Top.Mail.Ru
архив

Ложка хаоса

HR, корпоративная культура
Возможность использования искусства в корпоративных целях доказана на примере таких успешных гигантов, как Coca-Cola, Dell или Google. В погоне за новыми идеями и свежим взглядом эти корпорации стремятся активнее развивать у работников правое полушарие мозга. Для этого в ход идут литературное сочинительство, живопись, пение и многое другое. Важно хоть на время забыть о калькуляторе, отпустить фантазию на волю и позволить мозгу генерировать идеи. А там недалеко до оригинальных решений и в собственной работе. Поэтому в киностудии Pixar любой сотрудник, будь то секретарь или даже уборщик, может пройти курс живописи в корпоративном университете. Да и известная консалтинговая фирма IDEO активно прививает специалистам дизайнерское мышление.

Основатель и президент NEST Consulting, эксперт по ведению переговоров Моти Кристал, на вопрос о том, чего ожидают коммерческие структуры, внедряя искусство в корпоративную жизнь, ответил следующее: "Известно, что порядок рождает дисциплину, а творчество может быть предвестником хаоса. Тем не менее все больше фирм, бизнес-школ и индивидуальных предпринимателей склоняются к необходимости внесения креативности в повседневность. Они пытаются всеми способами стимулировать работу правого полушария мозга. Это видно даже в том, как у них организованы рабочие места: посмотрите на офисы Google, Apple, "Яндекс". Меж тем это одни из самых успешных компаний на своих рынках и в своих секторах".


Русские идут!

Разумеется, западные компании преуспевают в плане арт-ориентированного образования, однако это вовсе не значит, что в России не предпринимаются попытки совместить искусство и бизнес. Все большее количество наших топ-менеджеров сегодня осознают необходимость креативного подхода к работе, поэтому растет популярность российских бизнес-школ с арт-уклоном.

Уроки, содержащие непривычные на первый взгляд задания вроде постановки циркового номера или исполнения песни, заставляют управленцев по-иному взглянуть на процесс обучения.

Обрести навыки руководителя можно с помощью конного спорта, а понять суть командной игры - через дирижирование оркестром: подобные приемы "родом" из швейцарской бизнес-школы IMD.

Российский аналог учебного заведения, бизнес-школа "Сколково", заверяет, будто нет ничего лучше театральной постановки. В спектаклях чаще всего задействовано множество работников - от осветителей и костюмеров до актеров и режиссера. Разумеется, все это позволяет сравнивать мероприятие с бизнесом в миниатюре. Перед художественным руководителем стоят сразу две важные задачи: во-первых, необходимо собрать профессиональную команду, уложиться в бюджет и решить массу организационных вопросов, а во-вторых, создать эстетичный, привлекательный для зрителя продукт. Тут вам и бухгалтерские цифры, и приобщение к прекрасному. А вот теперь представьте, какой бесценный урок вынесли студенты бизнес-школы "Сколково", когда выполняли задание по постановке циркового номера с профессиональными артистами и после демонстрировали получившееся шоу юным зрителям из детского дома.

"Однажды мы пригласили в школу художника песочной анимации Артура Кириллова, - говорит Светлана Пашкевич, менеджер по разработке программ "Сколково Executive Education". - Он привез с собой четыре стола и поставил задачу: показать, что именно данная компания несет миру, а затем снять об этом мультфильм на песке. Про одну из работ сам Артур позже сказал, что вырастил себе конкурентов. И в итоге именно группа, сделавшая эту композицию, продемонстрировала выдающиеся результаты в разработке и реализации настоящих проектов для своей компании".

С одной стороны, арт-ориентированное образование - интересная находка бизнес-школ, а с другой - вынужденная необходимость. Для того чтобы привлекать на свои программы новых студентов, надо предлагать уникальный продукт. В конце концов что такое "творческий элемент", как ни обещание выучить серьезным экономическим дисциплинам через развлечения.


Пантомима для менеджера

Но чем спектакль или мультфильм на песке способен помочь компании?

Старший партнер коллегии адвокатов "Делькредере" Алексей Карпенко уверен, что творчество помогает взглянуть на бизнес иначе. Во время арт-ориентированного обучения ему приходилось конструировать архитектурные объекты из бумаги и картона, строить башни с помощью конструктора Lego, рисовать свою жизнь и делать много других непривычных вещей.

"Я - судебный юрист, и элемент творчества для меня очень важен. Ведь, креативно подойдя к решению "обычной" задачи, можно добиться весьма значительных успехов. Решение проблемы не всегда лежит на поверхности, иногда требуется подключить фантазию. Ведь, как говорится, большое видится на расстоянии, - поясняет Алексей Карпенко. - Я видел, как мои однокурсники, словно дети, что-то репетировали, строили или рисовали. Отключаясь от "взрослых" проблем, они открывали какие-то новые грани своего характера, не известные до сих пор таланты. Это очень увлекательно! По долгу службы мне частенько приходится работать с топ-менеджерами, и я не раз обращал внимание на их зашоренность. Иногда, чтобы решить возникшую проблему, необходимо просто посмотреть на нее другими глазами. И вот тут без креативности никуда!"

По мнению Алексея Карпенко, искусство способно стать хорошим подспорьем в работе не только руководителя, но и других специалистов. Даже экономисту или бухгалтеру необходимо порой отходить от привычных инструкций и подключать фантазию. Воображение способно принести гораздо больше пользы работе, нежели слепое подчинение "уставу".

