Top.Mail.Ru
архив

Космическая сила

Падение трех спутников ГЛОНАСС в декабре 2010 г. стоило кресла руководителю Роскосмоса Анатолию Перминову. Его слова про аварию, что это, мол, "не катастрофа", а "техническая неисправность", вызвали негодование в Кремле. В апреле 2011 г. Перминова отправили в отставку, а его место занял замминистра обороны Владимир Поповкин, на которого возлагали надежды по реформированию отрасли, с чем не справился его предшественник.

Роскосмос, Владимир Поповкин

Владимир Поповкин

Год рождения: 1957

Место рождения: Душанбе, Таджикская ССР

Образование: в 1979 г. окончил Военный инженерный институт им. А.Ф. Можайского и проходил службу (инженер отделения, начальник отделения, начальник команды на "гагаринском старте") на космодроме "Байконур"

Профессиональный опыт:

после окончания в 1989 г. с отличием Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского проходил службу в Управлении начальника космических средств Министерства обороны.

С 1991 г. в Генеральном штабе на должностях старшего офицера-оператора, начальника группы, заместителя начальника направления.

С 1999 г. начальник направления одного из управлений Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ

с июля 2001 г. Поповкин занимал должность начальника штаба Космических войск - первого заместителя командующего Космическими войсками

указом президента Российской Федерации №337 от 10 марта 2004 г. назначен командующим Космическими войсками

с июля 2008 г. - начальник вооружения Вооруженных сил - заместитель министра обороны РФ

с 29 апреля 2011 г. - руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос)


Впрочем, и у Поповкина за два последних года подвижек не наблюдается, наоборот. Отечественную космическую отрасль продолжают сопровождать скандалы, связанные то с коррупцией, то с отставками шефов головных предприятий, то с падением все новых и новых спутников.

Недавняя катастрофа ракеты-носителя "Протон", ставшая самой масштабной аварией в истории нашей космонавтики, если не поставила точку в карьере Владимира Поповкина, то сделала его рядовым исполнителем решений Кремля. И дело даже не в прямом ущербе на 4,5 млрд руб., и не в международном скандале (Казахстан может закрыть Байконур для России). Имиджу космической державы нанесен мощный удар. Иностранцы могут отказаться от использования наших ракет при запуске своих спутников. Премьер-министр Дмитрий Медведев ищет виновных и требует ускорить проведение реформ. Но эту тему главе Роскосмоса уже не доверят.


Столичный офицер

Владимир Поповкин заменил Анатолия Перминова уже второй раз. В 2004 г. Поповкин принял от своего начальника Перминова командование Космическими войсками, когда последний ушел на место Юрия Коптева в Роскосмос. Предыдущий и нынешний руководители космического агентства похожи в плане военной биографии, но абсолютно разные по армейскому опыту, культуре и карьере. Анатолий Перминов - ракетчик до мозга костей, прошедший все ступени карьерной лестницы в советское время. С позиции старшего инженера Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) он шаг за шагом продвигался по службе: командир группы, заместитель командира части, командир полка, замкомдива, замкомандующего армией и т.д. В 2001 г. он занял место командующего Космическими войсками.

У Владимира Поповкина биография иная. Он инженер по образованию (окончил Военный инженерный Краснознаменный институт имени А.Ф. Можайского в Ленинграде), служил на космодроме Байконур, но затем всю карьеру делал в Космических войсках в пределах Московского округа (Перминов переехал в Белокаменную уже генералом). Кстати, именно о нем говорят как об идеологе выделения Космических войск из ракетных. Произошло это в 2001 г., когда у руля Минобороны встал Сергей Иванов. Возглавил войска Анатолий Перминов, поскольку имел тогда на звезду больше, а Владимир Поповкин стал начальником штаба. "Даже на первой пресс-конференции по этому поводу Перминов сказал всего несколько общих фраз, а затем передал слово Поповкину, который продолжил отвечать на вопросы на протяжении более полутора часов", - вспоминает главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин. Космические войска, которыми генерал руководил четыре года, при нем начали переходить на орбитальные аппараты нового поколения и современные системы предупреждения о ракетном нападении. Поповкин лично занимался формированием тактико-технических заданий по военным спутникам и радиолокационным станциям. Его заметили в Минобороны, и в 2008 г. министр обороны Анатолий Сердюков позвал его в свои замы - ответственным за закупки нового вооружения.

