Top.Mail.Ru
бизнес

«Из крупнейшего импортера мы превращаемся в крупнейшую фабрику брендов»

Фото: пресс-служба Luding Group Фото: пресс-служба Luding Group

Алкогольный рынок России переживает революцию локальных брендов. О том, как Luding Group адаптирует свою стратегию под задачи импортозамещения и когда ждать на полках доступные по цене хорошие российские вина и крепкие напитки, «Компании» рассказал председатель совета директоров Luding Group Эрнест Хачатурян. 

Какие факторы, на ваш взгляд, сегодня оказывают наибольшее влияние на разработку стратегии компании в вашей отрасли?

— Основные факторы мало отличаются от тех, что влияют на весь российский бизнес. Прежде всего, это экономические и геополитические условия, от которых зависит формирование продуктового портфеля, логистика и финансовый план. К наиболее важным отраслевым факторам я бы отнес регуляторные изменения, которые сегодня обозначают новые контуры рынка: инициативы в области виноградарства и виноделия, грядущее повышение акцизов летом. Не будем забывать о том, что спрос и потребительские тренды тоже претерпевают изменения. Все это в совокупности создает внешний фон для стратегического планирования, при котором мы, конечно, учитываем свои возможности, сильные и слабые стороны.

Как при этом изменился горизонт планирования?

— Есть более осязаемые периоды в рамках 6–12 месяцев и, соответственно, есть ориентир, куда мы хотим прийти в течение пяти лет.

Luding groupФото: пресс-служба Luding Group
Могли бы чуть подробнее рассказать о реперных точках вашей новой стратегии?

— Начну с долгосрочных перспектив. В связи с уходом западных компаний и поддержкой государством отечественного производства мы, как и многие другие компании, фокусируемся на локализации — планируем, что в течение нескольких лет существенную долю нашего портфеля займут отечественные бренды. Сейчас они составляет около 35%.

Например, недавно мы получили разрешение от правительства Мексики на производство текилы на Коломенском винно-коньячном заводе. Сырье для этого будет импортироваться напрямую из Мексики. И такие яркие истории будут во всех сегментах. Совокупно сегодня мы создаем и выводим на рынок более 30 брендов, из которых со временем будет выбрано не более 10 ключевых.

Сложно ли найти партнера для контрактного производства? 

— Очень многие отечественные производители начали замещение импортных брендов, особенно в сегменте крепкого алкоголя. Да, пока есть вопросы к его качеству: не все могут закупать достойные дистилляты и обеспечивать стабильность вкуса от партии к партии.

Мы выбрали партнеров в каждом сегменте и стараемся контролировать производство от А до Я, начиная от выбора сырьевого поставщика до дизайна бутылки.

Luding groupФото: пресс-служба Luding Group
В 2022 году вы запустили несколько винных линеек. Можно ли подвести какие-то предварительные итоги на этом направлении?

— Мы поднялись на следующую ступень в сегменте вина: хотя разлили немного меньше, но улучшили качество продукта. Это, кстати, заметили и ритейлеры, которые видят рост продаж, и эксперты. Шесть вин из портфолио Luding Group завоевали золотые медали — это образцы из линеек High Roof и Urban Sun от кубанского завода Olymp Winery. Последние примечательны еще и тем, что этикетку для этих бутылок создал искусственный интеллект.

Кроме того, Luding Group совместно с Ильей Волошиным запустил проект по производству игристого. Уверен, что это будет взрыв на рынке, потому что Илья — настоящий профессионал, потомственный винодел. Уже в этом году мы планируем выпустить игристые вина акратофорным способом. Для этого на винодельню Olymp Winery будет поставлено оборудование. Как видите, с точки зрения винной локализации у нас довольно динамичное развитие.

Вы упомянули о том, что нейросеть разработала этикетку. Какие еще сценарии применения ИИ, на ваш взгляд, актуальны для такого традиционного и немного консервативного вида деятельности, как виноделие?

— Вино — тонкий, эмоциональный и душевный продукт, поэтому полностью отказаться при его производстве от человеческого участия и ручного труда точно не получится. По крайней мере, в ближайшее время точно. Этикетку нарисовать по детальному описанию винодела — это одно, но разработать купаж — совсем другое. 

ЛудингФото: пресс-служба Luding Group
В начале нашей беседы вы сказали о том, что один из факторов, определяющих стратегию, — это потребительские настроения. Как изменились вкусы аудитории в последнее время? И как в связи с этим адаптируете портфель?

— Уже устойчивый тренд: молодое поколение увлечено коктейльной и винной историями. В ответ на это мы производим крепкие напитки, которые выступают ингредиентами коктейлей. Например, ликер Gambini, который мы производим на Коломенском винно-коньячном заводе, не уступает по качеству ведущим европейским аналогам. А также мы популяризируем ответственную барную культуру, в том числе проводим популярные всероссийские соревнования Luding Cocktail Competition, на которые собираем бартендеров со всей страны. 

