Top.Mail.Ru
архив

Президент и Дума преподносят бизнесу виртуальные подарки

ВЛАСТЬ не может и/или не хочет принимать решения, которые позитивно влияют на бизнес: до сих пор и.о. президента и его правительство не делали серьезных попыток сломать этот стереотип. А по весне тенденция к усилению госрегулирования, особенно во внешней торговле и налоговом администрировании, возросла до крайней степени неприличия.

На этом фоне отсутствие позитивных новостей в сфере экономической политики давно перестало кого-либо удивлять. Тем более неожиданным подарком стал случившийся на прошлой неделе отказ властей от принятия двух решений, негативное воздействие которых на все формы предпринимательства трудно переоценить. Владимир Путин предложил Геннадию Селезневу снять с дальнейшего рассмотрения проект изменений в законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который вводил обязательную госрегистрацию внешнеторговых сделок. А Бюджетный комитет Госдумы решил не рассматривать поправки к первой части Налогового кодекса, беспредельно расширяющие возможности чиновничьего произвола.

Подарки-то, правда, виртуальные и практически бесплатные. Схема такова. Сначала власти в лице Минфина, МНС, ФСНП, ЦБ, ГТК, ВЭК и т.д. говорят бизнесу: мы готовим такую-то меру, она вам явно не понравится, но с государственной точки зрения необходима (вы ведь нас обманываете, и это пора пресечь). Все пугаются и замирают в ожидании. А спустя некоторое время президент или Дума выступают в роли спасителя: то, что предлагает Минфин (и далее по списку), - неконституционно, и мы не допустим решений, угнетающих отечественное предпринимательство. Так власть методом проб нащупала почти универсальную форму производства виртуальных "позитивных" решений. И работать схема будет до тех пор, пока мы не перестанем ждать от властей очередной "бяки".

Поправки к закону о внешней торговле успели пройти первое чтение в Думе еще за полторы недели до президентских выборов. Несмотря на отрицательное заключение Бюджетного комитета и негативное отношение к поправкам депутатов от бизнеса, представителю президента Котенкову и переубежденному главе Бюджетного комитета Жукову удалось уговорить законодателей утвердить правительственный проект: их заверили, что ко второму чтению ведомства все исправят в наилучшем виде. Проект предоставлял правительству право не только вводить госрегистрацию внешнеторговых сделок, но и самостоятельно определять случаи и порядок такой регистрации, включая основания для отказа.

Внесли проект под влиянием овладевшей правительственными умами идеи борьбы с бегством капитала из России. Несмотря на неоднократные попытки экономистов (в том числе на страницах "Ко") доказать, что оттока в действительности почти нет, а есть лишь попытки экспортеров и импортеров минимизировать налогообложение с использованием офф-шоров, а также всеобщее стремление снизить налоги на оплату труда с помощью выплат "черным налом", - несмотря на все это, чиновники по-прежнему делают вид, что бегство есть и с ним надо бороться.

К счастью, президент пришел к выводу, что текст поправок не поддается косметическому лечению. И написал Селезневу, что изменения противоречат Конституции, в которой закреплен принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, к каковым относится и право ведения внешнеторговых операций. А поскольку предложенное ограничение этих прав не является необходимым с точки зрения "защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, ...обеспечения обороны страны и безопасности государства", оно не может быть принято.

Как же, оказывается, все просто. Даже экономических аргументов не потребовалось. Жаль только, что в правительстве плохо знакомы с Основным Законом. На самом деле решение президента, по нашим сведениям, не было легким: в правительстве были и есть влиятельные сторонники обязательной регистрации.

Второй подарок будет посерьезнее первого. Минфин и МНС потерпели серьезное поражение в борьбе за ужесточение налогового регулирования. Бюджетный комитет не будет рассматривать поправки к первой части Налогового кодекса, пока не войдет в действие его вторая часть. Формальная причина отказа - нехватка времени: сейчас Дума занимается второй частью Налогового кодекса, которую нужно принять до летних каникул (иначе Минфин не сможет рассчитать бюджет-2001 с новыми ставками). Фактически предложенная правительством жесткая налоговая реформа откладывается, если не отменяется вообще: вторая часть Налогового кодекса вступит в действие с 1 января 2001 года. Следовательно, поправки к первой части начнут действовать не раньше 2002 года. А к этому времени (есть шансы) Центр стратегических разработок и советник президента Андрей Илларионов* уже успеют доказать правительству, что ужесточать налоговое регулирование не следует.

Поправки к первой части Налогового кодекса должны были компенсировать потери бюджета от предстоящего снижения ставок нескольких налогов и предоставляли налоговикам массу административных возможностей. Предусматривалось наделить налоговые органы правом нормотворческой деятельности, в результате чего Налоговый кодекс переставал быть документом прямого действия, растворяясь в придуманных мытарями инструкциях. Банки были бы обязаны в течение дня сообщать налоговым органам об открытии/закрытии клиентом счета, а в течение 15 дней после получения запроса - об операциях по счетам клиентов ("экс-либералу" Александру Починку давно не нравится институт тайны банковского вклада, и эту свою неприязнь он неоднократно выражал на публике).

Налоговики получали право требовать от налогоплательщика отчета о доходах, если они оказывались ниже расходов хотя бы на 10%. В случае отказа мытари могли бы рассчитать доход по собственной методике (на основании расходов) и предъявить требование об уплате налогов. Срок, за который можно проверять предприятия, увеличивался с трех до пяти лет. Наконец, налоговики получали право проводить повторные проверки по одним и тем же налогам (а это не что иное, как санкционирование возможности бесконечного торга налогового инспектора с предприятием - пока не даст взятку).

Сейчас МНС и Минфин с думским решением ничего сделать не смогут - они должны обеспечить быстрое принятие Думой второй части Налогового кодекса, а президент едва ли будет использовать свои возможности для проталкивания поправок. Хотя это совершенно не означает, что чиновники смирились с депутатским решением.

Прим. Автор - редактор экономической информации "Полит.ру" - специально для "Ко"


* признан в России иноагентом.

Еще по теме