Top.Mail.Ru
архив

Конкуренция с нулем

 

спутниковый интернетКлассический стартап - это принципиально новая идея и гаражные бдения группки энтузиастов-единомышленников, которые стараются довести идею до ума на деньги, собранные по родным и знакомым, или, если очень повезет, на средства венчурного фонда или вовсе бизнес-ангелов. В случае со StarBlazer все гораздо спокойнее. Закоперщикам этого бизнеса не пришлось ни долго думать, чем заняться, ни доказывать состоятельность своих идей, ни искать деньги.
StarBlazer - фирма, отпочковавшаяся от компании-интегратора Race Communications, которая, в частности, предоставляет услуги спутникового Интернета на корпоративном рынке. Там в какой-то момент, как рассказал "Ко" генеральный директор StarBlazer Александр Клинцов, решили, что грех не попытаться использовать образовавшийся избыток спутникового ресурса, запустив на этой базе коммерческое предоставление легального видеоконтента через спутниковый Интернет конечным пользователям - индивидуальным потребителям. Для этого разработали и запатентовали оригинальную технологию рассылки фильмов, учитывающую особенности именно спутникового Интернета. И пользователи смогли получать фильмы автоматически и бесплатно (в том, что касается доставки контента), не расходуя полосу пропускания, выделенную для доступа в Интернет. Это позволило создать сервис, делающий "тяжелый" медийный контент доступным на большей части территории России, а не только в нескольких городах.

 

Не так, а за деньги

Притом что четко позиционировать и оценить сегмент, в котором работает этот сервис StarBlazer, довольно сложно, несомненно, что в целом это перспективное направление. Аналитик ИК "Финам" Анна Мишутина полагает, что здесь надо говорить, скорее, "о рынке неэфирного ТВ, включающем сегмент спутникового телевидения, на базе которого в том числе и функционируют сервисы вроде предоставления лицензионного кино и прочих мультимедиа. Абонентская база сегмента неэфирного ТВ составляет, по разным оценкам, около 18 - 26 млн абонентов, темпы роста сегмента варьируются в пределах 15 - 20%. На долю спутникового ТВ приходится около 30% рынка неэфирного ТВ по абонентской базе и 35% в денежном выражении".

Идеологически бизнес компании опирается на хорошо известную концепцию видео по запросу - video on demand (VoD). В то же время многие эксперты сегодня даже не говорят о VoD как о полноценном рынке, поскольку услуга востребована мало, причем не потому, что потребитель не хочет выбирать, а потому, что он не хочет за этот выбор платить.

По мнению Елены Крыловой, аналитика iKS-Consulting, "рынок VoD в 2010 г. составил около $6 млн. $3,5 млн пришлись на операторов IPTV, остальное - на различные видеопорталы. Рынок очень невелик (для сравнения: весь рынок интернет-доступа - $2,35 млрд). Это связано не столько с низким спросом на услугу, сколько с наличием в Сети большого объема бесплатного видеоконтента - как потокового видео, так и фильмов, скачиваемых в торрент-сетях".

То есть StarBlazer в вопросе цены своих услуг приходится конкурировать с нулем. Как ни странно, шансы у стартапа имеются. Хотя бы потому, что, как отмечает Анна Мишутина, "правообладатели очень тщательно отслеживают популярные файлообменные сервисы и блокируют раздачи "горячих" новинок, которые еще находятся в прокате. То есть пользователи файлообменных сетей вынуждены долго ожидать (и рискуют не дождаться), пока правообладатели не получат всю запланированную прибыль и не прекратят контролировать распространение. В такой ситуации использование модели VoD более чем интересно для абонентов неэфирного ТВ. И услуга становится тем выгоднее, чем большее число людей просматривает кино. На мой взгляд, данный сегмент имеет значительные перспективы, и его ежегодные темпы роста будут в ближайшие годы двузначными. При этом наиболее конкурентными будут те операторы, которые предоставят максимальный выбор лицензионного мультимедиа по доступной цене и самый комфортный для абонентов порядок оплаты и просмотра".

Кроме того, пользователи и сами все больше, хотя и медленнее, чем хотелось бы, ориентируются на оригинальный и качественный, а не на сжатый-пересжатый продукт, за который все-таки готовы платить. К тому же за вроде бы бесплатные поиск и скачивание в Сети иногда тоже приходится платить - потерей времени и проблемами с кибербезопасностью.

 

Без контента нет абонента

Это принцип кабельного ТВ вполне годится и для VoD. Поэтому в StarBlazer полагают, что хорошую службу сослужит собственная видеотека на большей части территории страны, отсутствие рекламы и возможность сохранения приобретенных пользователем видеофайлов на жесткий диск компьютера. В видеотеке StarBlazer, по данным самой компании, собрано около 2000 наименований лицензионных фильмов и мультиков, что, по идее, гарантирует 100-процентную легальность и безупречное качество. Просматривая аннотированный каталог, пользователь несколькими кликами выбирает нужные фильмы и приобретает наиболее подходящий вид лицензии. Но те же правообладатели, что так строго следят за файлообменными сетями, во многом, считает Александр Клинцов, мешают и его бизнесу.

Между тем для защиты их прав, то есть для исключения нелегального просмотра, StarBlazer использует технологию Microsoft DRM, благосклонно принимаемую правообладателями во всем мире. Во всяком случае, на Западе под такую защиту мейджоры контент дают. А в России, констатируют игроки, правообладатели пока все-таки очень опасаются Интернета и работают в основном с интернет-кинозалами. "У нас многие правообладатели ограничиваются распространением своего контента через DVD, то есть они находятся, образно говоря, в XIX веке, - сокрушается Александр Клинцов. - Им важен прокат, выпуск DVD, а интернет-продажи они просто не замечают. Хотя можно смело говорить, что интернет-рынок перспективнее рынка DVD. На Западе потребление контента через Интернет уже начинает доминировать. Но и в нашей стране выросло поколение, которое за музыкой и фильмами отправляется прямиком в Интернет, даже если дома есть огромная коллекция дисков. Это тенденция".

Удастся ли StarBlazer на этой тенденции заработать? Возможно. Главное, чтобы Race Communications не надоело вкладывать в проект деньги. Пока говорят об инвестициях свыше $2 млн до конца 2010 года и о $2 млн - до конца нынешнего.

 

Плюсы

Минусы

Перспективность сегмента

Конкуренция бесплатного контента

Невысокая конкуренция

Низкий спрос на VoD

Отсутствие проблем с финансированием

Необходимость удерживать невысокую цену

Оригинальная технология

Отсутствие кооперации со стороны правообладателей

Собственная видеотека с легальным контентом

Недоработанность законодательной базы

 

Единственный источник стороннего финансирования

 

Перспектива работы на консолидирующемся рынке

Еще по теме