Top.Mail.Ru
архив

Камера! Свет! Телефон!

09.06.201400:00

технологии
День Победы, и все подступы к Красной площади оккупированы фургонами ведущих телеканалов: спутниковые тарелки, километры проводов, десятки человек обслуживающего персонала. При этом гарантировать бесперебойное вещание в прямом эфире никто не может: сигнал теряется, картинка "рассыпается", исчезает звук. Все это очень хорошо знакомо телевизионщикам, стремящимся сделать репортаж прямо "с колес", а также зрителям, которые то и дело слышат в эфире: "Связь с нашим корреспондентом прервалась, мы попробуем связаться с ним позднее". При этом стоимость спутникового оборудования для прямых включений начинается с нескольких сотен тысяч долларов - роскошь, доступная очень немногим игрокам медийного рынка. Мелкие и тем более региональные компании не в состоянии позволить себе подобное, хотя тоже хотят транслировать репортажи в прямом эфире, ведь это значительно поднимает рейтинг телеканалов. "Рынок большой: одних телеканалов порядка 20 федеральных и 330 региональных плюс 20, вещающих только в Интернете, и их число будет расти, а также несметное количество кабельных", - подсчитали основатели проекта AirHD Антон Ануфриев и Алексей Вольвак. Это натолкнуло их на мысль, что можно сделать бюджетный вариант устройства, позволяющего в режиме реального времени передавать потоковое видео в стандарте HD. Однако возник вопрос. Если передавать через спутниковые каналы связи, как это сейчас делают крупные телеканалы, то слишком сильно сэкономить не получится. Опять же уменьшить спутниковую тарелку или заменить грузовой фургон на легковую машину тоже не представляется возможным. Поэтому этот способ коммуникаций отпал сразу. "На замысел проекта команду натолкнули сюжеты из фильмов "Аватар" и "Суррогаты". Идея некоего путешествующего и взаимодействующего с миром альтер-эго, в то время, как зритель видит все происходящее и может управлять им, переросла сначала в прототип, а после серий испытаний - в готовое устройство", - рассказывает Алексей Вольвак. Проектируя концепт устройства, разработчики решили построить систему на базе сотовых сетей, охватывающих практически все доступное пространство земного шара. Благодаря использованию технологии мобильной передачи данных через 3G/4G сети стоимость оборудования удалось сократить в десятки раз (комплект стоит порядка 300 000-600 000 руб., в зависимости от комплектации, вместо 5-8 млн руб.), а передающее устройство разместить в обычном рюкзаке. "Мы расцениваем проект как весьма перспективный, с учетом того, что на сегодняшний день качественная телевизионная картинка является очень востребованной. Развертывание мобильной ТВ-студии в ультрасжатые сроки - необходимость, продиктованная временем, - рассуждает аналитик FIBO Group Юрий Цигуш. - Основная проблема большинства ТВ-каналов - это оперативное и качественное видеоосвещение происходящих событий. Для этого зачастую требуется наличие передвижной записывающей студии".


Телемост Москва - Токио

"Мы, как всегда в таком случае, недооценили в несколько раз количество времени и средств, требующихся для этого, но в итоге создали технологию, обеспечивающую именно то качество видео на улице, к которому мы стремились", - говорит Антон Ануфриев, отвечающий за привлечение средств на развитие. Основатели первоначально рассчитывали создать действующую модель за полгода и потратить на это миллион рублей, но в реальности понадобилось девять месяцев. Начальные инвестиции в проект составили 4 млн руб. Из них 1 млн руб. на реализацию интересной задумки выделили Юрий Мильнер и Павел Дуров в рамках проекта по поддержке высокотехнологичных стартапов Start Fellows. Первые версии работали через Wi-Fi, но потом возникла идея использовать технологию 4G, которая в России пока только внедряется и реально работает лишь в крупных мегаполисах. "Сама технология была в стадии развития, там постоянно менялись протоколы, поэтому и мы вынуждены были адаптировать систему под эти изменения. Потом нам захотелось многое улучшить, стать лучше конкурентов - мы придумали, как избежать "рассыпания" картинки, как бороться с перепадами сигнала и т.п. В итоге до того, как мы открыли продажи, прошло два года и было инвестировано 4 млн руб.", - рассказывает Алексей Вольвак.

Первые "полевые" испытания на реальных пользователях прошли в Токио, на выставке Tokyo Game Show 2012. "Там мы были единственными, кто выставлялся из России. А технологий, подобных нашей, не обнаружили вообще, - вспоминает Алексей Вольвак. - Tokyo Game Show - отдельная тема для разговора. Мы вдвоем с Антоном (Антон Ануфриев. - Прим. "Ко") притащили на выставку стенд из металлоконструкций, привезя его в багаже из Москвы, и собирали стенд несколько дней на 40-градусной жаре в окружении людей, не говорящих ни на русском, ни на английском". Но трудности окупились с лихвой. Впервые были проведены испытания системы "в поле": через нее велась прямая трансляция из Москвы в Токио. Там же основатели AirHD познакомились с главными вендорами Smart TV и на данный момент ведут переговоры с компанией LG, которая уже сейчас хочет использовать оборудование для своих контент-проектов.

Сборка оборудования производится в Московской области, в собственном цеху. "Мозг" системы и основное ноу-хау - программно-аппаратный комплекс кодирования, разбивки и бесперебойной передачи видео - самостоятельная разработка и ноу-хау команды AirHD. Ключевые комплектующие, используемые в системе, российского производства - например, антенная система улучшенного качества приема. Некоторые комплектующие пока вынужденно импортные, в частности процессор и жесткий диск. Часть деталей печатается на собственном 3D-принтере.

