Top.Mail.Ru
архив

Кадры рушат все

Российские космические системы, Роскосмос

Хроника космических провалов

Космический аппарат

Дата запуска

"ГЛОНАСС-М" (3 шт.)

05.12.10

"Гео-ИК-2"

01.02.11

"Экспресс-АМ4"

18.08.11

"Прогресс М-12М"

24.08.11

"Фобос-Грунт" (Россия)

09.11.11

Yinqhuo-1 (Китай)

09.11.11

"Меридиан"

23.12.11

"Экспресс-МД2"

07.08.12

Telkom 3

07.08.12

Источник: данные "Ко"


В применении к нашей ракетно-космической промышленности "валенком на пульте" является утрата научно-технического и кадрового потенциала, а также недостаточный контроль за качеством продукции. Результатом же может стать потеря нашей страной статуса великой космической державы уже в ближайшие годы. Предотвратить это должна новая госкорпорация.


Космический страх

Случаи неудачных запусков российских космических аппаратов учащаются. Последний пример - "недолет" ракеты-носителя "Протон" с двумя телекоммуникационными спутниками на борту до расчетной орбиты. Хотя один из спутников - индонезийский Telkom-3 - все-таки вышел на связь, к использованию он уже непригоден. Безвозвратно утерян и сателлит "Экспресс-МД2", предназначавшийся для осуществления непрерывной круглосуточной ретрансляции потоков информации в системе спутниковой связи и вещания России. Ущерб от неудачных пусков Роскосмоса в период с 2010 г. по текущий момент эксперты оценивают примерно в 30 млрд руб.

"Я тут выяснял: получается, что после выплаты страхового возмещения последствия выплаты страховой премии даже никоим образом не перераспределяются на реальных виновников", - говорил премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании по "разбору полетов" после неудачного запуска спутников. Его слова отражают беспокойство за повышение рисков при запуске наших космических объектов. Эти риски "бьют" не только по престижу отечественного космоса, но и по карману государственных предприятий, вынужденных страховать риски неудач по все более высоким ставкам. "Последние неудачи создают общее впечатление у страховщиков о снижении качества работы в российской космической отрасли. Любой образец техники сегодня отличается меньшей степенью надежности, чем тот же самый образец, но 10-15 лет тому назад", - констатирует член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Юрий Караш.

Самой крупной за последние годы с точки зрения финансовых и имиджевых потерь стала авария ракеты-носителя "Протон-М" с сателлитом "Экспресс-АМ4" в августе минувшего года. Примечательно, что сбой на орбите случился в момент, когда в российской столице проходил Международный авиационно-космический салон. Страховое возмещение тогда составило около 7,5 млрд руб. Эта выплата на сегодняшний день является самой значительной в истории отечественного космического страхования. Риск почти полностью был перестрахован "Ингосстрахом" на зарубежных рынках. "Наша доля была $8 млн. Остальной риск был размещен на Западе через страхового брокера", - рассказывает вице-президент "Ингосстраха" Александр Подчуфаров. Западные перестраховщики были склонны отнести этот убыток к нестраховому случаю. Поводом послужило то, что спутник вывели на нерасчетную орбиту из-за ошибки в полетном задании для разгонного модуля. Вспоминается пресловутый "валенок на пульте"? В итоге "Ингосстрах" выплату отстоял, но осадок остался.

$200-300 млн - средняя величина страховых сумм для рынка космических запусков. Однако внутренний рынок космического страхования "переварить" подобные суммы просто не в состоянии. На собственное удержание наши страховщики оставляют, по разным оценкам, от $15 до $30 млн в год. По сравнению с $10 млн в начале 2000-х прогресс налицо, но по сравнению с $750-800 млн емкости мирового рынка страхования космических рисков результат нашей страны выглядит "жидковатым" для "ведущей космической державы". И к тому же это означает, что цену риска российских запусков де-факто диктует западный страховщик.

"Лидерами на нашем рынке космического страхования являются "Ингосстрах" и СОГАЗ. Мы берем разные доли на собственное удержание по разным проектам. Обычно это от $5 до $8 млн", - продолжает Александр Подчуфаров. По его словам, в прошлом году западный рынок космического страхования собрал около $750 млн, а выплатил чуть больше $500 млн, оставшись, таким образом, в плюсе. Ставки в этой связи пока сильно не менялись. Однако, судя по тому, с какой настороженностью относятся к российским запускам на Западе, ставки страхования для наших проектов могут в скором времени измениться в невыгодную для РФ сторону.

