Хлопковые фабриканты
Начиная с XVIII века семейная фирма Коншиных входила в пятерку ведущих хлопчатобумажных предприятий России. Благодаря Коншиным Россия перестала зависеть от поставок английского хлопка. Александр Коншин, современный потомок династии, не так давно вернулся в Москву, несколько лет прожив на родине предков - в подмосковном Серпухове.
Первые представители династии Коншиных были посадскими людьми. В Сотной книге, датированной 1552 годом, сохранилось упоминание фамилии Конша. Позже появились кузнецы и сапожники Коншины.
Затем Коншины начали заниматься торговлей, открыв в Серпухове собственные лавки и мельницы. Они скупали у крестьян пшеницу, мололи ее, а муку поставляли в Москву и Санкт-Петербург. Кроме того, Коншины занимались поставкой шерсти и льна из Ярославской губернии и торговали на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.
Потомственное дворянство Коншины получили в честь двухсотлетия их промышленно-торговой деятельности в 1882 году. Фабричное дело - конек этой династии. В Серпухове Коншиным принадлежало несколько текстильных фабрик. Достоверно известно, что первая полотняно-льняная фабрика, принадлежавшая семейству, была основана в 1682 году Василием Коншиным (1645 - 1722). В 1732 году Коншины построили льняную мануфактуру, а в 1781 году организовали парусно-полотняное производство. Помимо серпуховских предприятий семья владела и рядом московских механических и артиллерийских фабрик. Наиболее известная из них находилась на Воробьевых горах.
С 1739 года история фабрик, которые создавали потомки Василия, отслеживается документально. Факты свидетельствуют, что при Алексее Коншине (1737 - 1812) семейное производство переживало серьезный спад, а вот сын Алексея - Максим (1779 - 1841) не только возобновил фабричный бизнес, но и расширил его, построив дополнительные производственные корпуса. При Николае Максимовиче в фабричном деле происходит плавный переход от производства парусины на выпуск хлопковых тканей. В 1804 году Коншины стали первыми российскими производителями, выпускавшими хлопчатобумажные изделия на собственных фабриках.
Николай Максимович внес большой вклад не только в становление семейного бизнеса, но и в развитие самого города Серпухова. Известно, что два срока подряд он был серпуховским градоначальником, успев за этот период принять заметное участие в судьбе его жителей. Он открывал новые больницы и школы, построил местную Успенскую церковь.
В декабре 1853 года Николай Максимович умер. Семейное дело перешло в руки его вдовы Марфы Филипповны Варгиной и трех сыновей: Ивана, Николая и Максима. Как это ни парадоксально, но Марфа Филипповна, представительница известного купеческого рода, сыгравшего большую роль в развитии российской промышленности, относилась ко всему коншинскому производству с пренебрежением. При ней фабрики пришли в упадок. Вовремя спохватившись, сыновья не позволили матери окончательно развалить семейный бизнес: по их настоянию в 1858 году мать разделила промышленное имущество между членами семьи. Ивану досталась ситценабивная фабрика "Старая мыза", Максиму Николаевичу - бумаготкацкая, ситценабивная и красильная фабрики, а Николаю Николаевичу... не досталось ничего.
Международный бизнес
Несмотря на это, особый расцвет коншинское производство получило именно при Николае Николаевиче (1833 - 1918). В 1859 году он организовал торговый дом "Николай Максимович Коншин и сыновья", а параллельно с торговлей развернул строительство новой фабрики. Когда же умер Максим, а вслед за ним и второй брат - Иван, Николай стал заправлять уже всем семейным производством.
Про Николая Николаевича известно, что уже в 19 лет он был назначен казначеем серпуховских богоугодных заведений. В 1867 году был "зачислен в звание директора серпуховского уездного отделения попечительского о тюрьмах комитета". Тогда же получил благодарность за успешный сбор налогов по Серпухову. В 1872 году его наградили орденом Святого Станислава третьей степени за организацию политехнической выставки в Москве, из которой впоследствии вырос нынешний Политехнический музей. В 1873 году Николай был награжден кавалеристским крестом шведского ордена за развитие торговли со Швецией. Кроме того, он налаживал торговые отношения с Персией, потеснив там англичан, и вел активную торговлю с Болгарией и Сербией.
У Николая была исключительная способность не только к обустройству новых производств и налаживанию деловых связей, но и к созданию социальной инфраструктуры. Как и его отец, Николай продолжал возводить жилые дома для служащих и рабочих, построил первый городской стадион. В больницах Коншиных бесплатно лечили не только рабочих, но и членов их семей.
