Свой — чужой: иностранный паспорт стал ахилессовой пятой для владельцев Домодедово

Суд удовлетворил требование Генпрокуратуры изъять в пользу государства один из крупнейших в Восточной Европе аэропорт у Дмитрия Каменщика и Валерия Когана. Причина — их иностранное гражданство: подданные других государств не могут управлять стратегическими предприятиями в России.
Иск Генеральной прокуратуры о взыскании в доход государства 30 компаний, входящих в «ДМЕ Холдинг», владеющий в том числе активами аэропорта Домодедово, был инициирован в январе, рассмотрение прошло в Арбитражном суде Московской области 17 июня.
Во время первых слушаний представитель Генпрокуратуры заявлял, что «и прокуратура, и ответчики материалы представили, вопросы друг другу позадавали», и добавил, что «состязательность и спор есть». На деле спор был недолгим: история единственного в стране полностью частного авиахаба закончилась.
Герой капиталистического труда
Дмитрий Каменщик пришел в Домодедово в начале 1990-х еще студентом, как партнер создателя экспедиторской компании «Ист-Лайн» Антона Бакова. Аэропорт был построен еще в 1962 году и долгое время обслуживал рейсы из Средней Азии и Сибири. К моменту распада СССР его инфраструктура устарела, денег на ее модернизацию у государства не было.
«Ист Лайн», которая возила челноков из Китая грузовыми Ил-76, построила новый грузовой терминал. В 1996 году Каменщик договорился с государством обновить аэровокзал в обмен на долю в нем. Строили его так, чтобы не останавливать пассажиропоток. Через год госкомпания «Аэросервис Домодедово» обанкротилась, и Каменщик выкупил ее долю, став фактическим владельцем аэропорта. Взлетную полосу он взял в аренду у государства на 75 лет.
В начале 2000-х был запущен аэроэкспресс от Павелецкого вокзала до аэропорта, что значительно повысило транспортную доступность Домодедово. Вторым ноу-хау Каменщика стала система стыковки расписаний авиакомпаний. Удобные пересадки привлекли крупных мировых перевозчиков, таких как Lufthansa.
По словам самого Дмитрия Каменщика, совокупные частные инвестиции в аэропорт за 20 лет превысили $3,5 млрд. Были построены грузовые и пассажирские терминалы, внедрены новые технологии обслуживания и управления, закуплено оборудование для безопасности, обработки багажа, навигации и обслуживания лайнеров.
Государство также активно вкладывало средства в развитие аэродромной инфраструктуры (ВПП, рулeжные дорожки, перроны, объекты безопасности). Хотя директор аэропорта Домодедово Игорь Борисов в 2014 году указывал на дискриминационный характер распределения бюджетной помощи в пользу Шереметьево и Внуково, авиахаб получал солидное финансирование: с 2006 по 2014 год более 15 млрд рублей, и более 13 млрд рублей было выделено по федеральной программе в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу. В итоге Домодедово стал крупнейшим аэропортом России, обогнав по пассажиропотоку Шереметьево.
Каменщик буквально посвятил жизнь развитию аэропорта, о нем хорошо отзывались даже те, кто с ним боролся. Пожалуй, единственным его недостатком называли излишнюю замкнутость и нежелание выстраивать отношения с чиновниками, но с этой ролью успешно справлялся Валерий Коган, на котором держался домодедовский GR.
Звезда Домодедово стала закатываться в 2015 году, после банкротства «Трансаэро», для которого аэропорт был основным хабом. Но еще больший удар нанесли сначала пандемия, потом — уход из России иностранных авиакомпаний и сокращение полетной программы российских перевозчиков. В 2023 году аэропорт принес 6,8 млрд рублей убытка, падение пассажиропотока составило 22 % — до 15,6 млн человек.
Официальный предлог
Аэропорт ранее переживал попытки недружественного поглощения. В 2003 году, когда Домодедово стал прибыльным, Госкомимущество решил оспорить его приватизацию. Тогда на стороне собственников выступил даже президент Владимир Путин. После теракта 2011 года Домодедово, по данным Forbes, хотели купить миллиардеры Роман Троценко, Виктор Вексельберг и Александр Пономаренко. Но Каменщик не согласился, даже когда его арестовали по уголовному делу об оказании опасных услуг. В 2016 году Генпрокуратура добилась закрытия дела, и Каменщика отпустили.
