Top.Mail.Ru
архив

Хорошего автомобиля должно быть много

Четыре года назад, впервые увидев Mercedes А-класса, автор этих строк повел себя в точности как Волк, столкнувшийся по ходу действия одного из выпусков «Ну, погоди!» с Зайцем в волчьей маске. «Мерседес!» – повторял я, тыча пальцем в трехлучевую звезду на решетке радиатора и с трудом сдерживая приступы гомерического хохота. Удержаться от смеха при взгляде на пухлый, лобастый автомобильчик, разительно отличающийся от своих чопорных старших братьев, было и впрямь нелегко. Авангардный A-класс напоминал привычные штутгартские модели не больше чем «Черный квадрат» Малевича «Трех богатырей» Васнецова. Впрочем, познакомившись с «самым маленьким «Мерседесом» поближе, понимаешь, что за экстравагантной внешностью этого автомобиля скрываются все «прибамбасы», характерные для «взрослых» машин, и фирменная звезда украшает его не напрасно. А появившаяся этим летом у дилеров штутгартского концерна длиннобазная версия A-класса вполне способна поспорить комфортабельностью и вместительностью салона с иными моделями представительского класса.

Удлиненный на 17 см кузов – главная, но не единственная отличительная черта обновленного A-класса. Плановый рестайлинг несколько изменил и саму внешность автомобиля. Модель 2001 года получила новомодные прозрачные рассеиватели передних фар и мелкое «бриллиантовое» гранение стекол задних фонарей. Видоизмененные бамперы с интегрированными защитными накладками визуально расширяют нижнюю часть кузова, придавая компактному автомобильчику более солидный вид. Ту же цель преследуют и элегантные пятнадцатидюймовые легкосплавные диски нового дизайна. Впрочем, компенсируя возросшую длину автомобиля, конструкторам пришлось поднять и без того высокую крышу, поэтому колеса все равно выглядят трогательно маленькими. Существенных изменений в конструкции силового агрегата не произошло. Обновленный A-класс по-прежнему предлагается с тремя бензиновыми и парой турбодизельных двигателей объемом 1,4 – 1,9 л и мощностью 75 – 125 л.с. Впрочем, поклонникам дизельных версий сделан небольшой подарок: оба мотора стали мощнее. Причем скромный 1,6-литровый турбодизель прибавил по сравнению с дорестайлинговым целых 25% (60 л.с. и 75 л.с. соответственно). Правда, этот мотор доступен лишь в сочетании с коротким кузовом. Любой из двигателей может агрегатироваться с пятиступенчатыми механической или автоматической коробками передач (последняя – с возможностью ручного переключения). В качестве дополнительной опции предусмотрено автоматическое сцепление – доступная по цене альтернатива традиционному «автомату». Водитель манипулирует рычагом обычной механической КПП, а момент включения-отключения сцепления контролирует электроника. Впрочем, к нам на тест попал автомобиль с «нормальной» автоматической коробкой и 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью 102 л.с. На черной вставке у основания передней стойки красовался шильдик Elegance, свидетельствующий о высоком уровне исполнения и богатой комплектации. Детальный осмотр салона, отделанного кожей и натуральным деревом, подтвердил: несмотря на экстравагантный экстерьер, внутри A-класса действительно все «по-взрослому». Обновленная передняя панель отличается от знакомой по прежнему автомобилю не только дизайном, но и отделкой: теперь здесь использован тот же мягкий вспененный пластик, что и в престижном S-классе. Радикально изменилась и центральная консоль. В новом A-классе она стала более широкой и покатой, но главное – изменилось расположение органов управления. Так, наиболее часто используемые в процессе вождения переключатели и магнитола переместились наверх, а нижняя часть консоли отдана блоку управления обогревателем. Кстати, дефлекторы системы обогрева и вентиляции приобрели новую форму, а система рециркуляции воздуха включается теперь не ползунковым переключателем, а кнопкой. Среди прочих салонных новшеств следует отметить трехспицевый руль с «пополневшим» ободом, велюровую обивку дверей и жесткую полку багажного отделения, заменившую в исполнениях Elegance и Avantgarde прежнюю шторку. Кстати, размеры багажника остались прежними (390 л), однако дополнительные 17 см базы позволяют владельцу удлиненного A-класса рассчитывать на 1530 л полезного пространства при демонтированных задних сиденьях. А убрав место переднего пассажира, объем багажного