Свеженазначенный замминистра развернул активность, борясь с предприятиями ВПК за качество и цены. "Красные директора" привыкли поставлять армии сырой продукт, да еще и по завышенной стоимости. "Главная наша задача - получить вооружение, военную технику, которая необходима в войсках, а не только заниматься благотворительностью...", - говорил Поповкин на пресс-конференции в Москве в 2009 г. "Гособоронзаказ не собес, который должен поддерживать оборонно-промышленные предприятия", - возмущался он на слушаниях в Общественной палате. "До его прихода в Минобороны гособоронзаказ был крайне низким на протяжении многих лет, - поясняет эксперт Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко. - Государство платило деньги, а предприятия работали малоэффективно. Он попытался изменить эту ситуацию, в том числе привлекая импортные технологии. К его заслугам можно отнести и принятие новой государственной программы вооружений (ГПВ)". Против ГПВ выступал экс-министр финансов Алексей Кудрин. Если в 2011 г. доля оборонных расходов составляла 2,8% ВВП, то к 2014 г. можно ожидать роста доли этих расходов до 3,7% ВВП (в дальнейшем вновь произойдет снижение). На ГПВ-2020 выделено около 20 трлн руб. (ГПВ-2015 стоила чуть более 5 трлн руб.). До 2020 г. армия должна закупить 600 новых самолетов и 1000 вертолетов, порядка 100 кораблей и подлодок, ввести в строй 8 подводных крейсеров стратегического назначения. На развитие стратегических ядерных сил будет выделено около 2 трлн руб. "Поповкин много в чем разобрался, работая в Минобороны, поставил препоны для коррупции, - отмечает директор ЦАСТ Руслан Пухов. - По здравым проектам поддерживал Анатолия Сердюкова, по спорным - критиковал".


Еще одна госкорпорация

Реформа требовалась не только армии, но и космосу. После аварийного пуска ракеты-носителя "Протон-М" с тремя спутниками "ГЛОНАСС-М" в декабре 2010 г. Анатолий Перминов схлопотал выговор от президента, а Следственный комитет России (СКР) начал по этому факту проверку. Так или иначе, но отставка главы Роскосмоса состоялась в конце апреля 2011 г. с официальной формулировкой "в связи с достижением... предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе" (Перминову исполнилось 65 лет).

"То, в каком состоянии Поповкин принял отрасль, - не вина господина Перминова, а его беда. И во многом здесь виноваты люди, которые столько лет продержали заслуженного боевого генерала на этой должности, не сменяя. Он просто не тот тип руководителя, который был нужен ведомству в данный исторический момент. При Перминове отрасль прожила без реформы, - заявил "Ко" знакомый с ситуацией источник в ракетно-космической отрасли. - Роскосмос в 2000-х должен был возглавлять человек, способный на глубокие (но продуманные) реформы, обладающий значительным административным ресурсом и влиянием наверху, чтобы, в том числе, преодолеть неизбежное сопротивление руководителей космических предприятий, ставших за эти годы самостоятельными, почувствовавших свою силу и независимость, включая финансовую. Кроме того, глава Роскосмоса должен быть способен к активному развитию международного сотрудничества - это одна из двух-трех ключевых стратегических идей для возрождения и развития отрасли".

Кроме Поповкина, на пост главы Роскосмоса рассматривались и другие кандидатуры, в том числе, гендиректора - генерального конструктора НИИ космического приборостроения (разработчик системы ГЛОНАСС) Юрия Урличича и президента РКК "Энергия" Виталия Лопоты. Однако, видимо, оценив реформаторские способности, выбрали замминистра обороны. Опрошенные "Ко" эксперты не видят в полной мере у Поповкина управленческих качеств, требуемых для руководителя отрасли, которая находится в затяжном и системном кризисе. Впрочем, у нынешнего босса Роскосмоса есть одно отменное качество - умение выбивать бюджетные деньги. Ему удалось убедить президента увеличить финансирование отрасли. В законе о федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период на 2014 г. и 2015 г. предусмотрены исторически рекордные суммы: 128,3 млрд руб. (122,8% к 2012 г.) на Федеральную космическую программу, 21,6 млрд руб. на ГЛОНАСС и 19,9 млрд руб. на космодромы. В сумме на все космические программы в 2013 г. федеральный бюджет выделит 169,8 млрд руб. (примерно 4 млрд евро). К 2015 г. суммарные расходы России на космос планируется увеличить до 199,2 млрд руб. Для сравнения: бюджет Европейского космического агентства (EKA) на 2013-2016 гг. утвержден на уровне 10 млрд евро. "По уровню финансирования мы сравнялись с Европейским космическим агентством, - констатирует Игорь Маринин. - Но это совсем не означает, что через год или два мы начнем выпускать современную технику в большом количестве, как европейцы. Эти деньги пойдут на перевооружение предприятий, закупку оборудования и восстановление электронной промышленности". По мнению эксперта, структурные изменения в отрасли до сих пор не проведены. Идут споры, во что должен превратиться Роскосмос и как переформировывать предприятия.

