Top.Mail.Ru
архив

Всероссийский «Вимм-Билль-Данн»

 Московская компания «Вимм-Билль-Данн» продолжает скупать заводы в регионах, хотя и не получает пока ощутимых доходов от своих приобретений. «ВБД» тратит десятки миллионов долларов на новые проекты, потому что очень хочет стать по-настоящему национальным производителем.

В начале марта этого года «Вимм-Билль-Данн» объявил о покупке 30% акций молочного комбината «Уфамолагропром». Финансовый партнер компании, имя которого не разглашается, скупил еще 10% акций предприятия. «ВБД» намерен довести размер своего пакета до контрольного. «Уфамолагропром» – шестой по счету региональный завод, купленный компанией «Вимм-Билль-Данн» начиная с 1997 года. Компания приобрела также молочные комбинаты в Киеве и Бишкеке. На региональные проекты сейчас уходят основные инвестиционные ресурсы компании, но при этом в «ВБД» не собираются останавливаться на достигнутом. В той же Башкирии компания приценивается еще к одному заводу, а в Ленинградской области готовит строительство комбината «с нуля». В сфере интересов компании еще два предприятия, где «ВБД» владеет пока третью акций. Сейчас более 85% молочного производства «Вимм-Билль-Данн» приходится на московские владения – Лианозовский, Царицынский и Раменский комбинаты. Большинство сделок «ВБД» совершил в прошлом году, и сейчас занят модернизацией новых заводов. Несмотря на все препятствия, «ВБД» упорно пытается реализовать принятую три года назад стратегическую программу – завоевать национальный рынок за счет скупки местных заводов. Как говорят в самой компании, «чтобы производство было ближе к потребителю».

Из Владивостока в Киев

«Вимм-Билль-Данн» начинал региональную экспансию с покупки и реанимации полумертвых заводов. «Группа могла расширяться либо за счет строительства новых заводов, либо за счет покупки существующих мощностей, но большинство из них находилось в тяжелом положении, – объясняет Евгений Чверткин, вице-президент компании по стратегическому развитию. – И все-таки мы выбрали второй вариант». В декабре 1997 года компания купила контрольный пакет акций Владивостокского молочного комбината, в июне 1998 года – контрольный пакет комбината «Нижегородский», а в августе того же года – комбината «Сибирское молоко» в Новосибирске. Первый завод не работал вообще, два других были загружены примерно на 10%. Предприятия умирали по банальной причине – не было денег на развитие. «ВБД» погасил их долги перед кредиторами, субсидировал оборотные фонды и модернизировал производство (затратив на это в 1998 – 1999 годах $9,7 млн). Результат не замедлил сказаться: к концу 1999 года объемы производства на новосибирском комбинате выросли в полтора раза, на нижегородском – вдвое, а владивостокский комбинат даже превысил свои показатели начала 90-х. Затем «Вимм-Билль-Данн» переключился на более или менее успешно работающие заводы. В 1999 году компания попыталась поглотить Тимашевский молочный комбинат в Краснодарском крае – четвертый по мощности (около 250 тонн продукции в сутки) в России после Лианозовского и Царицынского комбинатов и питерского «Петмола». «ВБД» выкупил у американского инвестиционного фонда 40-процентный пакет акций предприятия, но натолкнулся на противодействие группы частных акционеров, когда попытался включиться в управление комбинатом и стать владельцем контрольного пакета. И лишь в августе 2000 года компания смогла договориться с частными акционерами о покупке принадлежавших им 57,7% акций комбината; сделка была завершена в декабре. В конце 1999 года «ВБД» удалось скупить более 40% акций новосибирского молочного комбината «Альбумин», но дальше дело не пошло. Руководство «ВБД» сейчас заявляет, что не участвует в управлении этим предприятием, а своих дальнейших намерений относительно «Альбумина» не раскрывает. В том же 1999 году «ВБД» приобрел контрольный пакет Карасукского молочного комбината, специализирующегося на производстве сухого молока. Сделка позволила более чем на 20% закрыть потребности группы в поставках этого сырья (около 10 тыс. тонн в год). Выбор заводов для покупки определялся не только их производственными возможностями – «Вимм-Билль-Данн» старался обосноваться в наиболее богатых сырьевых регионах. Так, в Краснодарском крае производится почти 4% всего российского молока, в Новосибирской области – около 3%, в Нижегородской – 2,5%. «Мы переносим производство поближе к источникам сырья. Это основная составляющая нашей стратегии развития», – говорит Евгений Чверткин. В 2000 году «ВБД» расширил свою экспансию за пределы России, купив контрольные пакеты Киевского гормолзавода № 3 и молочного комбината «Бишкексут» в Киргизии – предприятия с хорошим потенциалом, но нуждающиеся в значительных инвестициях.

