с одной стороны, верный ход: дискутировать должны специалисты по имуществу и собственности, которые говорят на одном языке. С другой стороны, возрождение "Газпром-Медиа", совпавшее по времени с давлениям на "Медиа-Мост" и его владельца, трудно исключить из этого контекста. Именно поэтому аналитикам и журналистам за кулисами схватки все время мерещатся теневые игроки, которые публично кричат о государственных интересах, а сами потихонечку перекраивают рынок.

Еще по теме