Top.Mail.Ru
архив

Комитет двойного назначения

Ни одно государство не может содержать ВПК только за счет бюджета. Истребители, локаторы и снаряды устаревают даже быстрее, чем высокотехнологичная продукция гражданского назначения. Поэтому все государства-производители вынуждены выходить на международный рынок, где инвестиции в новые военные разработки окупаются с 800 – 900% прибылью. До начала второй мировой войны основными поставщиками смертоносных товаров считались Великобритания, Франция, Бельгия и Германия, которая контролировала не менее 60% всей мировой торговли. Война ввергла рынок, прежде работавший как часы, в полный хаос.

После поражения Германии в войне союзники в первую очередь ликвидировали ее развитый ВПК. Затем все страны, участвовавшие в конфликте с той и с другой стороны, инвестировали громадные средства в переориентирование экономики на мирные нужды. Оставалось сделать последний шаг – поделить освободившийся рынок, чтобы сбывать оружие, с избытком произведенное во время войны. Тут как раз подоспела «холодная война», которая расколола Европу, а затем и весь мир, на два враждебных лагеря. Рынок вооружения также разделился на две изолированные, но не совсем равные части: Советскому Союзу достались страны Восточной Европы и Юго-Восточной Азии, на тот момент неплатежеспособные, но очень перспективные. В оружейном экспорте стран НАТО и других европейских государств, которые сохранили традиционных покупателей оружия, с конца 1940-х годов полновластным хозяином и контролером являлся крохотный офис в Париже, где в условиях строжайшей секретности работал аппарат легендарного КОКОМ – «Координационного комитета по экспорту стратегических товаров в социалистические страны» (Coordinating Committee of East-West Trade Policy). Организация не имела ни учредительного устава, ни официального руководителя, а весь ее штат исчислялся двумя десятками секретарей, переводчиков и технических консультантов, однако в первые же годы ее работы некоторые европейские бизнесмены и политики в разговорах между собой с грустной иронией стали называть ее АМКОР, сокращенно от «Американская корпорация по контролю над миром». Западные журналисты приписывали ей роль в развязывании нескольких войн в странах Третьего мира. А в начале 1990-х годов, когда объем экспорта вооружений из постсоветской России сократился в 30 раз, деятели отечественной оборонки возложили за это вину все на тот же загадочный КОКОМ.