отделения можно увеличить до впечатляющих 1930 л, что соответствует вместительности больших универсалов. Впрочем, даже не задаваясь целью превратить малыша в коммерческий фургон, вполне возможно найти компромисс между грузоподъемностью и комфортом для пассажиров. Открывая непривычно широкие задние двери, поневоле поражаешься пространству между подушками задних и спинками передних сидений. Между прочим, по длине салона (расстояние от ног водителя до бедер пассажира на заднем сиденье) длиннобазный малютка превосходит даже величественный S-класс: 2005 мм против 1978 мм. Однако широкий (11 см) диапазон продольной регулировки задних сидений, помноженный на возможность изменять наклон их спинок, всегда позволит без ущерба для пассажиров впихнуть в багажник A-класса лишний чемодан. Говоря о ездовых характеристиках обновленного A-класса, нельзя не отметить, что удлиненная версия автомобиля явно прибавила в комфортабельности. Это, кстати, было совершенно предсказуемо: чем длиннее база, тем меньше трясет. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что по плавности хода A-класс существенно уступает старшим моделям и встряхивает его на дорожных неровностях куда сильнее. С точки зрения акустического комфорта маленький Mercedes особых претензий не вызывает. Однако, на наш взгляд, создателям автомобиля не мешало бы подумать над улучшением звукоизоляции колесных арок. Да и звук двигателя на высоких оборотах становится чересчур назойливым: истошный вой мотора пассажиры A 160 с «автоматом» вынуждены выслушивать при любом мало-мальски динамичном разгоне. При этом резкое нажатие педали газа вопреки ожиданиям вызывает не увеличение скорости, а лишь мгновенный взлет стрелки тахометра на границу красной зоны, сопровождаемый вышеописанными акустическими явлениями. В какой-то мере положение спасает ручной режим управления коробкой. Выбирая передачи самостоятельно, водитель может добиться от малыша известной прыти. Примечательно, что до максимальных «паспортных» 180 км/ч A-класс удалось довести лишь в ручном режиме: пытаясь разогнать машину «на автомате», я в конце концов просто потерял терпение. Управляемость и работа тормозной системы в штатных режимах нареканий не вызвали. Правда, несмотря на присутствие электронных систем безопасности (ESP, Brake Assist) и дисковые тормоза на всех колесах, экстренно оттормаживаясь со скорости 170 км/ч, мне с трудом удалось выровнять «рыскающую» машину. А вылетев при вынужденном обгоне правыми колесами на усыпанную гравием обочину одного из подмосковных шоссе, автомобиль едва не потерял управление. В общем, к скоростной динамичной езде маленький Mercedes явно не располагает. Его стихия – спокойное, размеренное перемещение по городским улицам с хорошим покрытием. На это, кстати, недвусмысленно намекают скромный дорожный просвет и отсутствие какой бы то ни было защиты моторного отсека. Нисколько не умаляя достоинств Mercedes-Benz A-класса – кстати, существенно приумножившихся в модели 2001 года, – осмелимся утверждать, что обновленный автомобиль (во всяком случае, в России) разделит незавидную рыночную судьбу своего предшественника. Помнится, приобрести Mercedes A-класса можно было лишь по предварительному заказу, причем вовсе не по причине неудовлетворенного спроса: дилеры просто не хотели вкладываться в заведомо неходовой товар. В отличие от автомобилистов Европы и Азии, где с 1997 года A-класс разошелся тиражом свыше 550 тыс. экземпляров, российские автовладельцы воздадут должное этой модели еще не скоро. Наши соотечественники уважают «Мерседесы», да вот беда – не такие. К A-классу же относятся приблизительно так, как сами «мерседесовцы» к «Смарту»: «любопытная машинка, но – не Mercedes». А приобретать автомобиль гольф-класса, пусть экономичный, комфортабельный, обладающий «самым вместительным в классе салоном», переплачивая за престижную трехлучевую звезду в отсутствие этого самого престижа во внешнем облике, согласны лишь немногие оригиналы, в гаражах у которых уже имеются более солидные представители штутгартского семейства. Беглого взгляда на статистику российских продаж DaimlerChrysler, где за лидерство спорят автомобили бизнес- и представительского классов, достаточно, чтобы понять: такой Mercedes нам пока не нужен. Это, кстати, понимают и сами немцы, рассчитывающие до конца года «сосватать» A-класс от силы 45 российским покупателям.