Top.Mail.Ru
архив

Как обогнать Индию

Мировой рынок офшорного программирования похож на пирамиду. В основании этой пирамиды – массовые недорогие проекты, на вершине – эксклюзивные заказы. В каком секторе должны работать российские фирмы, чтобы добиться успеха? На этот и другие вопросы отвечает Дмитрий Лощинин, генеральный директор компании Luxoft, которая является одним из лидеров рынка.

 

«Ко»: Крупнейшим игроком на мировом рынке офшорного программирования является сейчас Индия. Почему так получилось?

Дмитрий Лощинин: В мире не так уж много стран, которые обладают большим научно-техническим потенциалом и могут претендовать на роль серьезного игрока – Индия, Ирландия, Малайзия, Россия, Китай и Мексика. Индустрия офшорного программирования в этих странах зародилась в разное время, поэтому в каждом из этих государств данная отрасль находится на разной ступени развития. С точки зрения перспектив роста только три страны могут серьезно претендовать на лидерство – Индия, Китай и Россия, у остальных нет такого потенциала. Индийцы начали развивать этот бизнес в 1980-е, когда Россия и Китай строили социализм и не были открыты к диалогу с западным бизнесом. Естественно, у Индии в то время практически не было конкурентов. Сегодня успехи индийских компаний являются примером для остальных участников рынка.

«Ко»: Должна ли Россия следовать по индийскому пути?

Д.Л.: Мы можем и должны учиться у индийцев, но если слепо копировать их модель, у нас нет шансов выиграть. Российским компаниям прежде всего надо научиться позиционировать себя по-иному, не так, как индийские компании. Если представить рынок офшорного программирования в виде пирамиды, то основание ее – заказы на решение типовых задач (сопровождение и поддержка старых систем, реинжиниринг систем, аутсорсинг отдельных рутинных операций). В середине пирамиды – задачи по сопровождению и развитию существующих информационных систем заказчика. Вершину пирамиды образуют уникальные проекты, требующие от специалистов глубокого понимания сферы деятельности заказчика. Индийцы уверенно чувствуют себя в основании пирамиды, у них хорошо поставлены процессы и при этом очень низкие цены. Конкурировать с ними на этом уровне российским компаниям трудно. Что касается вершины пирамиды, то здесь российские фирмы могут предложить конкурентные решения. Причем отношения, которые устанавливаются с заказчиком, позволяют предлагать услуги и на других уровнях.

Следует учесть, что пирамида не статична, она растет вверх – то, что вчера считалось пределом возможностей, сегодня становится обычной практикой. В этой связи у России появляется уникальный шанс реализовать свой научно-технический потенциал в верхнем, самом сложном сегменте рынка.

«Ко»: Не секрет, что в России все труднее найти специалистов, способных решать сложные технические задачи. Можно ли рассматривать нынешних студентов как кадровый потенциал для вашей индустрии?

Д.Л.: Мы внимательно следим за московскими институтами и наблюдаем некоторое оживление. Конкурс на технические факультеты МГУ возрос до уровня, на котором он был в начале 1990-х. Это неплохой знак, свидетельствующий о том, что молодежь считает отрасль перспективной.

«Ко»: Конкурс на вступительных экзаменах отражает ситуацию на «входе» в университет, а что видно на «выходе»?

Д.Л.: Видно, что система требует улучшения. Наша индустрия развивается очень быстро, поэтому учить студента нужно не тому, чем пользуются сейчас, а тому, что будет востребовано завтра. Технологии, которым обучают в вузе, немного устарели, поэтому выпускники требуют серьезной «профессиональной доводки». Тем не менее из институтов приходят очень талантливые люди. Нынешнее поколение выпускников отличается от поколения, окончившего институты 10 – 15 лет назад, во-первых, здоровой агрессией. Во-вторых, эти ребята более открыты, им проще адаптироваться в незнакомом окружении, что очень важно для нас. Психологический портрет поколения – хороший. Им бы добавить немножко знаний…

«Ко»: Не возникало ли у Luxoft желания сблизиться с какой-либо консалтинговой компанией, чтобы глубже понимать бизнес заказчиков?

Д.Л.: Мы думаем над этим. Но, как известно, половина слияний на мировом рынке оказались неудачными. Слияние – это не просто объединение коллективов и активов, это синтез культур, стиля работы. Надо иметь определенную критическую массу, чтобы растворить то, что ты поглощаешь, в том, что ты имеешь. Мы пока не считаем себя достаточно большими, чтобы идти на крупные поглощения. А от мелких поглощений мало пользы.

«Ко»: У Luxoft есть контракт на разработку систем безопасности для американцев. Что именно вы делаете?

