Top.Mail.Ru
архив

Из неолита в Интернет

На исходе лета брэнды мирового компьютерного рынка в очередной раз вспомнили о Рунете. Американские производители вновь сообщили российской компьютерной общественности, что в Западном полушарии Интернет вступил в следующую фазу своей истории и что "вторая глава" Интернета подразумевает новые технические решения. Между тем в российском секторе Сети время рассуждать о "второй главе" в Рунете еще не наступило.

Приоритеты "неандертальцев"

В дискуссии о "второй главе" схлестнулись две эпохи. Западное бизнес-сообщество под "второй главой" понимает новую фазу в развитии Интернета, связанную с оказанием электронных услуг. Перечень электронных услуг, которые возможно оказать через Интернет, практически бесконечен. Наибольшее развитие электронные услуги получили в США. В этой стране все, что можно заказать, забронировать, зафрахтовать, - заказывается, бронируется и фрахтуется прямо из офиса. Людмила Фатеева считает, что электронный сервис фактически представляет собой новую отрасль американской экономики. Причем отрасль эта развивается быстрее, чем этого от нее ожидает общество.

По предварительным оценкам, годовой объем продаж через Интернет в США в 1998 году должен был составить десятки миллиардов долларов. Исследование, проведенное университетом штата Техас, показало, что в 1998 году американские компании получили от он-лайновой продажи товаров и услуг $301 млрд, в том числе $102 млрд - от чистой интернет-коммерции, или розничной торговли on-line. Эта цифра получена на основе опроса приблизительно 3000 компаний - участниц интернет-экономики, Полученные цифры ставят интернет-экономику на один уровень с другими ведущими секторами, такими, как автомобилестроение и связь.

Оборот крупных Интернет-магазинов - таких, как Amazon.com и eToys.com, - составляет сегодня миллионы долларов. Не остаются в стороне и компании-производители.

В июле этого года председатель совета директоров General Electric Джек Уэлч заявил, что за всю его длительную деловую карьеру не было ничего более важного, чем использование Интернета во всех сферах деятельности компании. "В списке приоритетных направлений GE Интернет сегодня занимает первое, второе, третье и четвертое места", - считает Уэлч, однажды назвавший себя "неандертальцем в области использования Интернета". В январе на ежегодном совещании топ-менеджеров GE Джек Уэлч заявил: "Берите Интернет штурмом!" А в мае объявил о новой корпоративной стратегии DestroyYourBusiness.com. Смысл этой стратегии - в коренной перестройке деятельности GE с учетом возможностей Интернета. В 1998 году GE реализовала через Интернет товаров и услуг на сумму более $1 млрд и разместила заказов на необходимые ей товары и услуги на такую же сумму. Сегодня в GE виртуальная дистрибуция соотносится с реальной в соотношении 1:100 - общие доходы GE в 1998 году составили $100,5 млрд, но главное состоит не в этом. Виртуальный бизнес развивается с "низкого старта", но исключительно быстрыми темпами. Именно быстрые темпы развития виртуального бизнеса заставляют GE и других американских производителей относиться к Интернету всерьез.

По прогнозу Intel, в нынешнем году доля электронной коммерции в ее совокупном обороте превысит 40%, а в ближайшие два-три года обеспечит компании до 90% доходов. Это обстоятельство дало основание главе компании Intel Эндрю Гроуву заявить: "Лет через пять все фирмы либо станут Internet-компаниями, либо просто прекратят свое существование".

Быстрые темпы роста виртуального бизнеса не являются американской прерогативой: в Европе темпы роста тоже очень высокие, хотя объем европейского виртуального бизнеса меньше американского. Оборот немецких торговых сайтов, по данным DataMonitor, в 1997 году составил $72 млн, в 1998 - $160 млн. а прогноз на 1999 год - $350 млн, то есть темпы роста немецкого виртуального бизнеса составляют 200% в год. По свидетельству Юргена Тиля, менеджера Intel по странам Центральной и Восточной Европы, еще несколько лет назад в Германии электронная коммерция была представлена только пластиковыми карточками, виртуальной торговли в стране не было. Сейчас Германия лидирует в виртуальной торговле на Европейском континенте по объемам, вторую позицию занимает Великобритания, где на 1999 год прогнозируется объем продаж $190 млн. Что же касается темпов роста, то здесь лидер - Франция: оборот французских торговых сайтов вырос с отметки $3 млн в 1997 году до прогнозируемых $60 млн в 1999 году.

Быстрый рост он-лайнового бизнеса на Западе обеспечивается за счет виртуализации спроса и предложения. С одной стороны, все больше пользователей Интернета проявляют интерес к электронным услугам и торговле. С другой стороны, возможностями виртуального бизнеса интересуются и все больше "нормальных" компаний. Виртуальный заказ как метод работы с клиентом привлекает компании, работающие в самых разных секторах - от туризма, транспорта и гостиничного бизнеса до медицины, консалтинга и шоу-бизнеса. Что же касается заказа товаров, а не услуг, то на первый взгляд здесь есть некоторые ограничения.

