Top.Mail.Ru
архив

Искусство долго запрягать

Японский бизнесмен Коносукэ Мацусита мечтал стать человеком, которому удастся жить в трех столетиях. Эта мечта не осуществилась, однако его детище - корпорация Matsushita Electric Industrial, возможно, проживет и дольше. Компания, создавшая брэнд Panasonic, остается одним из ведущих производителей электроники в мире.

Коносукэ Мацусита родился в 1894 году в семье зажиточного торговца рисом. Через несколько лет после его рождения отец в результате неудачной спекуляции разорился. Будучи младшим из восьми детей, Коносукэ получил только четыре класса образования, после чего обнищавший отец отдал его "в люди" - сначала в мастерскую, где изготавливали печки, а затем учеником в мастерскую по ремонту велосипедов. Мальчику было всего десять лет. Проработав там несколько лет, Коносукэ перешел в электроосветительную компанию Osaka Light, где дорос до звания инспектора. Однако эта работа не удовлетворяла юношу, который постоянно пытался придумать что-то свое. После того как босс отверг его предложение начать выпуск электропатронов новой конструкции, Коносукэ решил уйти из компании и начать собственный бизнес.

Первоначальный капитал фирмы, которую он решил назвать своим именем, составил 95 иен (около $48) - все, что Мацусита смог скопить за семь лет работы в Osaka Light. В марте 1918 года он купил по чашке риса себе и "персоналу" - жене Мумено, ее брату и двум рабочим, и эта нехитрая трапеза заменила традиционный банкет по случаю открытия "собственного дела".

Никто из пяти сотрудников новой фирмы не имел даже среднего образования. Еще хуже было то, что они толком не знали, как следует производить электропатроны. Недостаток знаний компенсировался упорной работой - по семь дней в неделю, без выходных.

Подмога пришла в лице бывшего коллеги Мацуситы, который подсказал ему, как можно изготовить изоляционный элемент внутри патрона. Через четыре месяца фирме удалось создать несколько работающих образцов.

Оптовые торговцы встретили новый товар прохладно, так что Мацусите пришлось самому ходить по домам и предлагать свои "самые лучшие в Осаке электропатроны". Однако и здесь его ждало разочарование: объем продаж за три месяца составил всего 10 иен. В результате оба рабочих ушли и на "фабрике" остались только сам Коносукэ с женой и ее братом. Чтобы сохранить бизнес, семье пришлось заложить даже личные вещи - вплоть до кимоно Мумено.

Помог случай. Крупная компания Kawakita Electric налаживала выпуск электровентиляторов, и ей требовались изолирующие подставки, причем срочно и в большом количестве. Мацусите удалось заполучить заказ на поставку 1000 экземпляров. Работая по 18 часов в день, Коносукэ и Мумено смогли изготовить требуемое количество товара даже раньше назначенного срока. Впечатленный качеством и скоростью их работы, хозяин Kawakito Electric Цутому Симада заказал Мацусите более крупную партию. Так и пошло.

Великий имитатор

Первый успех помог Мацусите сформулировать стратегию своего бизнеса - высокая производительность при как можно более низких затратах. Основная формула проста: компания не стремится выпускать "революционный" товар. Зато, когда такой товар выпускают конкуренты, Manishita пытается максимально быстро усовершенствовать и удешевить новый продукт. Это правило действует и по сей день, вызывая массу неудовольствия у конкурентов. В корпорации Sony компанию Мацуситы с сарказмом называют Manishita, то есть "имитаторы".

Более или менее встав на ноги, фирма старалась ежемесячно выпускать на рынок один-два новых продукта. Ни один из них не стал "хитом" продаж, пока в 1922 году инженеры Мацуситы не придумали новую конструкцию велосипедных фар на батарейках. Поначалу этот товар также не вызвал энтузиазма у оптовых торговцев, которые считали, что покупатели не доверяют изделиям на батарейках. Однако Мацусита продолжал производство, невзирая на отсутствие заказов. Он нанял трех коммивояжеров и поручил им обойти все велосипедные магазины Осаки. В каждом из них сотрудники должны были оставить несколько образцов товара, а также поместить одну зажженную фару на витрине.

Торговцы, которым никогда не предлагали ничего подобного, были заинтригованы. Распродав пробные партии фар и получив восторженные отзывы покупателей, они завалили фирму заказами. В результате Мацусита стал продавать до 2000 фар в месяц, которые стали настолько популярными, что многие покупатели приобретали их для дома - вместо традиционных керосиновых ламп. Это навело Мацуситу на мысль начать выпускать настольные лампы, для которых был придуман первый брэнд фирмы - National. Позже эта марка стала одной из самых узнаваемых в мире - как и брэнд Panasonic, появившийся несколько десятилетий спустя.