Но какие-то изменения в привычках могут быть спровоцированы подорожанием акцизов летом. Это может привести к тому, что импортных вин в ценовой категории до 600–700 рублей в принципе не останется. Получается, в данном ценовом сегменте вина открываются перспективы для российских производителей. А их конкурентами станут пиво и водка, и у зарождающейся винной индустрии есть риск потерять аудиторию, если потребителей не устроит качество и вкус отечественных вин.

Что необходимо сделать, чтобы этого не произошло?

— Luding Group давно развивает культуру осознанного потребления и инвестирует в это очень много, в том числе и через амбассадоров, через нашу Академию вина WineState, которая проводит множество образовательных курсов. Нам хочется рассказать, что вино связано с теплом, спокойствием, солнцем, улыбками. Оно совершенно неагрессивное, поэтому чем больше у нас будет осознанных потребителей вина, тем больше счастливых людей мы будем видеть вокруг.

В прошлом году мы впервые организовали в России аналог известного международного конкурса — соревнования по слепой винной дегустации Blind Tasting Championship, которые мы проведем во второй раз уже в мае и в еще более интересном формате. 

Помимо этого, мы вместе с нашими партнерами поддерживаем Российскую ассоциацию сомелье. Наш чемпион РФ Владимир Косенко возглавляет Московскую ассоциацию сомелье. 

Luding groupФото: пресс-служба Luding Group
Что касается премиальной линейки, есть, на ваш взгляд, уже достойные образцы среди российских вин?

— Да, по достоинству российские экземпляры ничем не уступают импортным аналогам: уже долгое время мы сотрудничаем с Олегом Репиным и «Сатерой», с Ильей Волошиным, который в этом году курирует производство игристых вин на Olymp Winery в партнерстве с Luding. Есть прекрасный армянский «Карас», который производит напитки из винограда, выращенного на вулканической почве, есть достойные рислинги у Olymp Winery. Я держу эти вина, чтобы в дружеской атмосфере проводить дегустации.

Сколько стоят такие вина?

— Стоимость многих позиций начинается от 700 рублей. Виноделу надо окупать свое производство, и, пока нет экономии на масштабе, он будет проигрывать аналогам, которые уже прошли эти этапы развития. 

Обсуждение онлайн-торговли алкоголем имеет уже давнюю историю. На ваш взгляд, есть ли какие-то подвижки в этом направлении?

— Онлайн — это «коробочка иллюзий», причем у каждого своя. Пока мы будем эти иллюзии испытывать, для потребителя вообще ничего не поменяется. Не проблема заказать в интернете алкоголь, но что возят и где закупают, неизвестно. Этот оборот рынка оценивается в 30–50 миллиардов рублей, из которых государство могло бы получать допдоходы.

Технически у крупных игроков рынка, ни один из которых не захочет рисковать лицензией, есть инструменты верификации пользователя, контроля покупки, да каждая единица товара тогда будет прозрачна для регулятора. Одна из основных проблем, на мой взгляд, состоит в том, что потребителей воспринимают не как осознанных людей, а как детей. Уже даже фарма внедрила рецептурную доставку, которая не менее сложна и может иметь не менее серьезные последствия для здоровья…

Думаю, еще какое-то время пообсуждаем, но долго препятствовать прогрессу никто не будет

Luding groupФото: пресс-служба Luding Group
Есть ли у вас желание пойти в сопредельные какие-то отрасли, не связанные только с поставкой и продажей алкоголя? Например, для многих виноделов именно попутное и очень прибыльное сейчас направление — это гастротуризм. 

— Внутренний туризм сильно растет в последние годы, россияне с удовольствием открывают для себя винодельни Краснодарского края, Крыма и других южных регионов. И для многих винных хозяйств это существенное подспорье. Хорошо бы еще при помощи государства преодолеть ряд ограничений, например, разрешить строить места размещения на землях сельхозугодий, чтобы винодел мог поставить маленькую гостиницу, ресторан.

Это очень близко нашей концепции: потребитель должен знать, как производится вино, чтобы доверие к отечественному продукту росло.

На винодельне Olymp Winery есть замечательная дегустационная зона, которую они развивают вместе с партнерами. Мы, приезжая к ним, видим, что предприятие каждый год меняется к лучшему, поэтому нам очень нравится работать с ним. И мы ищем таких же динамичных в России, Армении, Грузии и Европе. Можно сказать, что Luding Group из крупнейшего импортера превращается в крупнейшего производителя брендов. Только раньше мы разрабатывали бренды с западными компаниями, а теперь эту экспертизу применяем в РФ. Сохраняем традиционную историю и вносим новаторство в наши новые продукты.

Еще по теме