Ловушка для джентльменов

Созданию КОКОМ предшествовал ряд эпохальных событий, как политического, так и экономического характера. Сталин заключил двусторонние партнерские соглашения с югославским лидером Тито, болгарином Димитровым, а также выделил кредит в $300 млн Мао Цзедуну. В Иране полным ходом шло создание нескольких нефтяных концернов с участием советского капитала. Русское оружие, оставшееся после войны, хлынуло в страны Восточной Европы и повстанцам Китая и Кореи частично за деньги, частично в рамках военно-технического сотрудничества. Затем Союз недвусмысленно заявил о своих амбициях, проведя первые ядерные испытания. Франция, Великобритания и другие европейцы были в ужасе: советские войска стояли практически у их дверей и лишь ждали команды к атаке. Сигналом к началу холодной войны традиционно считается речь Уинстона Черчилля, произнесенная в марте 1946 года в Фултоне, в которой он назвал Советский Союз «империей зла», и где впервые была произнесена фраза «железный занавес». Спустя несколько месяцев американский конгресс обсуждал проект военной доктрины, предложенный президентом Гарри Трумэном, включавшей пункт о предоставлении экономической помощи странам Западной Европы, а также новый закон «Об экспортном контроле», запрещавший американским фирмам – производителям оружия продавать некоторые виды своей продукции СССР и его сателлитам. В Европе, где всеобщая истерия подстегивалась послевоенным голодом и страхом перед непредсказуемым Сталиным, инициатива Трумэна вызвала овации. Действительно, стоит выключить Советский Союз из международного обмена новыми военными технологиями, и не пройдет и пяти лет, как агрессивные союзники СССР окажутся вооруженными ржавыми автоматами ППШ, а сам Союз обанкротится, пытаясь самостоятельно наладить производство техники, которой уже давно будет обладать НАТО. Экономическая помощь США в рамках так называемого плана Маршалла ($6,5 – 7млрд) поможет Европе смягчить ущерб от прекращения торговли со странами социалистического блока, которая в первые послевоенные годы приносила до $2 млрд чистой прибыли в год. Европейским «отцом» КОКОМа стал федеральный канцлер первого послевоенного правительства ФРГ Конрад Аденауэр. Подхватив идею, сформулированную в новой военной доктрине США, он в 1949 году предложил странам Атлантического альянса составить четкий список новейших военных материалов и оборудования, а также заключить друг с другом «джентльменское соглашение»: не поставлять товары, попавшие в этот список, в соцлагерь и в нейтральные страны, где усиливается влияние коммунистов. Внешне инициатива Аденауэра выглядела понятно и вполне благопристойно: его страна была отделена от социалистической ГДР, где оставались оккупационные советские войска, только недостроенной Берлинской стеной и в случае военной агрессии Сталина пала бы первой. У канцлера были также скрытые мотивы для подобного предложения: его участие как инициатора в этом «джентльменском соглашении» было гарантировано, и это давало ему возможность надеяться, что производственные мощности немецких оружейных концернов, простаивающие из-за требования союзников о демилитаризации ФРГ, когда-нибудь вновь начнут работать. В 1950 году состоялось первое заседание лидеров 12 стран – участников КОКОМ, был утвержден список из 144 товаров военного назначения, которые не будут поставляться странам соцлагеря. В 1952 – 1953 годах к «джентльменскому соглашению» присоединились еще пять стран, в их числе и Япония, принужденная к этому США. Если бы не ядерная бомбардировка Хиросимы, Япония никогда бы не согласилась на участие в КОКОМе, поскольку для нее была крайне важна торговля со странами Азии, среди которых появлялось все больше тех, что шли по социалистическому пути развития. Год 1952-ой для участников КОКОМ ознаменовался еще одним важным событием. Конгресс США принял Закон о военной взаимопомощи, который позволял Штатам применять экономические санкции к своим партнерам по КОКОМ, нарушающим условия «джентльменских соглашений». Бизнесменам теперь грозило судебное разбирательство, штрафы в размере до $250 тыс. и другие меры вплоть до лишения свободы сроком на десять лет. Ловушка захлопнулась, протестовать против многочисленных поправок и дополнений, которые американская сторона вносила в списки запрещенных к экспорту товаров, другие «джентльмены» не могли, так как сидели на финансовой игле США.

Двойные стандарты

Открыто КОКОМ никогда не выходил за рамки своей компетенции, и США не пытались вмешиваться в национальные экономики других участников соглашения. Но уже в середине 50-х годов европейские предприниматели начали высказывать недовольство тем, что США диктует им, как и с кем торговать. Списки КОКОМ к тому времени разбухли до 1500 товарных позиций (рекордного показателя они достигли в эпоху правления Рональда Рейгана, когда 150 товарных групп в списке КОКОМ включали 300 тыс. наименований товаров). Теперь запрещалось продавать не только непосредственно продукцию ВПК, но и так называемые материалы, технологии и оборудование двойного назначения, в том числе нефтепродукты, электроэнергию, металлообрабатывающие станки, некоторые группы товаров легкой промышленности (например, грубые ткани, которые могут быть использованы для пошива солдатского обмундирования) и продукты питания – пшеницу, рожь и т.п. КОКОМ проводил настоящую политику экономической блокады в отношении стран соцблока, но эта политика зачастую больно била по самим участникам «джентльменского соглашения». В 1956 году КОКОМ наложил вето на пятимиллиардный (в германских марках) контракт консорциума компаний Slazgitter, Krupp, Korf Stahl, AEG и DEMAG с Советским Союзом, где немцы подрядились построить гигантский сталелитейный завод. Примерно в это же время КОКОМ запретил Thomson участвовать в телефонизации административных зданий в Китае, а компании Siemens запретили продавать СССР свои первые компьютеры, на которые она не могла найти покупателей в Европе и в империалистической части третьего мира. КОКОМ за год в среднем срывал контрактов на сумму $400 – 500 млн. Кроме того, в компетенцию КОКОМ входили так называемые одобренные исключения, то есть разрешения компаниям продавать соцстранам товары, обозначенные в списке, если есть абсолютная гарантия, что покупатель не будет использовать их в военных целях. Около 70% всех одобренных исключений получили американские компании, а доля американских фирм в общем количестве эмбарго КОКОМ составляла не более 8%. Такая тенденциозность объяснялась тем фактом, что списки КОКОМ обновлялись дважды в год, и в случае, если США ожидали перспективный контракт, под его давлением пункт временно исключался из списка. Так, например, перед заключением договора на поставку канадской и американской пшеницы в конце 70-х годов КОКОМ исключил зернопродукты из разряда стратегического пищевого сырья. Кроме того, координационный совет не располагал собственной агентурой, и большую часть дел ему поставляли экономический департамент ЦРУ и министерство обороны США. Вследствие этих причин мимо внимания КОКОМ нередко проходили и поставки американского оружия в страны «третьего мира». В 1960 – 1970-х годах, когда США, СССР и европейские страны стали конкурентами в переделе зон влияния на Африканском континенте, КОКОМ неоднократно запрещал Британии и Франции поставлять оружие партиям, защищавшим европейские интересы в бывших колониях, под предлогом того, что там наблюдается очень сильное влияние коммунистов. Африканские вожди были вынуждены довольствоваться кредитами и ссудами от своих европейских боссов и на эти деньги покупать американские автоматы и минометы на «сером» рынке.

