Top.Mail.Ru
архив

Позвоните в 2007-м

В Подмосковье 300 телефонных операторов, а связью обеспечены отнюдь не все. Оптимисты утверждают, что к 2007 году связью будет охвачена вся Московская область – на сей счет даже есть проект, разработанный НИИ «Гипросвязь». Скептики же полагают, что проект останется на бумаге – непонятно, каким образом привлекать инвестиции. Государственный оператор связи Московской области жалуется на недостаток средств и непонимание со стороны регулирующих органов, а столичные коммерческие операторы не спешат выходить за пределы МКАД из-за низкого платежеспособного спроса в области. Впрочем, периодически находятся коммерческие операторы-энтузиасты. Вот, например, компания «Пентаком» заявила о своем желании поработать в Подмосковье.

Всем по телефону В Московской области уже много лет наблюдается «перекос» между телефонными спросом и предложением: число очередников на установку телефона в Московской области превышает 500 тыс. семей. По этому показателю Подмосковье не имеет себе равных в РФ. Если прилегающие к Москве районы еще более или менее телефонизированы, то в глубинке до сих пор есть деревни, к которым не протянут телефонный кабель. Согласно плану, разработанному НИИ «Гипросвязь», к 2007 году ОАО «Электросвязь Московской области» (контрольный пакет ОАО принадлежит государственному холдингу «Связьинвест») должно ввести в эксплуатацию более миллиона телефонных номеров, практически решив тем самым проблему телефонизации области. По оценкам НИИ, реализация этой программы обойдется в $800 млн. Однако главный исполнитель проекта – областная «Электросвязь» особого энтузиазма не испытывает. По словам статс-секретаря компании Бориса Ластовича, предложение отраслевого института – это всего лишь проект, и с привлечением инвестиций могут возникнуть серьезные проблемы. «Ни один стратегический инвестор не может прийти просто так: чтобы вкладывать средства в компании «Связьинвеста», необходимо либо увеличивать уставный капитал, либо продавать его акции. Государство на это идет неохотно», – говорит Ластович. Кроме того, по мнению представителей подмосковной «Электросвязи», остаются нерешенными организационные проблемы – в частности, вопрос о конкуренции с альтернативными коммерческими операторами. Во-первых, коммерческие операторы в отличие от оператора государственного освобождены от «общественной» нагрузки – обслуживания государственных органов и учреждений. Во-вторых, обслуживать население по заниженным тарифам, которые устанавливает МАП, невыгодно. Местная телефонная связь, практически повсеместно убыточная, подпитывается благодаря перекрестному субсидированию – в первую очередь за счет доходов от дальней связи. А в этом секторе конкуренция достаточно сильна. «Значительную часть междугородного трафика у нас уводит сотовая связь. Кроме того, сегодня очень уверенно развивается IP-телефония – серьезный конкурент в секторе междугородной связи. Эти обстоятельства подрезают наши доходы от дальней связи, а ведь именно за счет этих доходов мы финансируем местную связь. С точки зрения МАП операторы сотовой и IP-связи не являются для нас конкурентами. В МАП понимают конкурента буквально: конкурент – это оператор, который провел к дому еще один провод и предлагает те же услуги, что и ты», – говорит Ластович. Ситуация складывается парадоксальная: в Московской области действуют более 300 крупных и мелких операторов связи, но жители множества населенных пунктов ходят позвонить в соседние деревни. Государственным операторам не хватает денег на развитие, а альтернативные операторы предпочитают «кучковаться» в наиболее прибыльных нишах – например, тянуть кабель к коттеджным поселкам. Столичные коммерческие операторы в Подмосковье идут неохотно: расстояния, а значит, затраты на инфраструктуру здесь больше, чем в Москве, а платежеспособный спрос – ниже. По словам Дмитрия Дронова, директора по маркетингу компании «МТУ-Информ», основу бизнеса его компании в Подмосковье составляет телефонизация коттеджных поселков – обжитых и строящихся. «Повсеместная телефонизация Подмосковья – дело трудное: платежеспособность населения низка, а телекоммуникационная инфраструктура недостаточно развита», – говорит Дмитрий Дронов.