К концу 20-х у Мацуситы было уже восемь заводов, на которых трудились порядка тысячи рабочих. Компания выпускала 20 наименований товаров: штепселя, электролампочки, электропровода, изоляторы, нагревательные приборы, батарейки, фонари и велосипедные фары, радиоприемники и детали к ним. Примерно тогда же Мацусита прочел биографию Генри Форда, у которого решил перенять некоторые методы организации производства и торговли. В течение нескольких месяцев в Matsushita Electric было внедрено поточное производство - прибыли сразу резко увеличились.

Как и большинство компаний мира, Matsushita Electric в годы Великой депрессии переживала тяжелые времена. Напуганные экономической ситуацией, покупатели практически перестали покупать товары, не относившиеся к категории первой необходимости. Дистрибуторы сокращали объемы заказов или вовсе отказывались от сотрудничества с фирмой. Результат был плачевным: к 1 декабря 1929 года объем продаж компании сократился более чем наполовину. Склады были забиты готовой продукцией, и замаячила угроза финансового краха.

Вместо напрашивавшегося увольнения половины рабочих Мацусита издал другое распоряжение: сократить выпуск продукции наполовину, но не увольнять ни одного сотрудника - с условием, что они будут работать на производстве только полдня, а в оставшееся время распространять залежавшийся на складах товар. Рабочие, облегченно вздохнув, с энтузиазмом принялись за дело. Складские излишки были быстро распроданы, и вскоре Matsushita смогла вернуться к обычному объему производства.

Да вы, батенька, философ!

В начале 30-х, когда объем продаж компании вырос до 3 млн иен в год, Мацусита побывал в главном монастыре религиозной секты "Тэнрике". На него произвела глубокое впечатление жизнь монастыря, в котором люди добровольно занимались тяжелым физическим трудом, не будучи побуждаемыми к этому никакими экономическими мотивами. Именно после этой поездки Мацусита разработал новую философию бизнеса.

Вернувшись из монастыря, Мацусита собрал своих клерков в актовом зале центрального электроклуба Осаки. Он рассказал подчиненным, что посещение монастыря побудило его пересмотреть представления о миссии компании. А затем сделал свое знаменитое заявление: "Задачей любого предпринимателя должно быть преодоление бедности, освобождение общества от нищеты и достижение благосостояния". (Наши бизнесмены обычно вспоминают о таких вещах, когда бизнес вступает в полосу проблем.)

В 1933 году Мацусита сформулировал "пять руководящих принципов" компании, а спустя четыре года добавил к ним еще два. Они звучат так: служение обществу; добросовестность и честность; совместные усилия для достижения общей цели; неустанное стремление к совершенству; вежливость и скромность; согласие с законами природы; благодарность за благодеяния.

По замыслу Мацуситы все сотрудники компании должны были повторять эти принципы вслух каждое утро на общих собраниях. Хотя некоторые приближенные намекали хозяину, что подобные церемонии излишни, Мацусита был непреклонен и настоял на своем. Эти собрания стали такой же традицией в Matsushita, как и исполнение гимна корпорации перед началом рабочего дня.

После второй мировой войны для Matsushita вновь наступили тяжелые времена. Американские оккупационные власти хотели разделить концерн на 32 самостоятельные компании. Коносукэ Мацуситу и других руководителей Matsushita Electric занесли в "черный список" - как способствовавших в годы войны "поддержанию японской военной машины": им запретили руководить промышленными компаниями и заниматься общественной деятельностью.

Здесь-то патерналистская политика, которую в предыдущие годы проводил по отношению к своим служащим Мацусита, и принесла ему дивиденды. Профсоюз компании подал петицию, подписанную 15 000 сотрудников, с просьбой оставить Коносукэ Мацуситу на посту президента. В итоге жесткие санкции против концерна были отменены. Мацусита смог заняться восстановлением своего детища.

К 1950 году были сняты последние запреты и ограничения. Численность рабочих на Matsushita начала постепенно расти и через пять лет достигла прежнего уровня. Объем продаж продукции увеличился с 2,7 млрд иен в 1950 году до 22 млрд в 1955-м. Финансовая мощь империи Мацуситы росла с каждым днем, и в ее состав стали вливаться более мелкие компании.

Кончился твой "энерджайзер", кончился...

В 1961 году Коносукэ Мацусита принял решение уйти с поста президента Matsushita, сохранив за собой лишь место председателя совета директоров. Однако спустя несколько лет - в разгар экономического кризиса середины 60-х - ему пришлось вернуться к оперативному руководству компанией, чтобы в очередной раз помочь своему детищу преодолеть проблемы.