Поход на север не удался

Первую крупную неудачу в деле покупки заводов «Вимм-Билль-Данн» потерпел совсем недавно. В конце 2000 года компания включилась в тендер по покупке акций завода «Северное молоко» в Вологодской области, но к февралю 2001-го смогла скупить только 30% акций. Контрольный пакет «Северного молока» достался компании «Нутритек», производящей детское питание. В «Вимм-Билль-Данн» пока не говорят о том, что они собираются делать в этой патовой ситуации, но и не считают себя проигравшими. «Нам принадлежит блокирующий пакет», – отговаривается Евгений Чверткин. Очевидно, что компания не отступится от такого лакомого куска: вологодский завод специализируется на сухом молоке и в случае перехода под «ВБД» мог бы вместе с Нижегородским, Тимашевским и Карасукским комбинатами почти полностью обеспечить потребности группы в этом виде сырья. Зато компания успешно продвигается в Башкирию. «Это очень перспективный регион, – говорит Евгений Чверткин. – Башкирские молочные хозяйства смогли сохранить свой потенциал, а платежеспособный спрос населения выше среднего по стране». В Башкирии, кстати, производится почти 5% всего молока в России, но по объемам и темпам роста его переработки регион пока находится в числе отстающих. Уфимский комбинат, на поглощение которого нацелился «ВБД», в прошлом году был загружен на треть от проектной мощности. У «ВБД» есть интерес еще к одному башкирскому заводу – «Туймазы-Молоко». «Там мы пока договорились о внедрении наших технологий управления производством и финансовыми потоками, – говорит Евгений Чверткин. – Возможно, в будущем мы решим стать акционерами завода, но действовать будем крайне осторожно. Прежде всего предприятие нужно вывести из финансового кризиса». Для компании этот завод привлекателен своими сыроваренными мощностями: «ВБД» собирается в ближайшее время освоить выпуск сыра, а необходимое для этого оборудование есть пока только на Тимашевском комбинате. До конца этого года «Вимм-Билль-Данн» начнет свой самый дорогостоящий проект – строительство молочного комбината в Ленинградской области. «У нас готова проектно-сметная документация, и сейчас мы выбираем площадку для строительства», – говорит Евгений Чверткин. Согласно плану завод должен войти в эксплуатацию в 2003 году. Его мощности рассчитаны на переработку 400 – 500 тонн молока в день (примерно столько сейчас принимает Царицынский молочный комбинат). «ВБД» не смущается тем, что молочный рынок Северо-Запада фактически поделен между пятью местными заводами, а их потенциальные мощности в сумме превышают объемы производства молока в регионе. Питерцы, кстати, судя по результатам минувшего года, начинают сдавать свой рынок «внешним» конкурентам и упускают своих поставщиков сырья: объемы производства на местных заводах снизились на 10%, при том что областные фермы увеличили выпуск молока более чем на 8%. Новый завод обойдется «ВБД» не менее чем в $10 млн. Как говорит Евгений Чверткин, «финансировать строительство группа пока будет сама». 