После прихода в Роскосмос Поповкина концепция реформы ракетно-космической отрасли появилась только спустя полтора года. Он предложил вариант создания госкорпорации по типу Росатома - слить воедино все отраслевые предприятия под его руководство. При этом Роскосмос оставался и управленческим центром, и распределителем бюджетных средств, т.е. уже юридически становился одновременно и заказчиком, и изготовителем. Человек, возглавивший такой холдинг, контролировал бы бюджет в 5-6 миллиардов евро в год. "Идея была не только против мировой практики, но и заведомо непроходной, возмутившей и чиновников других ведомств, и топ-менеджеров отраслевых предприятий, не желавших терять самостоятельность и деньги, - говорит один из собеседников "Ко", близкий к производителям. - Воплотить эту идею у него не хватило административного ресурса. Он только расшевелил улей, настроив против себя всех, включая производителей космической техники".

Концепцию космической госкорпорации резко критиковали со всех сторон, ее несколько раз отправляли на доработку. Появились альтернативные варианты. Эксперты Открытого правительства предлагали сохранить Роскосмос как заказчика, усилив его стратегическими компетенциями, проведением технологической и инновационной политики, политикой на международное сотрудничество, а все предприятия (ОАО и ФГУПы) передать в специальную управляющую компанию (условно ОАО "Космопром"), которая бы занялась не производством космической техники, а именно аудитом, бизнес-оптимизацией и структурной реформой. Еще один вариант, основанный, в том числе, на анализе международного опыта, поступил от космического кластера Фонда "Сколково": они также выступили за укрепление позиций Роскосмоса и объединение ключевых предприятий в два крупных вертикально-интегрированных холдинга, которые могли бы конкурировать между собой, в первую очередь, за государственный заказ, составляющий не менее 80% бюджета отрасли.


Война с заводами

Против создания холдинговой структуры активно выступал Юрий Урличич. Он занимал две должности одновременно - генерального директора ОАО "Российские космические системы" (РКС) и главного конструктора системы навигации ГЛОНАСС, на разработку которой уходило до 10% от всего бюджета Роскосмоса. Понятно, что сливаться с другими структурами, подчиняться напрямую Роскосмосу РКС не хотелось. А если компания развивает стратегический проект, то к ней подобраться сложно. "Тогда вокруг РКС развернулась антикоррупционная кампания, - поясняет вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. - Под давлением он (Урличич. - Прим. "Ко") покинул сначала должность главного конструктора, а затем и гендиректора РКС". Увольнение Урличича совпало по времени с возбуждением представителями 4-го управления МВД уголовного дела по статье "Злоупотребление полномочиями" по фактам нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на развитие программы ГЛОНАСС. По данным правоохранительных органов, с 2007 г. по 2010 г. было похищено порядка 6,5 млрд руб.

Таким образом, господин Поповкин получил контроль над одним из стратегических направлений отрасли - разработкой спутников ГЛОНАСС - и пытался форсировать консолидацию предприятий. Но против выступил еще один космический "гуру" - глава РКК "Энергия" Виталий Лопота. Поповкин хотел создать управляющую компанию и передать под ее руководство Центр им. М.В. Хруничева, ЦСКБ "Прогресс", а в двигателестроительный холдинг - субхолдинг и НПО "Энергомаш", забрав последний из-под управления РКК "Энергия". По мнению Лопоты, эти пертурбации убьют конкуренцию в отрасли. Еще при Анатолии Перминове обсуждалась реорганизация ракетно-космической отрасли по другой схеме: ЦСКБ "Прогресс" и НПО "Энергомаш" планировалось передать в РКК "Энергия", а другой холдинг должен был быть построен на базе Центра им. М.В. Хруничева. В этом случае получалось два конкурирующих производителя ракет-носителей - "Протонов" и "Ангары" со стороны Центра им. М.В. Хруничева и "Союзов" со стороны РКК "Энергия".

Виталий Лопота пока сопротивляется, а в Центре им. М.В. Хруничева бороться уже некому: его глава Владимир Нестеров в сентябре прошлого года был отправлен в отставку.


Подорванное доверие

а два года работы на посту главы Роскосмоса Поповкину удалось серьезно ослабить отраслевой сепаратизм, но не это, а реформа являлась его основной задачей. "Поповкин очень порядочный генерал, болеющий за дело, а не за свой карман, - утверждает Игорь Маринин. - Когда он командовал Космическими войсками, его военные обвиняли в излишней интеллигентности. Может, это и его недостаток и требовалось более жестко проводить реформу".