Показательно, что рынок страхования космоса становится неинтересен даже внутренним игрокам, а ведь еще совсем недавно компании были готовы биться за заказы, прибегая к помощи Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В июне 2011 г. ФАС возбудила дело в отношении ФГУП "Космическая связь" по признакам нарушения части 1 статьи 17 закона "О защите конкуренции". Основанием для возбуждения дела послужило заявление "Росгосстраха" с жалобой на необоснованный отказ в допуске к участию страховщика в конкурсе на право заключения договора страхования запуска и эксплуатации печально известного "Экспресс-АМ4". Правда, когда в августе спутник был потерян, "Росгосстрах" отказался от иска и в последующих тендерах "Космической связи" не участвовал. Как поясняли в самом "Росгосстрахе", причиной стали отказы российской техники, в результате которых уровень ставок на перестраховочных рынках резко возрос. Однако ценовая политика "Космической связи" осталась без изменений. Нетрудно предположить, что теперь ФГУПу придется прикладывать немало усилий для того, чтобы восстановить подорванное доверие. Тот же "Ингосстрах" страховал последние отечественные запуски с премией за риск на уровне 14-16%. Для сравнения: запуски Европейского космического агентства и NASA страхуются под 9-11%. Таким образом, сравнительно низкая надежность российских космических систем "измерена". В чем ее причина и кто виновники?


Просто некуда деться

Руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин частично взял вину за происшедшие аварии на себя, но лишь частично. Ему сейчас увольнение не грозит.

Пока же написал заявление об увольнении "по собственному желанию" глава одного из ведущих предприятий космической отрасли - ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Владимир Нестеров. Именно его предприятие выпускает разгонные блоки "Бриз-М", чаще всего становившиеся причиной космических провалов последнего времени. "Вполне естественно, что руководитель предприятия, на котором были допущены такие серьезные просчеты в организации контроля качества продукции, подает в отставку", - заявил Юрий Караш. Вероятнее всего, посты гендиректора и генконструктора в "Хруничеве" разделят. При этом гендиректором назначат кого-то из заместителей Нестерова. А сам он, вполне вероятно, станет генконструктором.

Так уже было после неудачного запуска спутников ГЛОНАСС в декабре 2010 г. По итогам расследования того инцидента уволили вице-президента ракетно-космической корпорации "Энергия" Вячеслава Филина и заместителя руководителя Роскосмоса Виктора Ремишевского, а тогдашнему главе Роскосмоса Анатолию Перминову был объявлен выговор.

Однако проблема заключается в том, что можно уволить шефа ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, но невозможно отказаться от услуг самого центра - их просто нечем заменить. "В последние несколько лет приоритет был отдан корпорации Хруничева, которая создала разгонный блок "Бриз-М", более дешевый по сравнению с разгонным блоком "ДМ", разработанным корпорацией "Энергия", - поясняет летчик-космонавт, Герой России Елена Кондакова. Разгонный блок "ДМ", по словам эксперта, выводит спутники на более точные орбиты и больше соответствует задачам, стоящим сегодня перед российской ракетно-космической отраслью. Однако, несмотря на все неудачи, производство печально известных разгонных блоков, по неофициальной информации, будет продолжено и после ухода Владимира Нестерова. Одной из причин собеседники называют то, что РКК "Энергия" не хватает производственных мощностей для выпуска своего разгонного блока.

Может быть, надо устроить в Роскосмосе более основательную чистку?


Микросхемы из Тайваня

Собеседники "Ко" ставят в заслугу главе Роскосмоса Владимиру Поповкину его усилия по борьбе с коррупцией как в самом агентстве, так и на предприятиях отрасли. В июле нынешнего года по обращению Роскосмоса МВД выявило факты необоснованного расходования госсредств на развитие космической системы "ГЛОНАСС". По информации следствия, 565 млн руб. пошло на заключение договоров на выполнение научно-исследовательских работ с коммерческими организациями, не имеющими собственной материально-технической базы и штатных специалистов соответствующей квалификации. По некоторым данным, дело в отношении руководства "Российских космических систем" (РКС) может быть частью противостояния бывшего и нынешнего руководства Роскосмоса. Анатолий Перминов, отстраненный от должности главы агентства в 2011 г., продолжает трудиться замом гендиректора РКС. При этом руководство компании уже призывало г-на Поповкина "тихо" уйти в отставку после серии проверок, проведенных агентством на дочерних предприятиях РКС.

Другой антикоррупционный скандал был также связан с ГЛОНАСС. На одном из находящихся на орбите спутников "ГЛОНАСС-М" в конце 2009 г. была зафиксирована некорректная работа блока микросхем. Спутник отключили, и он долго находился на техобслуживании. Ряд СМИ со ссылкой на материалы Генпрокуратуры сообщали, что при изготовлении нескольких спутников "ГЛОНАСС-М" использовались тайваньские микросхемы, не предназначенные для применения на космических аппаратах, что привело к многочисленным отказам и сбоям при работе этих спутников на орбите. "Если выделяются средства на закупку за рубежом элементной базы категории Space, а закупается абсолютно такая же элементная база категории Industry, которая на несколько порядков ниже качеством, техника, где использовались такие элементы, откажет раньше", - пояснил "Ко" Юрий Караш. "Радиационная стойкость импортного радиоэлемента, замененного в приборе, который производит наш московский поставщик, оказалась недостаточной. Три спутника мы тогда отозвали с космодрома, отправку еще трех приостановили. После ремонта все они нормально работают. А чтобы нештатная ситуация не повторилась, Роскосмос внес в регламент взаимоотношений с партнерами по кооперации принципиальную корректировку. Теперь электрорадиоизделия для новых спутников будем приобретать и проверять централизованно", - заявлял гендиректор ОАО "ИСС имени М.Ф. Решетнева", занимающегося производством аппаратов "ГЛОНАСС", Николай Тестоедов. Он также отмечал, что компания не применяла при производстве ГЛОНАСС непроверенные радиоэлектронные компоненты категории Industry, а напротив, ставит компоненты категории Space и Military.