Д.Л.: Сейчас многие испытывают интерес к американскому рынку технологий, обеспечивающих безопасность. В частности, ведущие компании ищут возможность наладить сотрудничество с недавно созданным министерством безопасности США. Мы же работаем с министерством энергетики США, которое контролирует среди прочих объектов американские АЭС. Одна из программ министерства энергетики США связана с нераспространением ядерного оружия и ядерной безопасностью. Участие российского партнера в этой программе закономерно, поскольку речь идет о проблеме, общей для США и России. После событий 11 сентября 2001 года возникла необходимость просчитывать, что будет с ядерными объектами в случае возникновения нештатной ситуации. Мы предлагаем разработанную вместе с группой IBS систему ситуационного моделирования. По этому проекту у нас в США есть партнер – компания DynCorp, которая специализируется на безопасности.

«Ко»: Не приходится ли сотрудникам вашей компании для погружения в тему осваивать мышление бен Ладена?

Д.Л.: Скорее востребован потенциал российских специалистов по созданию стратегических систем моделирования. Такие системы разрабатывались еще в Советском Союзе – они были призваны моделировать комплексные военные операции с большим количеством объектов и сложной системой взаимодействия между ними. Над этими системами работали несколько научно-исследовательских институтов. В России есть специалисты, которые неплохо погружены в тему и являются уникальными экспертами.

«Ко»: Что нужно компании, чтобы добиться успеха на мировом рынке офшорного программирования?

Д.Л.: Успех зависит от команды, которая, в свою очередь, состоит из трех звеньев – управленцев, специалистов и менеджеров по продажам. Управленцев, которые могут руководить быстрорастущим бизнесом, оперирующим на международном рынке, в России не так уж много, их надо очень аккуратно собирать. Хотя специалистов, способных решать сложные задачи, в России, слава Богу, довольно много, но очень важно, чтобы в компании существовала система управления качеством – эта система должна гарантировать, что каждый продукт компании отвечает мировым стандартам. И, пожалуй, один из самых важных моментов – способность представлять компанию и продвигать ее услуги на международных рынках. В этом аспекте российские компании часто проигрывают конкурентам. Наличие квалифицированной команды продавцов и маркетологов - это ключ к успеху.

«Ко»: Какими будут действия Luxoft, если вам попадется «на дороге» перспективная молодая компания?

Д.Л.: Если профиль этой компании на 100% совпадает с нашими интересами, мы вполне можем поглотить ее. Сейчас мы ведем подобные переговоры с несколькими командами. Если же поле деятельности компании лежит в стороне от нашего бизнеса, то возможны другие варианты. Мы сотрудничаем с рядом инвестиционных фондов (в частности, с Intel Сapital у нас есть совместная программа по поиску в России «изюминок», то есть коллективов, которые обладают уникальным ноу-хау или готовыми решениями). Мы готовы помочь фондам и молодым компаниям найти друг друга, а Luxoft при этом может войти в альянс в качестве технологического партнера и помочь довести решение или продукт до промышленного состояния.

«Ко»: Каковы шансы российских софтверных компаний на мировом рынке «при хорошей погоде» и «при плохой погоде»?

Д.Л.: Погода не бывает однозначно хорошей или плохой. Тенденции в мировой экономике привели к тому, что компании повсеместно сокращают расходы на информационные технологии. Однако на аутсорсинге это напрямую не сказывается. Если ситуация в мировой экономике улучшится, то и сокращения мирового рынка офшорного программирования не будет: то, что компании смогли перевести в аутсорсинг, редко когда возвращается назад. В итоге индустрию ожидает достаточно стабильный рост. Надеюсь, успешные российские компании смогут использовать имеющиеся у них возможности и поддержать темпы роста на уровне 40 – 50% в год. Думаю, Luxoft сможет продемонстрировать и более высокие темпы роста.

«Ко»: Какие российские компании имеют шанс выйти на мировой рынок?

Д.Л.: Есть интересные компании - Epam, Reksoft, VDI, Auriga, IBA, которые достаточно успешно развиваются. Одна из проблем российских фирм – их относительно небольшой размер. А в этой отрасли размер имеет значение – чтобы получить крупный заказ, необходимо показать свой оборот и доказать, что новый заказ не превысит, скажем, 30% от объемов предыдущего бизнеса. Поэтому по некоторым крупным проектам российские кандидаты просто не рассматриваются. Хорошие шансы имеют компании, где работают от 1000 человек и более. Однако я вовсе не хочу сказать, что небольшие размеры компании – непреодолимое препятствие для ее развития. Есть множество нестандартных путей преодоления этой проблемы – надо только быть очень динамичным, гибким и креативным.

Еще по теме