Top.Mail.Ru
архив

Время перемен

Бизнес-образование, МВА, MBA
Принято считать, что образование - одна из самых традиционных и не склонных к переменам отраслей. На глобальном уровне это действительно так: крупномасштабные реформы, кардинально меняющие всю структуру системы образования, бывают не столь уж часто. Однако не зря говорят, что дьявол кроется в деталях.

В сфере бизнес-образования вопрос актуальности как содержания программ, так и методов преподавания стоит наиболее остро: никому не хочется, чтобы его дело погорело из-за устаревшей информации. Чтобы быть востребованными, бизнес-школы вынуждены все время держать руку на пульсе экономической ситуации в стране и мире. Это касается не только старых, проверенных годами программ, которые постоянно совершенствуются, но и новинок, появляющихся с завидным постоянством.


Игра в кубики

Если анализировать спрос на основные формы обучения, то здесь по-прежнему популярны краткосрочные тренинги и коучинги, а также MBA и Executive MBA.

Если же говорить о формате, то за последние годы он заметно изменился. В период кризиса 2008-2010 гг. бизнес-школы были вынуждены подстраиваться под новые экономические условия, в результате чего на рынке появились учебные "лего"-программы.

"Сегодня у слушателей есть не только возможность выбрать программу, но и способ ее прохождения: например, начать обучение с отдельных курсов или блоков, наиболее актуальных для него в данный момент. Или прослушать сначала узкоспециализированные курсы", - отмечает директор программы MBA бизнес-университета "МИРБИС" Екатерина Лисицына.

Подобного рода программы можно найти в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА), Высшей школе корпоративного управления (ВШКУ), бизнес-университете "МИРБИС" и в других учебных заведениях. И если три-четыре года назад приходилось разъяснять потенциальным слушателям принцип такого способа обучения, то сегодня это довольно популярный формат.


Расстояние - не преграда

Одной из тенденций последнего времени стало активное развитие дистанционных форм обучения на базе использования компьютерных и интернет-технологий. Если еще 10-20 лет назад под дистанционным понималось исключительно заочное образование, то сегодня к услугам студентов все возможности современной техники: от вебинаров и онлайн-трансляций лекций до электронных образовательных площадок и компьютерных симуляций.

Однако, как бы далеко ни ушел технический прогресс, бизнес-образование неотделимо от практики и, как следствие, от живого общения.

"Гипертрофировать роль электронных средств дистанционного обучения, недооценивая роль очного общения обучаемых, чрезвычайно опасно", - предупреждает декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ Александр Чеканский. По его мнению, будущее за смешанным обучением, сочетающим преимущества традиционной очной формы и дистанционного электронного образования.

"Именно таким путем пошел ИБДА РАНХиГС, создавая свои заочные магистерские программы в области менеджмента и государственного и муниципального управления, - поясняет Александр Чеканский. - Теория здесь в основном отрабатывается самостоятельно, с помощью электронных учебников и консультаций преподавателей в режиме вебинаров. Посредством интернет-технологий в режиме онлайн принимаются экзамены и зачеты, в помощь слушателям в межсессионные периоды ведется трансляция учебных аудио- и видеокурсов, мастер-классов ведущих российских и иностранных специалистов. А вот на очных десятидневных сессиях, коих четыре за два с половиной года обучения, слушатели отрабатывают технологии командного взаимодействия, а приобретенные самостоятельно теоретические знания трансформируются в практические навыки управления посредством применения тренинговых методик, игровых методов, коллективного анализа и обсуждения деловых конкретных ситуаций (кейсов) и т.п.".


Практика, практика и еще раз практика!

Об ориентированности бизнес-образования не столько на теорию, сколько на практические навыки говорят довольно давно. Казалось бы, что здесь можно придумать нового? Оказывается, не так уж и мало.

Например, Международный институт менеджмента "ЛИНК" решил сместить акценты и с этого года предложил слушателям инновационный курс "Менеджмент в действии". По словам ректора МИМ "ЛИНК" Сергея Щенникова, новизна данного курса заключается в том, что "раньше мы предлагали определенный набор знаний, которые "преломлялись" через практику. Однако результаты происходящих изменений мы не рассматривали и не учитывали. Сейчас они становятся частью учебного процесса. Другими словами, появился элемент рефлексии, направленной на реальные изменения, причем именно те, которые производит сам обучающийся".

Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ также смещает акценты и призывает бизнесменов иначе взглянуть на вопросы коммерции, сосредоточившись на сфере международной торговли и проблематике ВТО.

"О том, что без коммерции нет бизнеса, говорят многие, в России достаточно знающих людей в области маркетинга и продаж. Но почему же мы по-прежнему продаем и выращиваем бизнес гораздо хуже наших западных коллег? - задается вопросом Илья Томорадзе, директор программы Executive MBA и MBA "Коммерция" ВШКУ РАНХиГС при Президенте РФ. - ВШКУ пытается подойти к этому вопросу широко и фундаментально. Мы знаем, что это поправимо, и готовы это продемонстрировать. Мы запускаем программу МВА "Коммерция", поскольку считаем, что целенаправленное и эффективное обучение способно сделать свое дело. Умных много. Идей много. России нужны "продающие предприниматели"!

