Top.Mail.Ru
архив

ИНДУСтриализация

Журнал Forbes в 1998 году объявил миру о появлении нового Билла Гейтса - на этот раз в индийском варианте. Оснований для такого сравнения было маловато: индийский бизнесмен Азим Хашам Премджи с капиталом в $1,5 млрд тогда едва-едва попадал во вторую сотню в списке богачей мира, возглавляемом Гейтсом. Роднило двух миллиардеров разве лишь то, что свои состояния они сделали благодаря разработке высококачественного программного обеспечения. Тем не менее тогда казалось нереальным, чтобы бизнесмен из Индии когда-нибудь смог на равных соперничать с американским коллегой.

Однако в начале 2000 года аванс, щедро выданный влиятельным американским журналом, начал оправдывать себя. Акции компании Wipro Corp., которую возглавляет Премджи, резко подскочили в цене, и индийский предприниматель, чей капитал в одночасье вырос до $30 млрд, стремительно ворвался в первую пятерку самых богатых людей в мире. Новый статус несколько смущает его обладателя, который предпочитает, чтобы его называли не "самым богатым гражданином Индии", а "наиболее уважаемым бизнес-лидером страны".

Persona incognita

О жизни 54-летнего Азима Хашама Премджи известно немного. Он очень закрытый человек и старается избегать общения с журналистами. Даже сейчас, когда бизнесмен оказался в числе самых богатых людей мира, не многие соотечественники смогут узнать Премджи в лицо. В индийской прессе нет единого мнения даже по поводу того, когда точно он родился. Поэтому биографы Азима Хашама нередко начинают рассказ о нем не с даты его рождения, а с года, когда он приступил к руководству семейным бизнесом.

Случилось это при весьма драматических обстоятельствах. В 1966 году Премджи - без пяти минут инженер, которому оставалось всего лишь полгода до окончания Станфордского университета, - узнал, что в Индии от инфаркта скоропостижно скончался отец. Сраженный трагическим известием, юноша принял нелегкое решение: бросить учебу и вернуться на родину, чтобы встать у руля семейного бизнеса.

Небольшая, но твердо стоявшая на ногах компания, в то время носившая имя Western India Vegetable Products, специализировалась на выпуске пищевых жиров и мыла. Располагалась она в крошечном провинциальном городке Амальнер на юге Индии.

Азим Хашам возглавил дело, не имея за спиной никакого опыта. Лишь иногда, во время каникул, он работал у отца, но в целом готовил себя к другому жизненному поприщу. Учеба в Станфорде сулила юноше прекрасную карьеру - и уж конечно, не в маленькой компании в захолустном индийском городке. Сам Премджи как-то сказал, что, не случись семейной трагедии, он, скорее всего, остался бы в США и поступил на работу во Всемирный банк. Однако все сложилось так, как сложилось, и благодаря этому стечению обстоятельств Индия приобрела бизнесмена мирового уровня.

Вернувшись на родину, Азим Хашам не стал слишком долго печалиться об утраченных перспективах, а задумался над тем, как вдохнуть новую жизнь в довольно-таки примитивную фирму. Первым делом молодой наследник сменил название - на Wipro Consumer Products. Решив, что управление компанией требует более профессионального подхода, он начал подбирать менеджеров, основываясь не на личном с ними знакомстве, а на их деловых качествах.

Перемены также коснулись методов реализации товаров, и в первую очередь ведущего продукта компании - растительного маргарина. Прежде продавцам приходилось доставать заказанный покупателем маргарин прямо из большого открытого контейнера, вокруг которого кружили тучи мух и москитов. Это было неудобно и крайне негигиенично. Премджи придумал расфасовывать товар заранее - в разные по весу упаковки. Идея простая, но для индийской промышленности того периода поистине революционная. Усовершенствовал Премджи и схему распространения товаров компании с целью захватить малоосвоенные рынки сельских районов Индии.

Новый стиль управления быстро принес свои плоды в виде резко выросшей прибыли - с 40,82 млн рупий в 1965 - 1966 годах до 104,09 млн рупий в 1970 - 1971 годах. Премджи продолжал искать пути повышения доходности компании и пришел к мысли о диверсификации бизнеса. Инженерная подготовка, полученная в Станфорде, подсказала ему первое направление для структурной перестройки: компания стала выпускать гидравлическое оборудование, и сегодня она является одним из лидеров этой отрасли на индийском рынке.

Постепенно в Wipro появлялись все новые и новые подразделения. Сейчас Wipro выпускает первоклассную медицинскую технику, пищевые продукты, осветительные приборы, средства по уходу за детьми, мыло и др. Однако 80% доходов компании обеспечивают подразделения, работающие в сфере высоких технологий.