Рядом никого

«Вимм-Билль-Данн» – единственный в России молочный концерн, объединяющий несколько предприятий, если не считать французскую компанию Danone, построившую заводы в Тольятти и Чехове. Единственный потому, что доходы компании позволяют ей в отличие от конкурентов тратить миллионы долларов на покупку и развитие региональных заводов. А лидерства по оборотам в отрасли компания достигла благодаря исключительно удачному старту. В начале 90-х «ВБД» удалось взять под свой контроль крупнейший в России Лианозовский молочный комбинат (сейчас выпускает около 1000 тонн продукции в сутки – это треть всего молочного производства в Москве и Подмосковье). Компания пришла на ЛМК в ноябре 1992 года как арендатор производственных линий для выпуска соков J-7, затем начала скупать акции предприятия и к 1994 году довела свою долю до размера контрольного пакета. Не будем касаться вопроса о происхождении капиталов (то есть слухов о полукриминальном прошлом основного акционера – группы «Тринити»), так же как и скандала с увольнением гендиректора комбината Владимира Тамбова в апреле 1997 года (позволившего «ВБД» внедриться на комбинат в обмен на должность президента компании). Как бы там ни было, к 1997 году объемы производства на предприятии выросли в пять раз, и в том же году «ВБД» приобрел Царицынский и Раменский молочные комбинаты. Сейчас ЛМК обеспечивает компании более 60% продаж. Большая часть сделок «ВБД» по скупке акций молочных заводов была оплачена именно Лианозовским комбинатом. «Вимм-Билль-Данн» раньше конкурентов занялся созданием национальной сбытовой сети (к 1999 году компания открыла собственные торговые филиалы в 10 городах и приобрела дистрибуторов более чем в 40 городах России). Определенную роль в ее успехе сыграл и финансовый кризис 1998 года. Иностранным компаниям, начавшим строительство своих молочных заводов в Подмосковье, – Danone, Ehrmann, Campina – пришлось отложить их открытие до 2000 года, когда «ВБД» уже фактически подмял под себя рынок. В компании утверждают, что они развивались и развиваются «за счет реинвестирования прибыли». При этом «Вимм-Билль-Данн», как и все, пользуется кредитными линиями: например, акции Тимашевского и Киевского комбинатов скупались при финансовой поддержке Альфа-банка. Свои отчеты о прибыли «ВБД» не публикует, но, по мнению тех финансовых аналитиков, с которыми консультировался «Ко», компании с годовым оборотом в $300 млн – $400 млн (1997 – 1999 гг.) вполне под силу ежегодно тратить «на развитие» $20 млн. (Начиная с 1995 года «ВБД» израсходовал более $80 млн на модернизацию заводов и инвестиционные программы для поставщиков молока. Еще $20 млн ушли на скупку акций региональных комбинатов.) Теперь «ВБД» предстоят расходы на модернизацию заводов в Киеве, Бишкеке и Уфе, расширение мощностей Тимашевского комбината, инвестиционные программы для поставщиков в Нижегородской и Новосибирской областях и Краснодарском крае. В компании намерены уложиться в ту же сумму (или слегка ее превысить), при этом доходы группы будут расти. В прошлом году оборот «ВБД» увеличился почти на 20% и составил более $480 млн, а чистая прибыль компании, по оценке инвестиционной компании UFG, достигла уровня не менее $48 млн. ПЗ Заводов должно быть больше В компании не скрывают, что главная цель «ВБД» – создать свои производства практически во всех экономически развитых регионах России. Так, по словам Евгения Чверткина, компании интересны Урал и Восточная Сибирь. «Но в Екатеринбурге мы пока не нашли предприятий, отвечающих нашим инвестиционным критериям», – говорит он. В ближайшие пять лет в состав группы должны войти еще несколько предприятий, причем наряду с покупкой готовых заводов компания будет строить и новые мощности. Руководство «ВБД» считает, что консолидация производства на российском молочном рынке только начинается. «По сравнению с Danone или Parmalat «Вимм-Билль-Данн» пока еще небольшая компания, – говорит Евгений Чверткин. – На нашу долю приходится всего 6,3% молочного производства в России, тогда как названные мною западные корпорации контролируют десятки процентов своих национальных рынков». Очевидно, что при таких масштабных планах «Вимм-Билль-Данн» через некоторое время достигнет предельной точки роста за счет текущих доходов. Акционеры компании, впрочем, уже обдумывают возможность привлечения необходимых средств за счет выпуска и продажи акций. «Мы хотим стать компанией международного масштаба, – заявляет председатель совета директоров «ВБД» Давид Якобашвили. – В ближайшие два-три года «Вимм-Билль-Данн» станет публичной компанией и предложит свои акции российским и иностранным инвесторам. Учитывая высокие темпы развития, которые компания демонстрирует уже восемь лет, мы полагаем, что наши акции будут весьма привлекательными для инвесторов».

Еще по теме