Считается, что наиболее успешно через Интернет продаются те товары, которые при покупке не нужно примерять, "пробовать на зуб" или трогать руками. Поэтому в Интернет-торговле уверенно лидируют такие товары, как книги, компакт-диски и конечно же компьютерная техника, программное обеспечение и электроприборы. Однако есть основания считать, что американские и европейские супермаркеты скоро преодолеют существующий стереотип и докажут, что ограничения эти надуманные.

Впрочем, сегодня многомиллионные показатели западного Интернета определяет не business to people, а business to business. Об этом обстоятельстве нужно помнить каждому, кто намерен сравнивать электронную коммерцию на Западе и в России.

Магазин без прилавка

На фоне успехов американского и европейского секторов Интернета развитие электронной коммерции в Рунете выглядит весьма скромно. Исчерпывающей статистики в этой области не существует, но есть ориентировочные данные. По мнению руководителя E-commerce-проектов банка "Платина" Вадима Белопольского, совокупные месячные обороты российских розничных электронных магазинов можно оценить приблизительно в 2 - 5 млн руб. Общее число магазинов в Рунете составляет сегодня около 300 - примерно столько ссылок насчитывает каталог www.magazin.ru, посвященный электронной коммерции в России.

Какими свойствами должен обладать успешный Интернет-магазин? Игроки рынка по-разному представляют себе преимущества виртуальной торговли. По мнению Сергея Савинова, директора компании АСТ, торгующей компьютерным "железом" и программными продуктами, основная задача электронного магазина - дать пользователю то, чего он не может получить в магазине обычном. Например, на сайте АСТ - www.buy.ru посетитель получает возможность автоматически рассчитать стоимость лицензий на продукты Microsoft в зависимости от объема закупки. На словах такие вопросы зачастую приходится объяснять часами, а на сайте пользователь, обратившись к базе данных, может разобраться в теме гораздо быстрее.

Интернет-магазин "Озон" торгующий книгами, видеокассетами, компакт-дисками и DVD, делает упор на большом ассортименте. "Сейчас в нашем активе около 10 тыс. наименований книжных изданий, периодики и видеокассет, и это не предел. В "реальной" жизни такой ассортимент может позволить себе только крупный магазин, репертуар же среднего невиртуального магазина обычно ограничивается несколькими сотнями наименований", - говорит основатель "Озона" Дмитрий Рудаков.

Другой виртуальный магазин - "Доставка", который поддерживает компания Outpost, ориентируется на скорость доставки: в течение 1 - 2 дней заказ, сделанный на этом сайте, обязательно прибудет по месту назначения. Правда, "Доставка" работает пока только по Москве.

О логистике разговор особый. Одной из основных проблем российской электронной торговли специалисты называют отсутствие недорогой и надежной системы доставки. Российская почта не может сравниться по оперативности с почтовыми и курьерскими службами США и Европы. Западные курьерские службы работают и в России, однако их услуги нашему потребителю не всегда по карману: доставка тем же DHL бандероли внутри Москвы обойдется в $15 - 20. Вопрос доставки решается операторами по-разному: "Озон" предлагает своим покупателям на выбор несколько форм доставки покупок. Из них российские пользователи, как правило, предпочитают услуги недорогих курьерских агентств или даже обычной почты - ведь при покупке редкой книги или фильма можно пренебречь срочностью. Зарубежных же покупателей долларовые тарифы DHL не останавливают. Существуют и более радикальные способы решения вопроса. Например, московская Outpost организовала собственную экспедиторскую службу, которая обеспечивает значительную оперативность при доставке товаров внутри Москвы.

По словам коммерческого директора компании Outpost Андрея Хромова, магазин имеет собственный склад, однако склад этот очень невелик. "Мы стараемся работать напрямую со складами дистрибуторов - говорит Андрей. - Благодаря такой системе Интернет-магазин выигрывает сразу по нескольким пунктам. Первое преимущество - экономия на торговых и складских площадях; второе - отсутствие потерь от постоянного снижения цен на компьютеры и комплектующие. Цены на компьютерном рынке постоянно снижаются, поэтому товары, находящиеся на складе, с каждым днем дешевеют".

Расхожее мнение о том, что виртуальный покупатель склонен капризничать и отказываться от заказанных товаров, Андрей Хромов считает малообоснованным.

По словам Андрея, возвраты бывают, но крайне редко. Столь же редки заказы на совсем уж пустяковые вещи - вроде картриджей для принтера или ковриков для мыши. Сегодня на сайт компании Outpost заходят около 1000 человек в день, из которых порядка 30 человек совершают покупки. "Эти цифры очень приблизительны и неустойчивы, - предупреждает Андрей Хромов, - ведь наш проект еще очень молод. Приток посетителей зависит от рекламы, с которой мы постоянно экспериментируем, благо Интернет дает для этого большие возможности". Кстати, именно на рекламу у Outpost приходятся самые большие расходы.

Где здесь касса?