Первым клиентом стала Российская ассоциация серфинга, которая при помощи оборудования AirHD планирует вести прямые трансляции с чемпионата по серфингу из Сочи, Санкт-Петербурга и с Камчатки. Сведения о других клиентах AirHD пока не раскрывает, известно лишь, что среди них есть несколько телеканалов и крупные системные интеграторы.


Фильм от первого лица

"Телеканалу, в зависимости от размера, нужно от двух до десяти комплектов, то есть базовый спрос может составить порядка 900 комплектов, или 500 млн руб. Причем это целевые потребители, ядро спроса, а еще есть сотни блогеров, продакшн-компаний, тысячи девелоперов, концертных площадок и т.п.", - отмечает Алексей Вольвак. Оборудование нельзя назвать дешевым с точки зрения индивидуального предпринимателя: цена комплекта варьируется от 300 000 до 600 000 руб., в зависимости от "начинки" системы. Однако оно в разы дешевле зарубежных аналогов, которые, к тому же, куда более громоздки. На май у компании уже имеется десять заказов. В линейке существует три типа комплектов. Сейчас разработчики экспериментируют с форм-фактором оборудования, работают над разными типами корпусов и технических конфигураций, чтобы сделать оборудование, его характеристики и компоновку максимально удобными для операторов. В разработке несколько новых продуктов: небольшая приставка с двумя модемами для айфона или гугл-очков, которая позволит значительно улучшить качество и стабильность передаваемого видео.

"По нашим прикидкам, уже сейчас рынок для подобной продукции в РФ составляет порядка 2 млрд руб. И этот рынок будет постоянно увеличиваться, так как спрос на мобильные решения растет, - добавляет Алексей Вольвак. - Только за первые два месяца продаж мы окупили инвестиции в проект. До конца года планируем продавать 10-20 комплектов в месяц". Учитывая возможные изменения в законодательстве (в феврале 2014 г. в Госдуму внесен законопроект, согласно которому в российских сетях связи предлагается использовать оборудование только отечественного производства), компания имеет отличные условия для роста в России, считают основатели AirHD.

Однако опрошенные "Ко" эксперты сомневаются, что AirHD перешагнет рамки телевидения и киноиндустрии. "Это, безусловно, нишевый продукт. Однако, на наш взгляд, сферы применения данной технологии не следует ограничивать только телевидением. Основным его ключевым преимуществом при условии наличия качественного постоянного Интернета является мобильность, - говорит генеральный директор компании "Би-Софт" Алексей Бевз. - Эта технология может быть успешно использована в киноиндустрии, особенно при производстве экшн-сцен, требующих передачи максимальной реалистичности происходящего на экране". На сегодняшний день это достигается путем применения компьютерных технологий и звуковых спецэффектов. Съемки от первого лица добавят картинам динамики и, как следствие, привлекут больший интерес зрителей, считает эксперт. "Недавно нас приглашали на выставку МЧС. Такое оборудование может использоваться координационными центрами для удаленного контроля за действиями мобильных спасательных, медицинских или правоохранительных групп, - не соглашается с мнением об ограниченности ресурса проекта Алексей Вольвак. - Самым удивительным стала заинтересованность от нескольких операторов кораблей. Оказалось, что для них актуален вопрос трансляции видео с кораблей. Правда, этот вопрос мы детально еще не прорабатывали".


Взгляд на скважину изнутри

Всего около пяти компаний в мире выпускают продукт, подобный тому, что предлагает AirHD. В России представлена израильская фирма LiveU. Однако основатели AirHD считают ключевым своим преимуществом лучшую адаптацию оборудования к российским сотовым сетям и погодным условиям. Западные аналоги испытывают трудности при температуре -5, тогда как отечественное оборудование прекрасно работает и при -20. "Наша технология их всех опережает по качеству", - констатирует технический директор AirHD Юрий Пронин. "Все конкуренты - западные, и они разрабатывали свои решения под собственные сотовые сети. А мы сразу учитывали специфику российских сетей и решили все те проблемы, с которыми западные конкуренты столкнулись у нас", - добавляет один из основателей AirHD.

Рынок современных медиа быстро трансформируется. Основные игроки прекрасно понимают, что наступает эра мобильных новостей, снятых и показанных "здесь и сейчас". Аудитория в корне изменила модель потребления видеоконтента: более нет привязки к стационарным передающим устройствам, и везде, где имеется связь, существует потребность в контенте. Под этот постоянно растущий спрос необходим совершенно новый класс оборудования - мобильного, доступного, удобного, позволяющего транслировать видео буквально "с колес". Разработанные мобильные технологии передачи изображения могут с легкостью применяться не только при непосредственном создании новостных сюжетов телекомпаниями или интернет-блогерами. Потребность в быстрой передаче видеопотока существует и у производителей видеоконтента. Благодаря данной технологии видео заливается на удаленный сервер и обрабатывается практически сразу после съемки. Оборудование можно использовать для проведения любых удаленных работ, требующих координации со стороны специалистов, находящихся далеко за пределами рабочей площадки, то есть технология может оказаться востребованной и среди специалистов экстренных служб, и даже добывающих компаний. Оборудование также можно применять для проведения удаленных работ, когда главный специалист находится в офисе и оттуда управляет работами, идущими на объектах, наблюдая за происходящим в прямом эфире. Разработчики утверждают, что с развитием высокоскоростной передачи данных через сети сотовой связи перспективы применения их разработок практически не ограничены.


Еще по теме