Top.Mail.Ru
архив

Кипр выселяет олигархов

ЛЕТ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ Роман Абрамович уже не сможет отгородиться кипрскими "оффшорками" от ревнителей антимонопольного законодательства, как это было при покупке Красноярского и Братского алюминиевых заводов.

На прошлой неделе министр финансов Республики Кипр Такис Клеридис объявил, что к 2005 году его страна собирается отменить статус налогового благоприятствования для офф-шорных компаний. Как отмечают наблюдатели, киприоты решили пожертвовать $237 млн (таков объем ежегодных поступлений от офф-шорных компаний) ради возможности вступления в Евросоюз. Ведь эта организация крайне негативно относится к "налоговым парадизам", о которых в последнее время говорят главным образом как о международных вредителях. В частности, именно в таком ключе их представила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), опубликовавшая в июне "черный список" 35 офф-шоров.

Кипр не вошел туда только из-за обещаний Клеридиса. Но и другие фигуранты всполошились. Лихтенштейн объявил о своем намерении изменить правила регистрации офф-шорных компаний. Британские территории пообещали выполнить требования ОЭСР.

Впрочем, из этого вовсе не следует, что российскому бизнесу скоро совсем некуда будет податься. Начнем с того, что от публичных покаяний руководителей офф-шорных территорий до претворения в жизнь их обещаний еще очень далеко. Парламент того же Кипра может и не согласиться с потерей реальных двух-трех сотен миллионов долларов ради призрачного членства в Евросоюзе. Не случайно в фирмах, предоставляющих услуги по регистрации офф-шоров, на заявление Клеридиса реагируют скептически: "Сколько лет мы в этом бизнесе - столько идут разговоры о том, что Кипр ужесточает правила регистрации"

К тому же Кипр вовсе не является самой популярной территорией среди россиян. По мнению специалистов, кипрские офф-шоры привлекательны главным образом из-за того, что у России с этой страной подписан договор об избежании двойного налогообложения. Это удобно для инвестиционных компаний, морских и авиаперевозчиков.

Однако жизнь кипрским офф-шорам существенно осложняет введенное отечественными фискальными органами деление на активные и пассивные операции. По пассивным операциям (вроде получения дивидендов) дается предварительное налоговое освобождение. По активным же операциям (покупка ценных бумаг относится к их числу) сначала платится налог и лишь потом, после предъявления соответствующих документов о кипрской регистрации, возвращается. Как говорят, процедура довольно длительная и нудная.

К тому же кипрские власти требуют сдачи аудита и отчетности, что тоже далеко не всем нравится. Во всяком случае, гораздо чаще, чем на Кипре, российские предприниматели регистрируют свои фирмы на территориях, входящих в юрисдикцию США.

Кроме того, по словам представителей компании DS Express (специализирующейся на регистрации офф-шорных фирм), в последнее время россияне все большее внимание уделяют так называемым резидентным компаниям. Иными словами, отечественный бизнесмен регистрирует свое "юрлицо" не на офф-шорной территории, а где-нибудь в Швейцарии, Новой Зеландии, Австрии, Великобритании или Израиле. И платит все налоги в том объеме, как это положено в стране регистрации. Зато объем налогового портфеля все равно оказывается ниже, чем в России.

В общем, западники только обещали Борису Немцову стать российскими налоговыми резидентами, если будет принят Налоговый кодекс. А наши уже пользуются встречной схемой вовсю. Правда, ни Тони Блэр, ни Йорг Хайдер об этом почему-то не сообщают.

Еще по теме