За десятилетия правления Коносукэ Мацуситы его фигура стала культовой, причем не только внутри компании, но и во всем японском корпоративном мире. Вокруг его имени сложился своеобразный фольклор, основанный, впрочем, на реальных случаях. Есть там, например, и такая история, отдаленно напоминающая легенды про Ленина. В 1970 году около 7,6 млн человек посетили павильон Matsushita на Всемирной выставке в Осаке. Через несколько дней после открытия павильона охрана, наблюдавшая за посетителями с помощью специальных телекамер, заметила самого Коносукэ Мацуситу, терпеливо стоявшего в длинной очереди на вход. Отвечавшие за работу павильона сотрудники, ошеломленные неожиданным явлением хозяина, бросились к нему: "Господин Мацусита, ну почему вы стоите здесь в очереди?.." "О, я просто хотел выяснить, сколько времени приходится ждать людям, прежде чем попасть внутрь…" - отвечал Мацусита.

Личная скромность и аскетичность Мацуситы тоже вошли в легенду. Уже будучи очень пожилым человеком, он продолжал летать обычными рейсами, хотя мог позволить себе личный самолет. Первой годовщиной, которую фирма отметила с размахом, было ее 50-летие. Сам Мацусита вспоминал, что хотел отпраздновать пятилетний юбилей, но передумал: а вдруг фирма не доживет до 10-летия? Из этих же соображений не праздновались 10-летие и 20-летие компании. Крайне скромно была отмечена 35-я годовщина, так как незадолго до нее Мацусита побывал в Европе и понял, что радоваться еще рано. И даже на 50-летнем юбилее Мацусита предложил считать, что все эти годы продолжалось "внутриутробное развитие" компании, а ее настоящая жизнь начинается только сейчас.

В 1973 году, когда здоровье Мацуситы стало совсем слабым, он покинул и пост председателя совета директоров. Однако даже после этого продолжал свою деятельность на благо компании и Японии в целом: писал книги, читал лекции, жертвовал на благотворительные цели и поддержку науки. В 1975 году Мацусита поставил себе очередную цель - дожить до наступления нового тысячелетия. Это была одна из немногих задач, которые великий бизнесмен не смог реализовать до конца: он скончался 27 апреля 1989 года в возрасте 94 лет.

После Мацуситы

То, что оказалось не под силу создателю компании, в полной мере удалось самой Matsushita Electric Industrial: корпорация не только дожила до нового века, но и входит в него в ранге ведущего мирового производителя электроники. И это несмотря на то, что сейчас компания вновь находится в процессе обновления.

Летом нынешнего года пост СЕО и президента Matsushita занял 61-летний Кунио Накамура, который полон решимости начать всеобъемлющую перестройку мирового гиганта, с тем чтобы облегчить его вхождение в век информационных технологий. Пока что, по мнению экспертов, Matsushita, в которой работают 290 тыс. сотрудников в 46 странах мира, слишком неповоротлива, из-за чего много теряет. Хотя основной брэнд компании - Panasonic по-прежнему пользуется популярностью в мире и компания удерживает лидирующее место в Японии по выпуску сотовых телефонов с возможностью подключения к Интернету, DVD-оборудования и систем автоматического управления для автомобилей, тем не менее позиции Matsushita в секторе телевизоров и видеомагнитофонов постепенно слабеют.

По признанию Накамуры, он согласился занять этот пост только с тем условием, что у него будет карт-бланш на проведение любых реформ, которые он сочтет необходимыми. А это значит, что Matsushita может даже отказаться от некоторых принципов, завещанных Коносукэ Мацуситой: к примеру, от практики пожизненного найма сотрудников - краеугольного камня системы трудовых отношений в компании. В нынешних условиях это становится слишком дорого и не окупает себя так, как раньше.

Едва вступив в должность, Накамура обратился к сотрудникам фирмы с обещанием, что будет поощрять их не только за возраст или стаж, но и за талант. Вот вам еще одно существенное отступление от прежних правил: Коносукэ Мацусита не считал, что талант нужно оплачивать отдельно.

Еще по теме

архив
Строем на взлет и посадку
ГОСУДАРСТВО начинает перестраивать политику по отношению к своей собственности, и первыми "на своей шкуре" это могут ощутить московские аэропорты. На минувшей неделе на совещании в правительстве всерьез обсуждалась идея объединения трех аэропортов московского аэроузла (МАУ) - "Шереметьева", "Домодедова" и "Внукова" (вернее, их государственной части). Создание авиационного государственного унитарного предприятия, которому будет передано госимущество аэропортов, должно стать составной частью политики усиления контроля за работой МАУ. Попросту говоря, российские власти решили наконец навести порядок на воздушном транспорте и не нашли ничего лучшего, как "подмять" его под себя. Основная мотивировка - государственное имущество в авиации должно быть в одних руках, иначе в ближайшее время от него вообще мало что останется.
Строем на взлет и посадку