Top.Mail.Ru
бизнес

Кипрские фирмы из орбиты Абызова потребовали от Совкомбанка 9,5 млрд рублей

Фото: Софья Сандурская / Агентство «Москва» Фото: Софья Сандурская / Агентство «Москва»

Офшорные компании, которые связывают с экс-министром Михаилом Абызовым, через суд пытаются взыскать с Совкомбанка почти 9,5 млрд рублей. Юристы сомневаются в успехе данной затеи: даже если закон встанет на сторону бизнеса, Генпрокуратура и приставы могут наложить на данные средства арест в рамках общего дела экс-министра, указывают они. Тем более что стоимость акций «РЭС» и АО «Электромагистраль», с которых суд снял арест в рамках процедуры взыскания, не покрывает общей суммы, требуемой от бизнесмена.

Иск на 9,4 миллиарда

Пять офшорных компаний, связанных с экс-министром по вопросам координации деятельности «Открытого правительства» Михаилом Абызовым, подали крупный финансовый иск в Арбитражный суд Москвы. По данным Regnum, они пытаются взыскать почти 9,5 миллиарда рублей (9 464 195 874,76 рубля) с ПАО «Совкомбанк».

Причина подачи иска пока не раскрывается. По информации издания, третьими лицами по делу выступают Генпрокуратура РФ, Федеральная служба судебных приставов и Михаил Абызов. В базу суда иск поступил 20 декабря 2022 года.

Истцами по делу выступают «Вантросо трейдинг ЛТД», «Куллен холдингс лимитед», «Беста холдингс лимитед», «Алинор инвестментс лимитед» и «Лисенто инвестментс ЛТД».

История вопроса

Абызов был задержан и помещен под арест в марте 2019 года. Ему вменяют организацию преступного сообщества (ч. 3 ст. 210 УК), мошенничество в особо крупном размере, незаконный бизнес и отмывание. Сам бывший министр отрицает все обвинения.

В октябре 2020 года Гагаринский суд Москвы постановил изъять у Абызова 32,5 миллиарда рублей. Суд пришел к выводу, что бывший министр заработал данные средства путем незаконного управления своей фирмой через кипрские офшоры.

Генпрокуратура посчитала, что в бытность работы министром Абызов с 2012 года скрывал от властей владение пятью офшорами (их названия перечислены выше — прим. ред.). С их помощью он, по версии ведомства, управлял Сибирской энергетической компанией (СИБЭКО), которая являлась ключевым поставщиком электроэнергии в Сибири.

Между офшорами была поделена доля экс-министра в СИБЭКО (95,52%). А самими компаниями, как посчитали в Генпрокуратуре, Абызов управлял как лично, так и через «теневые офисы» и доверенных лиц.

В апреле 2017 года Абызов, по версии следствия, принял решение о продаже акций СИБЭКО. Покупателями стали АО «Хакасская сервисно-ремонтная компания» (ХСРК) и АО «Кузбассэнерго», чьи функции единоличного исполнительного органа осуществляло ООО «Сибирская генерирующая компания» (СГК).

По данным «Коммерсанта», экс-чиновник лично участвовал в переговорах с представителями СГК и ПАО «Совкомбанк». В феврале 2018-го в Лимассоле номинальные директора кипрских компаний Катсиарина Хракович, Олесандра Солоненко, Эирина Коннари и Тудор Гурдис заключили с ХСРК и «Кузбассэнерго» договора купли-продажи, в результате чего на счета кипрских компаний поступило 32,5 миллиарда рублей.

В дальнейшем, по версии прокуратуры, кипрские компании за 18,9 миллиарда рублей приобрели 268 миллионов евро, которые были размещены на счетах Совкомбанка. Часть средств в дальнейшем была вложена в гособлигации ФРГ, что в российском ведомстве также посчитали попыткой «скрыть их коррупционное происхождение».

Кроме того, эти фирмы с января 2018-го по июнь 2019 года открыли в данном банке не менее 22 счетов, куда также перечислялись деньги, полученные от продажи акций.

Позиция защиты

Защита Абызова, впрочем, настаивает на том, что в бытность своей работы чиновником он не скрывал зарубежных активов. Адвокат Юлий Тай, в частности, утверждал, что получив пост в правительстве, его подзащитный передал активы в доверительное управление. Офшоры же числились в спецдекларации экс-чиновника, указывал он. Обязательств отчитываться об этом в регулярных справках о доходах у Абызова также не было — по причине того, что офшоры были «дочками» российской компании «Ру-Ком», говорил адвокат.

В октябре 2020 года суд удовлетворил ходатайство СК и разрешил арест средств в разной валюте, находящейся на счетах пяти кипрских фирм в Совкомбанке. При этом сумма арестованного имущества не раскрывалась. Защита Абызова данное постановление комментировать отказывалась.

В ноябре 2021 года стало известно о долгах Абызова перед Альфа банком. Сообщалось, что средства от продажи СИБЭКО, размещенные на счетах Alinor Investments Limited и Besta Holdings Limited, бизнесмен якобы использовал для инвестиций в криптовалютный проект TON Павла Дурова и токены Gram.

Также высказывалось предположение, что один из руководителей Совкомбанка консультировал Абызова по инвестиционной стратегии вложений в TON. Сам экс-министр впоследствии подтвердил свою встречу с зампредправления банка Алексеем Панферовым, однако заявил, что речи об инвестициях в крипту не шло, а обсуждались лишь возможные инвестиции в продукты банка.

Что ждет Абызова и кипрские компании

В августе 2022-го «Коммерсант» выяснил, что суд снял арест с акций компаний АО «РЭС» и АО «Электромагистраль», принадлежащих Абызову. Сообщалось, что они отойдут государству по цене около 10 миллиардов рублей, которую защита бывшего чиновника посчитала «на 30 миллиардов рублей ниже рыночной». А это значит, что он не сможет расплатиться акциями по предъявленным ему искам. К тому моменту экс-министр выплатил более трети взыскиваемой с него суммы — 11 из 32,5 миллиарда рублей.

В настоящее время следствие по делу Абызова продолжается (всего по делу проходит 12 человек), а сам он находится в СИЗО «Лефортово». Под домашний арест, по данным СМИ, перевели только одну из участниц дела, Екатерину Заяц.

«Мы не знаем, что сейчас происходит по делу, а оно многоэпизодное, — отметила в разговоре с «Компанией» партнер юридической компании «ТМ Дефенс» Яна Брутман. — Из того, что ему вменили, исходя из актуальной практики, можно предположить, что —статья 210 слетит, так как ее не применяют в делах экономической направленности». А совокупность других вменяемых преступлений указывает на то, что Абызова могут осудить на 15 лет, полагает юрист.

Комментируя шансы кипрских компаний на взыскание средств, юрист нашла их незначительными. «В данном случае они де-факто пытаются оспорить в ином процессе решение другого суда, что является недопустимым с точки зрения процессуального законодательства», — объяснила она.

По мнению адвоката по проверкам бизнеса Станислава Смоленцева, шанс на взыскание средств у кипрских компаний все же есть. Однако третьими лицами в деле выступают Генпрокуратура и ФССП, которые могут добиться наложения ареста на взысканные средства.