Top.Mail.Ru
архив

IT-аутсорсинг: да или нет?

26.07.201100:00

В одной крупной IT-компании мне рассказывали, что, пообщавшись с потенциальным клиентом на тему стратегического ауторсинга (когда поставщик услуг заключает многолетний контракт с фирмой на несколько сотен миллионов долларов и берет на себя управление очень большим периметром в части информационных систем), пришли к выводу, что очень легко могут добавить в чистую прибыль клиента 2%. И это далеко не уникальный случай, так ситуация видится провайдерам практически везде. "В качестве основных ценностей IT-аутсорсинга для бизнеса можно назвать значительное снижение капитальных затрат на IT, сокращение сроков внедрения новых информационных систем и возможность относительно гибкого управления операционными затратами, - поясняет руководитель подразделения технической поддержки продаж IBM в России и СНГ Антон Мякишев. - Один из свежих примеров - проект, реализованный в Связном Банке. Банк выходил на рынок финансового обслуживания частных лиц и должен был в минимальный срок создать с нуля отказоустойчивую и высокопроизводительную IT-инфраструктуру для клиентского сервиса. Аутсорсинг IT-инфраструктуры позволил банку успешно решить задачу".

Тем не менее, как показывает статистика по рынку, в целом решение об IT-аутсорсинге бизнесы в России принимают трудно. По результатам проведенных АСТРА исследований, самыми существенными факторами, препятствующими развитию IT-аутсорсинга в нашей стране, являются неготовность или неосведомленность заказчиков (29,9%), экономическая ситуация в сочетании с незрелостью рынка (26,2%) и недоверие к поставщикам (19,5%).

 

Метод проб и ошибок

Удивительно, но все это причины, строго говоря, отношения к бизнесу не имеющие, а почти исключительно субъективные. "Аутсорсингу наиболее эффективно поддаются пять групп корпоративных функций: IT, финансы (прежде всего учет), управление персоналом (кадровое администрирование), закупки и то, что в западной терминологии принято называть facilities management, то есть административно-хозяйственные функции, - рассказывает руководитель консалтинга по преобразования бизнеса SAP Андрей Лукьянов. - В России по-настоящему заметный опыт есть по первым трем направлениям - IT, финансы и персонал. При этом, как правило, для большинства крупных компаний, за исключением нескольких примеров в финансовом секторе и рознице, тема не попадает "на радар" к высшему руководству. На практике идеи аутсорсинга в России вообще и в области IT в частности продвигаются внутри компаний конкретными функциональными руководителями, а единого целеполагания, единой аутсорсинговой стратегии у компаний часто нет - рынок незрелый со стороны спроса. Не более зрелый он и со стороны предложения - нет такого адреса, по которому крупная компания может прийти за реализацией своей аутсорсинговой стратегии "под ключ", даже если бы такая стратегия у нее была. В подобной ситуации компании идут к своей индивидуальной модели IT-аутсорсинга методом проб и ошибок".

 

Не дозрели?

Структура потребления услуг IT-аутсорсинга в России сложилась так, что отражает в целом структуру экономики. Наиболее серьезные потребители услуг IT-аутсорсинга, по данным АСТРА, относятся к нефтегазовому (14%) и финансовому (13,5%) секторам, за ними следуют телеком (11,2%), органы государственной власти и силовые структуры (11%), ритейл и энергетика (по 10,5%). Связано это с тем, что потребность в аутсорсинге и возможность воспользоваться им напрямую зависят не только от масштабов организации, но и от степени отлаженности ее бизнес-процессов. "Одним из важнейших факторов получения хорошего результата при передаче IT-систем на аутсорсинг, - уверен Антон Мякишев из IBM, - является достижение определенного уровня зрелости организаций заказчика и провайдера услуг. Только при наличии формализованных процессов планирования, взаимодействия, управления инцидентами и изменениями возможно организовать и предоставить услугу высокого качества".
Кроме того, чтобы, образно говоря, купить аутсорсинг, надо иметь много специальных знаний. Тем более что для того, что сегодня могут предложить заказчикам ведущие игроки рынка, очень часто в России нет почвы, потому как имеющиеся информационные системы недостаточно сложны, не внедрены соответствующие технологии. Кроме того, за годы существования у нас рыночной экономики наши топ-менеджеры учили "язык" финансов, маркетинга, HR, даже юриспруденции. А вот до "языка" IT у генеральных и финансовых директоров дело пока не дошло, а директор по IT - далеко от принятия решений.
Еще один аспект - доверие: компании опасаются пускать чужаков в святая святых. Хотя выглядят эти страхи иррационально, как некое неправильное понимание рисков. Ведь на самом деле гораздо сложнее купировать ущерб, нанесенный, скажем, узнавшим о грядущем увольнении IT-инженером, против которого практически невозможно применить какие-то законные меры. А вот компания-аутсорсер, если что вдруг пойдет не так, в рамках контракта понесет убытки, которые полностью компенсируют возможные прямые и косвенные материальные потери. Подрядчик знает, что должен быть готов ответить еще и своей репутацией, а это бывает пострашнее материальных убытков. "Я бы предложил тем, кто размышляет об IT-аутсорсинге, - советует Андрей Лукьянов из SAP, - подумать над несколькими группами вопросов:

- Хочу ли я сосредоточиться только на IT или же стоит проталкивать идею многофункциональной стратегии аутсорсинга? Интересно ли мне самому стать лидером этой темы для компании в целом?
- Четко ли я понимаю, зачем компании и мне как менеджеру аутсорсинг? Ориентируемся ли мы прежде всего на сокращение затрат, повышение качества? Определили ли мы для себя целевой список функций/услуг для аутсорсинга и целевой баланс цены/качества по этим услугам?
- Есть ли у меня четкое экономическое обоснование?
- Каков мой временной горизонт для достижения успеха и какими 3-5 ключевыми показателями (обязательно не только стоимостными) я буду этот успех измерять?
- Какие знания, умения и навыки потребуются моей команде для реализации идей аутсорсинга? Как я буду мотивировать свою команду на результат? Достаточно ли хорошо мы проработали технические аспекты темы?
- Какие "мозги" и "руки" мне нужно будет покупать на рынке? Кто будет моим спарринг-партнером для выработки и проверки идей, привнесения мирового опыта и опыта аналогичных проектов в мой проект?
- Есть ли на рынке готовые поставщики или как минимум поставщики с хорошим потенциалом, которые с моей помощью могут развиться до достаточного уровня, или все-таки этап инсорсинга неизбежен, и мне нужно будет сначала вырастить такого поставщика изнутри?

Не продумав эти основные вопросы, вряд ли стоит с головой бросаться в омут аутсорсинга, даже если это сейчас модная тема. С другой стороны, не боги горшки обжигают".


Что отдают?

В России наиболее развит аутсорсинг.

Поддержки IT-инфраструктуры -20,4%

ЦОД - 18,8%

Help Desk и Service Desk - 14,5%

Cloud, а также IaaS, PaaS, SaaS - 8,8%

Источник: АСТРА