В свою очередь, МИРБИС решил сконцентрироваться на карьерном сопровождении слушателей и постепенно внедряет данную практику в MBA.

"С осени 2012 г. в МИРБИС стартовала программа индивидуального карьерного развития, включенная в MBA, - рассказывает Екатерина Лисицына. - В нее входят: оценка управленческих компетенций (360 градусов) и составление персонального отчета; очные персональные консультации с коучем и составление индивидуального плана развития; коуч-поддержка на протяжении всего обучения; финальная оценка компетенций и обсуждение результатов".

Стокгольмская школа экономики в России, тоже "играя" на стороне "полевой" практики и личностного развития, дополнила программу Executive MBA такими процессами, как MBA Live и Leadership Intelligence.

"MBA Live можно расшифровать как "MBA вживую", или "живая программа MBA", - поясняет Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России. - На примере работающей компании и в тесном сотрудничестве с ее руководством наши слушатели учатся, используя теоретические модели, решать реальные проблемы, беспокоящие компанию в текущий момент. Leadership Intelligence помогает слушателям развить лидерские качества, начиная с совершенствования ораторских навыков и заканчивая персональной стратегией развития для достижения успеха".

Со своей стороны, ИБДА предлагает объединить теорию и практику, взяв от каждой только лучшее.

"Новацией последнего года является проект, позволяющий совместить конкурентные преимущества практико-ориентированных программ MBA и Executive MBA с глубокой фундаментальной теоретической подготовкой, характерной для магистерских программам по менеджменту, - говорит Александр Чеканский. - Это проект "Магистратура + MBA". Учебный план магистерской программы по менеджменту формируется таким образом, что в течение первых трех семестров он полностью совпадает с учебным планом MBA или Executive MBA. В результате примерно за полтора года (20 месяцев) обучения в магистратуре слушатели полностью осваивают программу MBA, обретают весь набор эффективных управленческих инструментов и компетенций, необходимых современному менеджеру, и соответственно получают диплом об окончании программы MBA (Executive MBA), а затем, по желанию, продолжают обучение еще в течение семестра, плотно изучают теоретический комплекс, выходящий за рамки программы MBA, но обязательный в магистерской подготовке, участвуют в исследовательском научном семинаре по менеджменту, работают над магистерской диссертацией. И в итоге, полностью выполняя учебный план магистерской подготовки, получают государственный диплом с присвоением степени магистра менеджмента".


Перед выбором

Как отмечают представители профильных школ, потенциальные слушатели программ бизнес-образования стали более требовательными. Они тщательно изучают, сравнивают программы, их цели, задачи, учебные планы, делают анализ не только российского, но и зарубежного рынка. Все чаще абитуриенты просят разрешения на посещение учебных модулей в тестовом режиме для знакомства и общения с преподавателями, контактируют с руководителями программ, интересуются, как сложилась карьера выпускников. Все более приоритетными становятся диплом и связи, которые в дальнейшем можно капитализировать.

На сегодняшний день разнообразие предложений на рынке бизнес-образования позволяет найти то, что максимально соответствует потребностям конкретного человека, а отсутствие ограничений и возможность выбирать программы по вкусу и в Европе, и в Америке, и в России облегчает эту задачу. Главное - правильно расставить приоритеты и четко понимать свои нужды и цели.


Илья Томорадзе, директор программы Executive MBA и MBA "Коммерция" ВШКУ РАНХиГС при Президенте РФ:

"Коммерция - это то, без чего бизнес невозможен. Вы можете делать уникальные вещи, обладать уникальными технологиями, ресурсами и разработками, но если вы не понимаете, как это правильно коммерциализировать, то бизнеса из этого не получится. Это то, с чего бизнес начинается. Коммерсант в широком смысле - предприниматель, и данные понятия не зря стоят рядом. Наша новая программа MBA "Коммерция" ориентирована на широкий круг слушателей, и это не только специалисты в области маркетинга и продаж, но и потенциальные и действующие руководители и собственники малых предприятий и стартапов, решившие открыть свое дело или обновить бизнес".


Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ:

"Одной из самых сильных сторон мировых грандов бизнес-образования является наличие научной школы. Профессура ведущих школ бизнеса активно занимается научно-прикладными исследованиями, формируя новые эффективные технологии управленческой деятельности. Российские же школы уже более 20 лет паразитируют на зарубежных научных достижениях, выступая исключительно как их интерпретаторы, а не создатели. В период так называемого догоняющего развития это нормально. Однако настала пора создавать собственную научно-исследовательскую базу и становиться полноправными участниками международной научно-исследовательской деятельности в области практического менеджмента. Совместно с Adizes Graduate School и под руководством доктора Ицхака Кальдерона Адизеса ИБДА создает научно-исследовательскую лабораторию, где станут совместно работать лучшие американские и российские специалисты. Лаборатория будет не только проводить научные прикладные исследования в области управленческих технологий, но и осуществлять консалтинговую деятельность".