Советский Союз, несмотря на прогнозы европейских аналитиков, не только не обанкротился из-за военно-технической блокады Запада, хотя ему пришлось сильно урезать другие расходные программы, но стал одним из ведущих мировых поставщиков вооружений. В 1967 году, когда визборовский технолог Петухов изящно парировал инсинуации своего африканского собутыльника на тему «...у вас в России холодно купаться... и ...в деревнях ваших не танцуют твиста...», Союз экспортировал свои ракеты и автоматы Калашникова на $14 млрд, что составляло около половины всей емкости мирового рынка. Правда, большая часть военной продукции, так же, как и в конце 40-х годов, поставлялась в рамках программ военно-технического сотрудничества (ВТС), то есть бесплатно или в кредит. Советская оборонка так и не стала самоокупаемой, но потери от гонки вооружений были сведены к минимуму. Кроме того, инвестиции в освоение новых рынков обещали многократно окупиться позже, после закрепления у власти социалистических партий, поддержанных СССР. Катастрофический спад показателей оружейного экспорта после ликвидации Советского Союза с $15млрд до $1,5 – 2 млрд был связан вовсе не с происками КОКОМ, а с прекращением программ ВТС, а также с активной экспансией на уже разработанные Союзом рынки производителей из третьих стран: Израиля, Югославии, Болгарии и других. Война в Персидском заливе продемонстрировала полную несостоятельность КОКОМ как органа коллективной безопасности, ради которой он, собственно, и создавался. Координационный комитет слишком увлекся экономическими играми и в 1991 году громогласно потребовал санкций против ряда японских производителей, которые поставляли в Советский Союз металлообрабатывающие станки, на которых после их доработки можно было бы обтачивать лопасти гребных винтов подводных лодок. О том, что Советский Союз в тот момент был не только не в состоянии строить новые подводные лодки, но даже не мог наладить техническое обслуживание старых, знали уже все, кроме аппарата КОКОМ. В это же время Саддам Хуссейн беспрепятственно закупал в Германии ядовитые удобрения, из которых его умельцы изготавливали химическое оружие. Многие расценили это заявление как очередное проявление разногласий Японии и США, но, скорее всего, КОКОМ просто уже морально устарел с прекращением «холодной войны» и был распущен по инициативе президента Клинтона. На основе упраздненного КОКОМ в 1993 году была создана организация под названием Вассенорийская комиссия, в качестве полноправного члена в нее была приглашена и Россия. Новое «джентльменское соглашение» следит за нераспространением опасных материалов и технологий как раз в те страны, которые Советский Союз рассматривал как своих самых перспективных клиентов.

Еще по теме