Корпорация в помощь?

Эксперты космической отрасли во главе с самим Владимиром Поповкиным признают, что проблемы отрасли - системные. Сам руководитель Роскосмоса говорит, что объективными причинами неудач являются нехватка квалифицированных кадров, недостаточный стимул для работы в отрасли молодежи, а также отсутствие современных средств контроля за процессом сборки отдельных узлов и агрегатов.

"У нас нет среднего звена, которое способно создавать. Нет и нормальных рабочих, которые могут делать все как положено. Система подготовки специалистов нарушена. А ведь для того, чтобы подготовить нормального специалиста, нужен не один десяток лет", - сетует директор Института аэрокосмических технологий и мониторинга Михаил Шахраманьян.

Казалось бы, если проблема осознана, то можно было бы повышать зарплаты для молодых специалистов и начать закупки средств для контроля качества. Деньги для этого вроде бы имеются: с 2012-го по 2015 г. космическая отрасль получит около 650 млрд руб. Однако мы ничего не слышим о готовности руководителей отрасли начать радикальные реформы.

Глядя на все это и слушая рассуждения экспертов, можно предположить, что наши спутники будут падать и дальше.

Предположение это можно сделать на основе простейших размышлений. Вот руководители космической отрасли утверждают, что проблема в кадрах и контроле качества. Значит, мы были бы должны от них услышать заявления о глобальных переменах в системе подготовки, переподготовки и переаттестации кадров, о создании новых систем управления качеством, благо западные промышленные корпорации накопили огромный опыт в этой сфере, его можно смело копировать. Нелишним было бы привлечение менеджеров, имеющих опыт управления качеством на успешных промышленных предприятиях. Но вместо этого мы постоянно слышим, что проблемы в недофинансировании и что система подготовки кадров была разрушена. Некоторые с ностальгией вспоминают старые времена, когда работали на энтузиазме, подогретом угрозами расстрела. Руководители космической отрасли больше смотрят в прошлое, а не в будущее.

Зато они занимаются любимым в последние годы видом спорта: строительством госкорпораций.

Роскосмосом уже разработан план преобразования отрасли, предусматривающий преобразование космического агентства в госкорпорацию по образцу Росатома. Также известно, что российскую космическую отрасль, возможно, разделят на несколько структур, объединив предприятия, выпускающие однотипную продукцию. Таким образом, в течение десяти лет могут быть созданы семь интегрированных холдингов. В качестве мотива возможного объединения глава Роскосмоса Владимир Поповкин называл то, что денег на модернизацию всех предприятий ракетно-космической отрасли не хватит. Поэтому, по его мнению, нужно вкладываться только в самые современные производства и при этом усиливать вертикаль управления отраслью. 90% производственных мощностей космической отрасли находится в эксплуатации более 20 лет, отмечал на недавнем совещании по разбору неудачных космических полетов Дмитрий Медведев. По мнению Поповкина, в перспективе преобразование Роскосмоса в госкорпорацию может позволить перейти от системы контроля качества продукции к системе управления им.

По информации "Ко", на совещании с руководством российской космической отрасли, состоявшемся до разбора полетов у Медведева, вице-премьер Дмитрий Рогозин указал Владимиру Поповкину на то, что все нынешние стратегические планы Роскосмоса являются отголосками вчерашнего дня с непонятными перспективами. Но главным посылом было отсутствие стратегической цели. Видимо, для выработки цели руководство космической отрасли сочло необходимым создать очередную громаду наподобие Росатома или Ростехнологий. В том, что это окажет положительное воздействие на качество выпускаемой продукции и будет способствовать выработке адекватной космической стратегии, эксперты отнюдь не уверены.

"Если хотите усилить контроль, введите институт приемщиков, как это было в советские времена", - предлагает Юрий Караш. При этом, по его словам, такие госприемщики должны быть очень квалифицированны и независимы от руководства предприятий космической промышленности. По информации "Ко", Роскосмос хочет ввести 13 стадий контроля на производстве космических аппаратов против имеющихся двух. "Чем больше контролирующих органов, тем больше возможностей для коррупции, - рассуждает главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин. - Преодолевать каждую стадию контроля, как правило, нужно за деньги".


Еще по теме