От мыла - к компьютерам

Чутьем бизнесмена Премджи угадал, что компьютерную промышленность ждет большое будущее. Развернуться и закрепиться на национальном рынке Wipro помогла протекционистская политика, которую долгие годы проводило индийское правительство. В 1977 году оно решило изгнать с внутреннего рынка такого мультинационального гиганта, как IBM. Wipro не упустила своего шанса занять освободившуюся нишу. В конце 70-х компания начала производство вычислительной техники по технологии американской фирмы Sentinel Computer Corp. Весьма несовершенные, эти мини-компьютеры все же были на порядок лучше того, что предлагали конкуренты, поэтому Wipro быстро выдвинулась в лидеры рынка.

С 1984 года Wipro занялась разработкой программного обеспечения, и ее продукция быстро стала популярной. Многочисленных клиентов (компания продавала программное обеспечение напрямую корпорациям) привлекало не только высокое качество программ от Wipro, но и четко работающая система послепродажного обслуживания, которая является одной из черт фирменного стиля всех подразделений компании.

На следующем этапе развития Wipro стала распространять в Индии продукты других компаний - таких, как Canon, Cisco Systems, Hewlett-Packard, Sun Microsystems, Adobe и Netscape. Сотрудничество Wipro с мультинациональными компаниями началось задолго до того, как в Индии были запущены экономические реформы и совместные предприятия стали обычным делом. Благодаря налаженным заранее международным связям Wipro после либерализации экономики в начале 90-х еще более упрочила свои позиции на внутреннем рынке и с успехом начала освоение международных. Штаб-квартира компании переехала в Бангалор.

Несмотря на то что становление Wipro происходило в эпоху протекционизма, Премджи не вошел в так называемый бомбейский клуб - группу индийских бизнесменов, выступающих против государственной поддержки иностранных инвесторов. Вместо того чтобы искать защиты у правительства, как поступали многие индийские промышленники, Премджи от всей души приветствовал и продолжает приветствовать международную конкуренцию. "Это повышает качество продукта и расширяет рынок", - считает он.

Сейчас Wipro прилагает все усилия, чтобы быть конкурентоспособным игроком на мировом рынке. Показателем этого можно считать тот факт, что штаб-квартира Вивека Пола, в августе 1999 года занявшего пост СЕО компьютерного подразделения Wipro, расположена не в Индии, а непосредственно в Силиконовой долине. Это первый случай, когда СЕО индийской компании осуществляет руководство бизнесом из США.

Компания также приняла за основу американские стандарты бухгалтерского учета и поддержала жесткую систему контроля качества "Шесть сигма", предложенную компанией Motorola. Возможно, в ближайшем будущем Wipro вслед за конкурентами - Infosys Systems и Satyam Computers - зарегистрирует свои акции в американском индексе NASDAQ.

В последние три года Wipro воспользовалась шумихой вокруг "проблемы-2000" для привлечения новых клиентов. Однако Премджи сознательно ограничил объем экспорта программ, созданных в рамках подготовки к новому тысячелетию, до 7 - 10%, чтобы избежать спада, когда проблема будет исчерпана.

Сегодня Wipro является крупнейшим в Индии экспортером программного обеспечения. В прошлом году доходы компании от этого вида деятельности превысили $509 млн.

Одно из последних достижений компании - стратегический союз, который она в январе 2000 года заключила с Microsoft. По этому соглашению компьютерное подразделение Wipro будет адаптировать для индийского рынка программное обеспечение американского гиганта - в первую очередь это операционные системы Windows 2000 и Windows CE, а также приложения для работы в Интернете.

"Трехзвездочный" миллиардер

В клуб миллиардеров Премджи попал в 1998 году. Американский журнал Forbes тогда посвятил ему статью, в которой авансом назвал Премджи "индийским Биллом Гейтсом". С того момента Премджи поднимался все выше и выше - стабильно, но не резко. В декабре 1999 года Премджи уступил титул самого богатого индийца мира Дешу Дешпанде, причем сам, по сообщениям газет, воспринял эту весть с облегчением - в надежде, что теперь от него наконец-то отстанут журналисты.

Однако этой скромной надежде не суждено было сбыться. С января 2000 года на индийском фондовом рынке вокруг акций Wipro начался настоящий бум, в результате чего их рыночная стоимость выросла на 215%.

Капитализация Wipro оценивается сегодня приблизительно в $40 млрд. 75-процентный пакет акций Премджи, таким образом, "весит" сейчас около $30 млрд, что делает его самым богатым индийцем (в том числе и среди выходцев из Индии, являющихся гражданами других стран).

С местом в мировой табели о рангах не очень-то ясно: разные издания в своих рейтингах богатых людей помещают Премджи на разные места. К примеру, по версии Forbes, Премджи - второй и уступает только Биллу Гейтсу. Но, как бы там ни было, пока он твердо держится в первой пятерке богачей. И даже недавний обвал акций технологических компаний по всему миру, скорее всего, не поколеблет его положения.