После неудачного запуска ракеты-носителя "Протон" президент Владимир Путин поручил создать комиссию по реформированию космической отрасли, а премьер Дмитрий Медведев потребовал наказать виновных. "Снимать Поповкина не будут, ведь глава агентства не отвечает за надежность ракеты, - отмечает собеседник "Ко". - Это все равно что снимать главу Росавиации за катастрофу "Суперджета" в Индонезии". Тем более что поддержку главе Роскосмоса оказывает Дмитрий Рогозин. "Рогозин и Поповкин считаются союзниками, - комментирует Дмитрий Абзалов. - Поработать он ему еще даст, но на ключевые позиции в отрасли постарается поставить других людей. Доверие к Поповкину подорвано. Теперь не он будет заниматься разработкой стратегии, а межведомственная комиссия, и глава Роскосмоса - лишь один из нескольких ее разработчиков".

Получается, что виновных в космических авариях вновь нет, персональной ответственности никакой. Уволили нескольких директоров, идет следствие, но дело по исчезновению 6,5 млрд руб. возбуждено в отношении "неустановленных лиц", а Юрий Урличич продолжает работать, теперь уже в "Ситрониксе" Владимира Евтушенкова, где занимается внедрением ГЛОНАСС. Анатолий Перминов после отставки из Роскосмоса перешел в РКС.

Разбираться со всеми проблемами отрасли и отвечать перед президентом теперь предстоит напрямую Дмитрию Рогозину. После недавних заявлений Рогозина становится понятно, что государство отказалось от создания госкорпорации. В отрасли появится несколько центров тяжести - Роскосмос и промышленные холдинги. "В сегодняшней ситуации не стоит идти на создание единой ракетно-космической корпорации", - уверен академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Александр Железняков. По его мнению, следует сформировать несколько центров сил, отделив от Роскосмоса разработчиков и все производственные предприятия, задействованные в создании конечного продукта. Не исключено, что и распределителем бюджетных средств Роскосмос больше не будет. Это значит, что в дальнейшем борьба развернется за контроль над финансовыми потоками отрасли, которые пойдут через планируемые к созданию холдинги. А это более $10 млрд ежегодно, включая бюджетные вливания и коммерческие проекты. Деньги не такие большие, если сравнивать с другими отраслями. Но, например, совладелец банка "Россия" Юрий Ковальчук уже проявил интерес к этой тематике. Его компания "Лидер" владеет блокпакетом РКК "Энергия". Не исключено, что к "космическим" деньгам могут потянуться и другие известные бизнесмены.


Аварийность растет

Счетная палата России признала крайне неэффективным управление космической отраслью. По словам представителей ведомства, сложилась система коллективной безответственности за формирование и реализацию госполитики в данной сфере, следствием которой явился кратный рост расходов, сроков НИОКР и формирования группировок космических аппаратов при крайне низком уровне их эксплуатационно-технических характеристик и растущей аварийности. До настоящего времени институционально не определен орган, ответственный за формирование государственной политики, сбалансированность целей и ресурсов, согласованность проектов и программ в сфере освоения космоса.

"Количество запущенных на околоземную орбиту космических аппаратов в 2010-2012 гг. оказалось существенно ниже необходимого и составило 47,1% от плановых показателей", - говорится в сообщении Счетной палаты. Несмотря на то, что затраты на создание и поддержание в работоспособном состоянии отечественных спутников в четыре раза превышают зарубежные стандарты, отмечаются крайне низкий уровень их эксплуатационно-технических характеристик и растущая аварийность.


Звездная конкуренция

В конце 1970-х годов американская и европейская космические отрасли были очень похожи на советскую модель, основанную на узкой специализации сотен ракетно-космических предприятий. Это позволяло достаточно быстро реализовывать различные космические программы. Недостатки подобной модели очевидны: это решение крайне сложной управленческой задачи по кооперации, огромные затраты на поддержание и развитие большого числа специализированных предприятий, выпускающих уникальную продукцию, и в итоге высочайшая себестоимость техники. Для преодоления этих недостатков в США на переломе 1980-1990-х было создано два крупных холдинга - Lockheed Martin и Boeing, объединивших большинство компаний, которые работали на космическую индустрию. Заказчиком выступает Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США (NASA). ЕС не хватило национальных компетенций на создание (по примеру США) двух полноценных ракетно-космических корпораций: так появился EADS. Хотя в производстве спутников ЕС удалось создать конкурента EADS. Таким образом, США и Евросоюзу удалось создать конкурентную среду в полностью регулируемом сегменте.


Еще по теме