архив
ИНОСТРАННЫЕ коллеги на меня обижены. Кто при встрече, кто по телефону – все Гусинским и «Газпромом» интересуются. Я пробую объяснить коротко. Уже научился укладываться в четыре фразы. А они все равно недовольны. Не поверите: говорят дословно одно и то же: «Don’t go into details. Just tell me who’s the good guy here!» («Деталей не надо. Скажи просто, кто тут хороший, а кто плохой!»)
Я отвечаю сами понимаете что. Пытаюсь держаться в рамках нормативной лексики. Привожу примеры. У них еще получается понять про странность ПОСЛЕкризисных кредитов под залог собственности по ДОкризисной оценке. Про то, что собственник по российскому закону не может назначить главного редактора без согласия репортеров, у них понять уже не получается. Про бэкграунд российского президента они знают без меня и считают, что все давно поняли сами.
Потом все равно спрашивают: «А все-таки кто же в этой истории хороший?!»
Результат всем известен. Заметка в английской (итальянской, французской и т. д.) газете (журнале) в сорок строк. Кто плохой – сообщается в первой строке (и вы знаете, кто это), во второй – кто хороший (тоже знаете), а в последующих – где находится Россия и откуда там взялось телевидение (тут возможны сюрпризы). Общая картинка соответствует действительности, мягко говоря, крайне приблизительно.
Отчего? Проще всего это объяснить кознями тамошних спецслужб и правительств. Тем более что в ряде случаев «российские скандалы» в самом деле воняют сливом, а потом как-то сами рассасываются (правда, оставляя запах), как это вышло с «миллиардами русской мафии» или с «ядерными ракетами в Калининграде». С другой стороны, «сливные» газеты на Западе уже засветились поименно – равно как и отечественные «сливняки».
Меня «сливняки» не волнуют. Меня волнует общая масса публикаций. Потому что с этим все гораздо хуже. Там заметка в сорок строк о том, кто хороший и кто плохой, лежит в точке рыночного равновесия. То есть там, где кривая спроса пересекается с кривой предложения.
Говорят, что западный читатель устал от несбывшихся надежд на демократию в России. Ерунда. Это западный писатель устал от надежд. Раньше он гнал сорок строк про то, что в общем в России режим стал хороший и горизонты широкие, а теперь гонит про то, что он в общем плохой, а перспективы схлопываются. Но главный параметр неизменен: сорок строк и фото хорошего парня.
Потому что неизменен запрос читателя. Ему интересно то, что его хоть как-то касается. Новости либо оттуда, куда он ездит отдыхать; либо оттуда, где собирают его автомобиль; либо оттуда, где его деньги работают на рынке. В этом списке России нет почти никогда.
Еще раз: средний размер и точность заметки про нашу страну отражает ее (страны) размер на экономической карте мира в западном издании. В других местах такие карты на сегодняшний день, к сожалению, не издаются.
В этой ситуации никакого заговора не требуется. Нужна простая человеческая тень репортера: какого черта влезать в кохо-гусинские хитросплетения, если в текст все равно не поместится? Меньше знаешь – крепче спишь, а нужный комментарий о свинцовой поступи тоталитаризма всегда можно взять у «известных политологов» Пионтковского с Кагарлицким. Закон экономии усилий.
Это не проблема иностранной прессы. Это проблема России. Чего у нас тут на кону? Справедливость и народовластие? Эта новость – «в России на кону справедливость и народовластие» – протухла для заграничного читателя лет триста назад. А еще чего на кону? $260 млн долга Гусинского «Газпрому»? Или всего $60 млн – сколько Тернер Гусинскому платить собирался? Как-то мелковата сумма для национальной трагедии. General Electric с прибылью $3 млрд за один квартал вышибает с первой полосы и Гусинского, и Путина, и даже Тернера.
Кажется, что дело именно в этом, а не в том, что внутри российских границ все как-то особенно запутанно или неприлично. Приличных и простых историй о людских делах на свете вообще немного.
Никакие миллионы на рекламу имиджа России тут не помогут. Чтобы их адекватно освещали, российские новости должны подорожать. В долларах. А не подешеветь за счет кремлевских субсидий. Они подорожают, только если в них будут фигурировать большие не по отечественным, а по мировым меркам деньги и компании и конкурентоспособные за пределами страны товары (станцию «Мир» газеты обсосали в подробностях – и очень многие доброжелательно).
Просто неудобно, до чего банален вывод: если страна хочет адекватной информации о себе, она должна быть открытой. Оставаться открытой (до разумного предела) для денег, товаров и людей из окружающего мира достаточно долгое время. Тогда возникнет спрос на новости о России, которые вправду соответствовали бы ее действительности. И кривая этого спроса пересечется с кривой предложения в точке, которая – возможно – понравится нам куда больше нынешней.
23.04.200100:00
архив
Позвоните в 2007-м
В Подмосковье 300 телефонных операторов, а связью обеспечены отнюдь не все. Оптимисты утверждают, что к 2007 году связью будет охвачена вся Московская область – на сей счет даже есть проект, разработанный НИИ «Гипросвязь». Скептики же полагают, что проект останется на бумаге – непонятно, каким образом привлекать инвестиции. Государственный оператор связи Московской области жалуется на недостаток средств и непонимание со стороны регулирующих органов, а столичные коммерческие операторы не спешат выходить за пределы МКАД из-за низкого платежеспособного спроса в области. Впрочем, периодически находятся коммерческие операторы-энтузиасты. Вот, например, компания «Пентаком» заявила о своем желании поработать в Подмосковье.
архив
Всероссийский «Вимм-Билль-Данн»
Московская компания «Вимм-Билль-Данн» продолжает скупать заводы в регионах, хотя и не получает пока ощутимых доходов от своих приобретений. «ВБД» тратит десятки миллионов долларов на новые проекты, потому что очень хочет стать по-настоящему национальным производителем.
архив
Суд заказывали, или институциональная пустота
Чиновники убеждают инвесторов, что переходный период у нас закончился, правила игры сформированы, новые юридические институты введены – живи, дорогой предприниматель, и радуйся.
архив
Шоу двойников
Два гендиректора. Два совета директоров. Бесконечные внеочередные собрания акционеров, проводимые двумя непримиримыми лагерями собственников. Каждая сторона не хочет признавать полномочия другой. Суды штампуют взаимоисключающие решения. Потом приходят государственные люди в масках и разрешают конфликт силой. В последние месяцы количество таких ситуаций в отечественном бизнесе увеличилось. Мы назвали эти конфликты «шоу двойников». «Раздвоение» структур управления компаний все чаще используется как инструмент их захвата.