Новые амбиции

Тем не менее в апреле нынешнего года стартовал весьма амбициозный проект по созданию сети широкополосного доступа по всей Московской области. Компания «Пентаком», дочернее предприятие голландской компании Russia Broadband Communications, взялась до 2005 года охватить своей сетью 1 млн квартир в 30 городах Подмосковья. «Пентаком» хочет строить сети кабельного телевидения, местной и международной IP-телефонии и доступа в Интернет. По данным генерального директора «Пентакома» Кеннета Роджерса, стоимость проекта составляет $250 млн. Основной инвестор проекта – компания Delta Capital (управляющая инвестиционным фондом «США–Россия»). В прошлом году она вложила в телеком $5 млн. На эти средства был запущен пилотный проект «Пентакома» в подмосковных Мытищах. Кабели уже подведены к 5 тыс. мытищинских квартир, а до 2002 года число подключенных квартир планируется довести до 50 тыс. Пока предлагаются только услуги кабельного телевидения, доступ в Интернет появится в «меню» компании несколько позднее. «Пентаком» планирует предлагать жителям Московской области три «пакета» кабельного телевидения (10 российских каналов – бесплатно, 20 российских и зарубежных каналов за 200 руб. в месяц, и еще 40 каналов – цена этого пакета пока не определена), высокоскоростной доступ в Интернет (ежемесячная абонентская плата составит 500 руб., а стоимость оборудования – декодера или кабельного модема $75 – 250) и услуги телефонии (подключение, телефонный аппарат и абонентская плата за три месяца обойдутся жителям Подмосковья примерно в $700). ПЗ Желаемое & действительное По мнению специалистов, технически затея «Пентакома» вполне реализуема. Но, добавляют они, при составлении бизнес-планов для подобных масштабных проектов очень часто допускаются ошибки. В бизнес-планах, как правило, переоцениваются будущие прибыли и размер клиентской базы. Например, один из московских операторов указал в своем бизнес-плане, что охватит услугами широкополосной связи 40% элитной жилой застройки. В реальности в зонах элитной застройки этот показатель никогда не превышает 12%. В Подмосковье эти показатели еще ниже. По словам заместителя директора по маркетингу компании Comstar Татьяны Костровой, население еще не привыкло платить серьезные деньги за услуги связи и кабельного телевидения. «Проект «Пентакома» не станет утопией лишь в том случае, если он разрабатывался лет на десять вперед, – считает Кострова. – Такой сюжет вполне возможен: крупные международные инвестиционные институты верстают свои планы в расчете на несколько десятилетий. С этой точки зрения проект вполне реален. Но ни в коем случае не стоит надеяться на его быструю окупаемость». Дмитрий Дронов придерживается несколько иной точки зрения: «Коммерческий оператор не может позволить себе огромных инвестиций в строительство сетей, зная, что окупятся они лишь через несколько десятков лет. В то же время вряд ли можно говорить об окупаемости проекта компании «Пентаком» в течение трех лет. Мы считаем, что подобные проекты все же целесообразнее реализовать точечно, в «местах скопления» платежеспособного населения».

Брат-2

Еще одно обстоятельство, смущающее участников рынка, – не слишком славное прошлое руководителя новой компании. Председатель совета директоров «Пентакома» Сергей Болотов уже предпринимал одну попытку телефонизировать ближнее Подмосковье. Эта попытка обернулась полным провалом. Созданная в 1992 году в подмосковном Королеве (тогда – Калининград) компания «Калита-Телеком», в которой Сергей Болотов работал под руководством своего брата Александра, обещала жителям города установку телефонов на условиях предоплаты. Однако затем компания обанкротилась, а ее клиенты не дождались ни телефонов, ни возврата денег. Инвесторы «Пентакома» утверждают, что подобное ни в коем случае не повторится, поскольку управление новым проектом выстроено совершенно иначе.

Еще по теме