При Николае на содержание рабочих тратилось порядка 46% всех доходов предприятий, а каждому коншинскому рабочему полагался отдельный дом с земельным участком.
Николай открыл собственные оптовые магазины в Коканде, Самарканде, Бухаре и других туркестанских городах. Благодаря созданным им хлопкоочистительному и хлопкопрессовальному заводам Россия перестала импортировать хлопок из Англии и Голландии.
Николай Николаевич одним из первых создал тонковолокнистую хлопкоочистительную плантацию в Мерском оазисе на Каспии и с этого времени сбывал высокосортный хлопок по всей Российской империи.
Николаевская эпоха
Его сын Александр Николаевич всю жизнь увлекался философией Льва Толстого, за что в семье его прозвали "толстовцем". В студенческие годы он переписывался с писателем, а в голодные 1889 - 1890 годы участвовал в организации бесплатных столовых. По просьбе Толстого в 1899 году Коншин финансировал перевозку духоборов из России в Канаду. В 1903 году Александр женился на Софье Корсаковой, представительнице известного дворянского рода.
Супруги много времени уделяли благотворительности и практически не участвовали в семейном производстве.
Поэтому в январе 1907 года директором фабрики стал брат Александра - Николай. Все время своего правления, вплоть до 1918 года, он пытался реализовать мечту своего отца - слить несколько мануфактур и отделить торговлю от производства.
Фабричный дележ
К 1917 году семье Коншиных принадлежали 90% акций всех этих предприятий. Оставшиеся акции принадлежали мастерам-иностранцам, которые получали от своих работодателей небольшие пакеты ценных бумаг. Наиболее известными из них были дослужившиеся до технических управляющих Федор Кноп (сын немецкого барона Людвига Кнопа) и Андрей Ценкер.
В 1917 году Николай Коншин раздал все акции фабрики своим родственникам. Небольшая доля бумаг была переведена манчестерской компании "Джерси", которую возглавлял Людвиг Кноп, в то время поставщик всего оборудования для российской промышленности. Однако контрольный пакет оставался все же у Коншиных.
В октябре 1918 года состоялось последнее собрание акционеров. На нем обсуждались итоги уходящего года и намечались планы на следующий. В докладе отмечалось, что ввиду смутного времени не представляется возможным спланировать производство на целый год, как это делалось обычно. Удалось утвердить план только на ближайшие полгода.
После принятия декрета "О национализации" Николай никак не мог поверить, что семейное детище, которое просуществовало почти двести пятьдесят лет, будет у него отнято. Но большевики именно так и поступили. Николай не пережил краха. Он умер в том же 1918 году.
Московская ветвь
В Москву Коншины перебрались еще в 1865 году. Они купили дом на Пречистенке, где ныне расположен Дом ученых, основанный знаменитым московским обер-полицмейстером Николаем Архаровым. Известно, что до Коншиных в этом доме успели пожить и некоторые представители семей Нарышкиных, Пушкиных и Гоголей.
Кстати, по материнской линии Александр Коншин связан с родами Рачинских, Потемкиных и Баратынских. К примеру, двоюродная бабушка Александра Коншина Марья Рачинская была женой известного химика и профессора Николая Глинки. После революции многие из Рачинских эмигрировали в Польшу, а оставшиеся в России переселились в Смоленск и Прибалтику.
О родственных связях со знаменитыми купцами Александру Коншину рассказали отец и дед. Сам Александр родился в 1948 году. Окончил Московский автомеханический институт. Несколько лет проработал завотделом в НИПП (Научный институт подшипниковой промышленности). Одна из его многочисленных заслуг - организация в Вологде цеха по производству подшипников, который получил золотую медаль ВДНХ. Кстати, этот цех считается лучшим в России и по сей день.
В 1992 году Александр подал заявление об уходе из НИИ. В 1993 году он вместе с двумя соучредителями создал собственную конструкторскую фирму, но вскоре из-за серьезной болезни жены был вынужден отойти от дел. Его соучредители оказались не в силах продолжить дело без основателя, и фирма распалась.
Некоторое время спустя Александр решил вложить все оставшиеся капиталы в производство газированных напитков. Новое дело он открыл в Серпухове, городе своих предков, однако потерпел полное фиаско.
Недавно Александр свернул производство и вернулся в Москву. В настоящее время он занят внедрением собственных изобретений - автоматических линий.