Одним из самых важных моментов в электронной торговле, несомненно, являются платежи. Сегодня российский рынок платежей в Интернете может предложить практически любое решение. Уже действуют системы цифровых денег PayCash, WebMoney, а также системы, обслуживающие платежи по кредитным картам: Russian Shoppig Club, CyberPlat-ASSIST, InterRussia, "Элит", Instant! и другие. Однако их использование еще "не вошло в моду" и в каждом конкретном случае зависит от позиционирования виртуального магазина.

Ориентирующиеся на разных клиентов компании по-разному относятся и к системам оплаты. Компания АСТ ориентируется в основном на корпоративных заказчиков, поэтому большинство платежей у нее проходят обычным банковским переводом. Спешка здесь ни к чему, а надежность сделки гарантирована.

Outpost не пользуется платежными системами, поскольку ее потребители пока не выказывают такого желания. Чаще всего деньги принимаются наличными одновременно с доставкой товара. Корпоративные заказчики, которых примерно 50% от общего числа клиентов, иногда платят по безналичному расчету. По мнению Андрея Хромова, в прошлом году в российской платежной практике мог произойти карточный бум, однако кризис подорвал доверие народа к данному платежному средству. Практика виртуального магазина "Озон" показывает, что доверие к кредиткам подорвано не полностью: 73% платежей магазин получает с кредитных карт.

Пожалуй, наиболее развитой универсальной системой электронных платежей в России является CyberPlat-ASSIST. Строго говоря, это две различные платежные системы, поддерживаемые одним коммерческим банком "Платина". ASSIST предназначен для платежей по российским и международным кредитным картам, а CyberPlat - для оплаты товаров и услуг со счета в системе. Общая численность покупателей, воспользовавшихся услугами CyberPlat-ASSIST, уже превышает 5000 человек. В ближайшее время планируется увеличение числа пользователей системы за счет активной эмиссии пластиковых карточек банком "Платина", являющимся участником международной платежной системы Visa International. Месячные обороты системы CyberPlat-ASSIST составляют более 700 тыс. руб. Причем, по словам Вадима Белопольского, "в последние месяцы явно прослеживается тенденция их плавного, но устойчивого роста".

Бревна на пути в светлое будущее

Можно ли считать этот рост началом "второй главы" в Рунете? Едва ли. Устойчивому росту электронной торговли в российском секторе Интернета препятствуют экономические проблемы: невысокая (в сравнении со странами Запада) покупательная способность населения и недостаточная развитость отечественной платежной системы. В конце августа Hewlett-Packard заключила альянс с российским провайдером "Демос-Интернет". Менеджер московского офиса HP Людмила Фатеева объяснила, что смысл альянса HP с "Демосом" состоит в том, чтобы продвигать в России технические решения, относящиеся ко "второй главе Интернета" (подробнее об альянсе см. "Ко" № 30(78). В свою очередь, корпорация Intel проявляет неподдельный интерес к Интернет-торговле в связи с выпуском нового процессора Pentium III. Этот процессор позиционируется для работы в Сети: он имеет набор новых возможностей, позволяющих быстрее и лучше выполнять мультимедиа-функции в режиме on-line даже при "узком" коммуникационном канале. Смысл решений для "второй главы" состоит в повышении надежности и скорости передачи информации - новые серверы HP и процессоры Intel в конечном итоге предназначены для решения именно этих задач.

Если бы не прошлогодний августовский кризис, то к концу 1999-го - первой половине 2000-го число пользователей российского Интернета достигло бы отметки 10 - 15% от общей численности трудоспособного населения. Это тот критический порог, после которого, как считают эксперты, Интернет становится такой составляющей экономической жизни, которую невозможно игнорировать. Теперь эта цифра будет пройдена несколько позже. Сегодня общая численность пользователей в Рунете, по оценкам экспертов, составляет - в зависимости от методики оценки - от 700 тыс. до 1,4 млн человек. При этом активная часть российского Интернет-сообщества (т. е. количество людей, ежедневно бывающих в Сети и реально могущих что-либо купить) не превышает 35 - 40% от общего числа "жителей" Рунета.

Помимо экономических проблем существуют и психологические. Потребителю свойственны консерватизм и недоверие к новым технологиям. Кроме того, российский потребитель, наслышанный о могуществе отечественных хакеров, опасается открывать данные о своей пластиковой карточке (если такая карточка у него есть). Все это заставляет с пессимизмом смотреть на перспективы российской электронной коммерции - по крайней мере в обозримом будущем.

С чем же связана в таком случае активность Intel и Hewlett-Packard, настойчиво предлагающих все новые и новые решения для "второй главы" Рунета, несмотря на объективное отсутствие оной главы?

Западные производители компьютерного оборудования не в состоянии решить за Россию ее экономические проблемы. Ни Intel, ни HP не дано повысить уровень платежеспособности российского населения или ускорить развитие национальной платежной системы, но игнорировать российский рынок они тоже не могут. Диапазон активности западных вендоров в этих условиях неширок: все, что они могут себе позволить, - это "маркетинг на будущее" и просветительская деятельность. Зарубежные производители готовы смириться с отсутствием рынка сегодняшнего, но не желают отказать себе в удовольствии формировать рынок завтрашний.

Еще по теме