Top.Mail.Ru
архив

Качать не строить

11.03.201300:00

цена на нефть, налоги
При этом основная цель, ради чего затевалась налоговая реформа, а именно рост инвестиций в нефтепереработку, так и не была достигнута.

Чиновники пересчитывали налоги при цене в $95 за баррель. Предполагалось, что при такой цене "черного золота" новая налоговая схема поможет снизить объем производства темных нефтепродуктов и увеличит глубину переработки. Но в 2012 г. средняя стоимость барреля составила $111. Трудно было удержаться от соблазна и не воспользоваться ситуацией, а именно гнать на экспорт темные нефтепродукты, даже несмотря на увеличение экспортной пошлины. Ведь на каждом барреле нефтяники заработали дополнительно $6,4.

Инвестиционные циклы у компаний длинные, а налоговая система неустоявшаяся и работает в ручном режиме. Поэтому нефтяники поступают не так, как будет выгодно стратегически. Они действуют, как проще и удобнее в данный момент. Естественно, за счет льгот по экспорту нефти проще отбивать расходы, связанные с ростом пошлины на экспорт темных нефтепродуктов, чем вкладываться в строительство новых перерабатывающих мощностей. Да и само государство демотивирует компании на опережающий рост глубины переработки. Например, ЛУКОЙЛ несколько лет назад модернизировал "Нижегороднефтеоргсинтез". Предприятие перешло на выпуск топлива стандарта Евро-5, но в итоге решение правительства о переносе сроков перехода на более высокие топливные стандарты было отложено.

По этой же причине нефтяники срывают сроки модернизации НПЗ. До 2015 г. в строй планировалось ввести около 45 обновленных установок по переработке топлива. Но запуск как минимум 31 производства откладывается. Безусловно, компании инвестируют, но в первую очередь в геологоразведку и добычу.

Пожалуй, это единственный плюс режима "60-66-90". В прошлом году объем капвложений в добычу составил 836,9 млрд руб., что на 14,8% выше уровня 2011 г. Инвестировали - 107,8 млрд руб. Но и эта сумма оказалась меньше выпавших из бюджета Минфина доходов.

Что же касается переработки, то здесь нефтяные генералы пошли в атаку на чиновников. В феврале они подписались под обращением к правительственной комиссии по ТЭК с просьбой снизить заградительную пошлину на бензин. В противном случае, они сулили дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке через пять-семь лет и рост цен на ГСМ на 25-30%. По их мнению, завышенная экспортная пошлина (раньше была 60%) негативно сказывается на рентабельности производства нефтепродуктов, не реализуемых на внутреннем рынке. Но если посмотреть на итоги работы нефтяников в целом, то на сей счет возникают большие сомнения. Только по предварительным оценкам, суммарная выручка крупнейших нефтегазовых компаний, подписавшихся под обращением в адрес правительства, составила по итогам 2012 г. 11 трлн руб., а чистая - более 1,5 трлн руб.

Ожидается ли корректировка системы "60-66-90"? Пока в правительстве очень осторожно подходят к данному вопросу. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что до 2015 г. этот механизм трогать не будут. А чтобы нефтяники не снимали с высоких цен на нефть пенки, дадут команду Федеральной антимонопольной службе, и она проверит действующие соглашения о модернизации НПЗ. Неисполнение условий соглашений может квалифицироваться как необоснованное снижение предложения на внутреннем рынке, результатом которого стал рост цен. Санкции могут предусматривать не только оборотные штрафы, но и изъятие необоснованно полученного дохода.


Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИК "Универ Капитал":

"Правительство планировало убытки от введения новой системы налогообложения нефтяной отрасли на уровне 60-80 млрд руб. Но произошло превышений этих ожиданий. Выпадающие доходы появились от снижения пошлины по экспорту нефти и предоставления отдельных льгот по НДПИ региональным компаниям, в частности "Башнефти" и "Татнефти". Стимулом для увеличения глубины нефтепереработки будет рост пошлин на темные нефтепродукты, а не система "60-66-90". Проблема в том, что в балансе между экспортными пошлинами и НДПИ в принципе не предусмотрена гарантия доходов для тех, кто вкладывается в существенное увеличение объемов переработки внутри страны. Этого даже нет в Энергостратегии-2030. И ожидать, что кто-то будет активно вкладываться, нельзя. Зато можно за счет экспорта нефти компенсировать выпадающие доходы от экспорта мазута. Такая политика ведет к нежеланию вкладываться в переработку. К 2015 г. ситуация улучшится, но объемы первичной и вторичной переработки нефти относительно объемов добычи не вырастут".