Успех и признание не заставили индийского бизнесмена изменить своим привычкам. Премджи по-прежнему путешествует экономическим классом, останавливается в гостиницах средней руки, носит недорогую одежду. У него даже нет персонального места для парковки рядом со штаб-квартирой компании в Бангалоре.

По собственному выражению Премджи, для себя и своих сотрудников он выбирает "трехзвездочный", а не "пятизвездочный" стиль жизни, считая это важной частью корпоративной культуры.

Ашок Соота, который в течение пятнадцати лет возглавлял компьютерное подразделение компании и лишь недавно ушел из Wipro, чтобы начать собственное дело, отзывается о бывшем шефе с большим уважением: "Премджи очень скромен, он начисто лишен эгоизма. Это простой человек. У него нет желания пускать пыль в глаза, он придерживается принципа экономии как в делах компании, так и в частной жизни".

Главными чертами характера Премджи его коллеги и подчиненные называют прямоту и твердость. Именно эти качества, похоже, помогают ему выжить в стране, которая печально известна своим уровнем коррупции. Как легенду пересказывают реальный случай, произошедший в 1987 году, когда Премджи отказался дать крупную взятку чиновнику, чтобы обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии с государственной станции. Вместо этого компания сама стала производить электроэнергию. Стоимость проекта многократно превышала размеры взятки, но Премджи был непреклонен: когда речь идет о принципах, торг неуместен. Такой же твердости он требует и от подчиненных.

Ни один из родственников или членов семьи Премджи не работает менеджером в компании. Исключение не было сделано даже для сыновей-студентов Тарика и Ришада: им предстоит начать карьеру в Wipro с низших должностей и делом доказать, что они готовы возглавить компанию.

Еще одна примечательная черта характера Премджи - его необыкновенное трудолюбие. Он привык работать по 90 часов в неделю. Справиться с такими нагрузками ему помогает любовь к здоровому образу жизни. По утрам глава Wipro бегает трусцой, а если пробежка по каким-то причинам срывается, то он, вместо того чтобы ехать на лифте, поднимается в свой офис пешком.

Самый человечный капиталист

Сейчас в штате Wipro около 6700 человек, и это не предел. Ожидается, что к концу текущего финансового года количество сотрудников возрастет до 9500 человек. Руководить такой компанией - задача не из легких, но Премджи прекрасно с ней справляется. "Ключ к преуспеванию Wipro - люди, которые в ней работают, и их непреходящее стремление к качеству", - говорит сам Премджи.

В сотрудниках Премджи больше всего ценит способность работать в команде. Даже самый талантливый одиночка не сможет поспеть за бешеной скоростью развития современного бизнеса, считает он. Настоящий руководитель должен уметь сплачивать вокруг себя единомышленников и влиять на них.

Несмотря на то что Премджи является основным акционером Wipro, он управляет компанией отнюдь не в авторитарном стиле. Руководители каждого подразделения наделены большими полномочиями и имеют право самостоятельно принимать решения, касающиеся деятельности порученного им участка работы. Естественно, они готовы в случае чего понести ответственность за эти решения.

Сотрудники фирмы часто собираются вместе, чтобы обсудить работу компании и ее планы на будущее. "В Wipro нет ничего святого" - такой своеобразный комплимент сделал бывшему работодателю Ашок Соота, имея в виду, что на таких собраниях служащие компании могут свободно задавать любые вопросы и открыто выражать свое мнение.

Высокий уровень профессионализма служащих Wipro делает их объектом настоящей охоты со стороны хэд-хантеров. "Я в любой момент взял бы на работу человека из Wipro, - признался как-то сотрудник отделения Hewlett-Packard в Бангалоре. - Wipro выбирает людей исходя из их отношения к делу и обеспечивает им хорошую подготовку". Однако большинство сотрудников Wipro держатся за свою работу и не соблазняются даже обещаниями более высокой заработной платы.

Премджи убежден: чтобы преуспеть, человек должен постоянно учиться. Эту свою убежденность он всеми силами старается поселить в умах и душах людей, которые с ним работают, причем надеется увлечь их в том числе и личным примером. Несмотря на то что он сам мог бы написать не один учебник по бизнесу, Премджи, как и в юности, стремится быть в курсе всех новинок управленческой литературы.

Премджи постоянно подчеркивает, что успех Wipro - это не его личное достижение, а заслуга людей, которые с ним работают. Он очень гордится тем, что рыночная капитализация компании намного перекрывает суммарную стоимость ее физических активов. Этот факт, по мнению индийского миллиардера, свидетельствует о том, что наиболее важным ресурсом для развития бизнеса в эпоху информационных технологий становятся не деньги или материальная база, а человеческий капитал.

Еще по теме