Top.Mail.Ru
архив

Клуб - скорее образ жизни, чем коммерция

Насколько интересен клубный бизнес для вложения денег? Вопрос этот имеет смысл только в том случае, если понимать, что клуб - это не самодостаточное предприятие, а нечто среднее между средством самовыражения его владельцев и элементом их личных финансовых схем. Отдельно взятый клуб - низкорентабельное, а чаще нерентабельное предприятие. Первое характерно для клубов, в которых самовыражается наемный менеджер, второе - для клубов, которыми управляют настоящие владельцы.

По словам владельцев увеселительных заведений (именно так до октябрьской революции классифицировалось то, что сейчас называется клубом), клуб - бизнес очень краткосрочный. Пик популярности клуба длится несколько месяцев, а время, за которое клуб успевает пройти от достижения безубыточности до падения за грань рентабельности, в среднем измеряется полутора-двумя годами. Впрочем, существуют и "долгоиграющие" клубы, которые не умирали и после того, как проходил пик их популярности. Однако сами владельцы объясняют это не столько умелым менеджментом клуба, сколько изживанием собственных иллюзий. Аудитория клуба неоднородна: владельцам интересна, во-первых, та ее часть, которая относительно богата, а во-вторых, которая более или менее постоянна. По мере спада ажиотажа менеджмент все более ориентируется на вторую группу. Если она достаточно велика - клуб остается жить. Если мала - извините, пролетели, продажи не покрывают аренду.

Почти все клубы арендуют помещения у сторонних владельцев (впрочем, случается, что инвестор, которого "развели", как раз балансодержатель - тогда все проще). Арендуются чаще всего помещения, не имеющие никаких перспектив стать офисными, например подвал.

Впрочем, задача по достижению операционной рентабельности так или иначе решается почти всеми, другое дело - абсолютная окупаемость вложений: большинство клубов (особенно крупных, построенных по классической схеме "клуб - ресторан - бар") за те три-четыре года, которые они существуют, еще не окупили вложенных в них средств. Да и вряд ли окупят - исходя из прибылей - раньше 2030 года (заместитель генерального директора одного пока здравствующего клуба радуется: "Я тут вычитал, что как раз к тому времени начнется китайско-американская война. Заживем!"). Что же тогда помимо амбиций заставляет людей вкладываться в этот бизнес?

Во-первых, постоянный cash flow. Зачастую клубы, достигшие операционной рентабельности, используются владельцами как эффективный инструмент обналички. Способов для этого меньше, чем в бутиках (которые иногда открываются примерно для того же без всякой надежды на окупаемость), зато в клубе владелец может "обмыть" сделку, переговорить с партнером на своей территории или, наконец, просто приятно посидеть.

Во-вторых, клуб - это так или иначе недвижимость, пусть и арендованная. В случае если спад популярности не выведет клуб за грань рентабельности, он может стать более или менее ликвидной собственностью.

В-третьих, некоторых клубных менеджеров привлекает модель "цепочечного" бизнеса. Строится она на том, что клуб существует не более полутора лет, в него вкладываются небольшие средства для "базисного" ремонта - причем вкладываются часто арендодателем, которого убедили, что нормально отремонтированное заведение у него возьмут быстрее. А после прохождения пика популярности клуба его менеджеры вместо "вытягивания" заведения и максимального продления срока его жизни ищут другого инвестора, который хочет создать собственный клуб. И вновь запускают ту же не слишком рентабельную машину.

Еще по теме