О том, как польза от искусства проходит проверку временем, рассказал экс-глава "ТНК-BP Авиа" Сергей Колтович, окончивший бизнес-школу с арт-уклоном чуть менее года назад: "На моей памяти остались творческие занятия, где нашей группе приходилось изображать "Сказку о рыбаке и рыбке" с помощью пантомимы. Это было увлекательно. Еще хорошо помню, как рисовал картину, в которой презентовал себя. Мне кажется, что подобные уроки позволяют раскрепоститься, почувствовать себя увереннее, но чтобы помочь в бизнесе или управлении компанией - это далеко не факт. Правда, я не отрицаю, что польза от искусства все-таки есть, косвенная. Как ни крути, а многие менеджеры подвержены стрессам, рутине. И вот чтобы удерживать себя в необходимом ритме, расширять управленческий кругозор, необходимо приобщаться к прекрасному. Мне кажется, для этого подойдет и творческое хобби, и обычное посещение выставки".

Так что же дают компании Pixar сотрудники, обученные живописи, или консалтинговой фирме IDEO - специалисты с дизайнерским мышлением? Возможно, секрет высокой продуктивности лежит как раз таки в умелом преодолении скуки на работе. В конце концов, если вы избавите персонал от ненавистной рутины, то получите людей с горящими глазами и большим желанием делать что-то полезное. А там недалеко и до заветного бизнес-олимпа.


Лучше заинтересовать деньгами?

Представители "творческого" верят в силу искусства, однако понимают, что она не беспредельна. "Как это работает? Так же, как и в жизни: человек, который умеет думать наперед, с развитым воображением и непосредственным взглядом на вещи, предложит несколько вариантов решения задачи, применимых здесь и сейчас. Правда, я не думаю, что человека, привыкшего мыслить шаблонами, можно научить творческому подходу. Тут арт-образование не поможет", - делится своими размышлениями директор ООО "Дизайн-Сити" Дмитрий Варушкин.

"Руководителю важно направить своих сотрудников в нужное русло: они должны проявлять смекалку для решения рабочих вопросов и знать, что будут за это вознаграждены, - полагает представитель совсем не творческого бизнеса (сфера оптовых продаж) Максим Филимонов. - Устраивать для них уроки живописи или лепки малоэффективно, а вот объяснить, что за оптимизацию собственного труда или работы компании в целом они получат весомый бонус, вот это другой разговор! Они сами начнут креативить за милую душу!"

Об этом же рассуждает и технический директор и один из основателей IT-компании AlterGeo Александр Доржиев: "Творческий подход, способность мыслить поверх шаблонов и действовать порой неординарно позволяют решать ряд задач наиболее эффективно. Вот только сомневаюсь, честно говоря, что эти качества можно искусственно привить человеку с помощью специальных мероприятий. Другой вопрос в том, чтобы помогать сотрудникам обнаруживать в себе различные таланты, которые будут востребованы в компании".

Для полноты картины осталось добавить, что идея арт-ориентированных сотрудников нравится даже топ-менеджерам банков. Оказывается, там уже давно на внутрикорпоративных курсах обучают специалистов с применением творческих элементов. Елена Иванкова, управляющая южным филиалом Home Credit Bank, рассказала, что на подобных занятиях нередко приходится сочинять корпоративные гимны или стихи про клиентов. На ее взгляд, это заставляет раскрепоститься и лучше идти на контакт с клиентами.

Однако не все управленцы настроены столь оптимистично по отношению к креативу. Коммерческий директор ООО "ВАЗЛ" Дмитрий Ткачев обрушился на тренд с критикой: "Современный мир грешит подменой понятий. Мы настолько привыкли к перевертыванию очевидного, что порой даже не замечаем этого! Нужно отделять мух от котлет и не обманывать хотя бы самого себя. В этом "тренде" явно миксуют три вещи: моду на поиск идей развития, практическую пользу и качество жизни. Декларировать выгоду от "мулевания" картинок бухгалтерами можно какую угодно, но это вряд ли внесет в их скучный труд хоть каплю творчества. От этих специалистов требуются знания, точность и дисциплина. Никакого креатива. За творчество бухгалтеров сажают!"

Моти Кристал не скрывает восхищения такими IT-гигантами, как Google, Apple, "Яндекс", и их методами работы с персоналом. Только вот в пресс-центре последнего мне сказали, что никакой целенаправленной политики в отношении творческого развития сотрудников они не реализуют. Рискну предположить, что "веселые" офисы служат лишь для создания комфортных условий труда, не более того. Посему сделать вывод о реальной пользе искусства в бизнесе непросто. Действительно ли креатив способен вывести компанию на новый уровень или это только миф, вопрос весьма и весьма спорный.

Несколько месяцев назад главный редактор MBA50.com Мэтт Симондс написал, что сегодня в ведущих бизнес-школах Америки и Европы учат с помощью компьютерных игр, симулирующих и конкретные бизнес-ситуации, и сложные производственные предприятия. Например, большим успехом пользуется "игрушка" Beer Game, представляющая собой виртуальный завод по изготовлению и продаже пива.

Более того, сегодня в Дании, в Институте управления Mannaz, уже разрабатывается компьютерная игра для бизнесменов по мотивам бессмертной World of Warcraft. Похоже, все идет к тому, что через несколько лет топ-менеджеры позабросят живопись и конный спорт и с головой окунутся в еще более развлекательные деловые компьютерные игры.