Но теперь ситуация серьезнее. По информации Генпрокуратуры, в разное время активы аэропорта контролировались через офшоры на острове Мэн и на Кипре. В 2024 году, на фоне СВО и санкций против России, в рамках редомициляции собственники перевели ООО «ДМЕ Холдинг» в калининградский офшор. Казалось бы, все сделали по закону — компания-владелец находится в России. Но в январе 2025 года активы компании были арестованы.
Генпрокуратура утверждает, что все эти годы Дмитрий Каменщик и его партнер Валерий Коган, имея иностранное гражданство (Каменщик — Турции и ОАЭ, Коган — израильское), выводили в недружественные страны сотни миллионов рублей прибыли аэропорта, а может быть, и бюджетные деньги на содержание взлетной полосы. Ведомство настаивает, что собственники нарушили ФЗ № 57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», согласно которому иностранные резиденты должны иметь разрешение правительственной комиссии на работу с подобными активами. И поэтому «ДМЕ Холдинг» надо конфисковать в пользу государства.
Те, кто внимательно следит за ситуацией вокруг Домодедово, указывают, что иностранные собственники были и у другого стратегического московского аэропорта — Шереметьево. Частные активы (пакет в 30,46 % был у Росимущества) там контролировала кипрская TPS Avia Holding Ltd, где 65,3 % принадлежали Александру Пономаренко и Александру Скоробогатько, а 34,78 % — Аркадию Ротенбергу.
В прошлом году они, как и Каменщик, в рамках закона перевели бизнес в Россию. При этом конечные бенефициары их новой калининградской компании МКООО «ТПС Авиа Холдинг ЛТД», контролирующей 66 % Шереметьево, не раскрываются. Однако в начале 2025 года Минтранс РФ обратился в Арбитражный суд Московской области с требованием приостановить корпоративные права иностранных компаний TPS Avia Holding Inc. и Sandy Investments Ltd в отношении МКООО «ТПС Авиа Холдинг ЛТД» и, соответственно, ООО «Шереметьево Холдинг» до 31 декабря 2025 года. Суд удовлетворил это требование. Это значит, что иностранные акционеры не могут принимать управленческие решения, распоряжаться долями или участвовать в распределении прибыли, но формально остаются собственниками.
По данным Forbes, за последние три года иностранное гражданство получили как минимум 24 российских миллиардера. Например, Андрей Мельниченко, основатель СУЭК и «Еврохима», как и Каменщик, стал гражданином ОАЭ. Леонид Федун, совладелец «Лукойла», получил паспорт Монако. Вячеслав Кантор, основатель производителя удобрений «Акрон», получил израильское гражданство. Виктор Вексельберг, создатель «Реновы» и совладелец нескольких региональных аэропортов, имеет гражданства Швейцарии и Черногории. Алексей Кузьмичев, сооснователь «Альфа-Групп», является гражданином Франции. Вот только в стратегически важных компаниях они снизили свою долю до уровня ниже контрольного, а то и вовсе вышли из состава акционеров.
Эпоха большого передела
Дмитрий Каменщик считается одним из немногих крупных российских бизнесменов, который не находится в орбите более крупного олигарха или госкорпорации. Это неоднократно приводило к конфликтам с госорганами, но одновременно позволяло сохранять независимость в принятии решений. Но времена менялись, и подчеркнутая независимость владельца, которая была залогом развития Домодедово, стала его ахиллесовой пятой.
Но ситуация с Домодедово — лишь эпизод масштабного передела собственности. За последние пару лет в России национализировано более 200 крупных частных компаний. В некоторых случаях поводом для национализации активов стали нарушения в ходе приватизации 1990-х. Теперь по решению Конституционного суда срок давности считается не с момента сделки, а с момента возникновения претензий у прокуратуры.
Национализация Домодедово вновь оживила дискуссию о том, что частные собственники эффективнее государства. Но власть явно дает понять: в стратегических активах приоритеты другие.
Еще по теме