Елена Юшкова, старший аналитик AVG Capital Partners:

"При введении налогового режима "60- 66-90" в формуле расчета экспортной пошлины на нефть произошло снижение поправочного коэффициента с 0,65 до 0,60. В результате выиграли те компании, которые имеют высокую долю экспорта нефти. К ним относятся "Роснефть", ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и "Сургутнефтегаз". А те компании, у которых доля нефтепереработки выше, чем доля добычи, проиграли (в первую очередь это "Башнефть", у нее объем переработки в два раза превышает объем добычи). До тех пор пока нефтяным компаниям будет выгодно продавать продукты первичной переработки, у них не появится стимула инвестировать в производство, для того, чтобы повысить глубину нефрепереработки. Помимо налогового режима, в ближайшие годы понадобятся дополнительные меры для реализации этой цели. Если же цена на нефть начнет падать и возникнет необходимость увеличивать глубину переработки нефти, то средств у компаний, скорее всего, на тот момент уже не окажется. Поэтому вероятность появления предложений о дополнительных льготах довольно высока".


Андрей Полищук, аналитик Райффайзенбанка:

"Система "60-66-90" - долгосрочный проект. На модернизацию заводов требуется от трех до пяти лет. За год мы и не могли увидеть сколько-нибудь значимых изменений. Скорее всего, нефтяники не уложатся и в заявленные сроки, до 2015 г. В выигрыше от новой налоговой системы - экспортеры нефти, кто продает именно сырую нефть, не перерабатывая ее, и те, у кого современные заводы. В прошлом году максимальную прибыль получили "Роснефть", ТНК-BP, "Сургутнефтегаз". Если говорить о перспективе, то выиграет тот, кто первый сможет провести модернизацию. В этом плане лучше выглядит ЛУКОЙЛ. Проигрывают те компании, у которых либо вообще нет собственной добычи, либо она мала. В первую очередь это независимые НПЗ с низкой степенью переработки. Из крупных компаний это "Башнефть".


Виталий Крюков, аналитик ИФД "КапиталЪ":

"Цены на нефть выросли, а в этом случае налоги изменяются в пользу нефтяных компаний. Но нефтяники увеличили инвестиции в новые проекты по добыче. Если бы снижения пошлин не произошло, было бы меньше вложений, следовательно, бюджет потерял бы больше. Если говорить о переработке нефти, то планы по модернизации производства не выполнены по объективным причинам. Долгое время компании не вкладывались в этот сегмент, потому что не было налоговых стимулов. Теперь долгосрочные гарантии налогового режима получены, инвестиции пошли. Но, с другой стороны, сложно в сжатые сроки освоить большой объем средств, ввести в строй большое число новых установок. В этом процессе могут происходить технические сбои, зависящие в том числе от поставщиков оборудования и подрядчиков. Не вижу ничего страшного, если сроки, обозначенные в программе по 2015 г., будут перенесены на пару лет. Главное, что компании получили стимул".


Что такое "60-66-90"

Система налогообложения "60-66-90" начала работать с 1 октября 2011 г. Цель - стимулирование добычи нефти и увеличение глубины ее переработки на российских НПЗ. Для этого экспортная пошлина на нефть была снижена с 65 до 60%, пошлины на темные и светлые нефтепродукты были унифицированы на уровне 66%, заградительная пошлина на бензин составила 90% от пошлины на нефть. С 1 января 2015 г. пошлина на темные виды топлива должна быть увеличена до размера пошлины на сырую нефть.


Переход на Евро

Действующий технический регламент предусматривает запрет на продажу бензинов и дизельного топлива класса Евро-2 с 2013 г., Евро-3 - с 2015 г.,
Евро-4 - с 2016 г. Ранее запрет на реализацию Евро-2 переносился трижды, в последний раз - весной 2011 г.


Кто подписал письмо в комиссию по ТЭК

Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, глава "Газпром нефти" Александр Дюков, президент "Башнефти" Александр Корсик, гендиректор "Татнефти" Шафагат Тахаутдинов, исполнительный директор ТНК-BP Герман Хан.