Кремль – не место для новостей
В старые добрые советские времена был такой идеологический прием: в православную Пасху по телевидению до поздней ночи показывали набор из лучших фильмов и музыкальных программ – дабы население не толпилось возле «опиумных» источников. Теперь времена совсем другие – или кажется, что другие, – но подобные совпадения все же случаются. Вот событие недели. Президент Путин встречается с полным залом журналистов (на не очень удаленном от Кремля Интернет-сайте даже с удовлетворением отметили: столько, мол, народу набилось, что даже американского президента мы тут сделали). Вот оно, счастье. Правда, другие наблюдатели сетуют, что ничего особо сенсационного не было, да и вопросов острых тоже не задавали. А чего тут сетовать – при всем уважении к коллегам, собрание журналистов вовсе не тот форум, на котором делаются серьезные политические заявления. Встречаясь с журналистами, политики в основном дублируют (в лучшем случае уточняют) заявления, сделанные ранее. И ничего в этом странного опять же нет. Действительно, стоит порадоваться, что с журналистами встречался нормальный человек, только ведь на всех пресс-конференциях говорят вовсе не то, что хотелось бы узнать журналистам, а именно и только то, что хотели бы сообщить устроители мероприятия. Поэтому вряд ли стоит так уж преувеличивать значение случившегося мероприятия.
Хотя услышать еще раз об отношении президента к форсированию создания российско-белорусского союза по-человечески приятно. Как в старом анекдоте, когда официант в швейцарской кофейне в ответ на просьбу гостя из СССР с отчаянием отвечает: «Извините, мне жаль, но у нас нет газеты «Правда». А гость, жмурясь от удовольствия, отвечает: «Говорите, говорите…» Потому что понять, какие взаимные интересы двух государств нельзя было бы прописать и реализовать с помощью межгосударственных договоров, просто невозможно. Увеличить же и без того чудовищных размеров аппарат – а других целей во всей этой многолетней олимпиаде пока не просматривается – можно все-таки менее экзотическим способом. Ну кому, скажите на милость, кажется, что маловато будет одного российского парламента с его специализирующейся на пиар-акциях Думой и лоббистским центром, именуемым по старинке Советом Федерации? А в какие деньги обойдутся два правительства – даже подумать страшно. Если кому-то охота побороться за кресло председателя нового союзного парламента и сделать его инструментом в политической игре, то резону в этом мало: политическая конфигурация российской власти на ближайшие годы сложилась, и новой мебели не планируется.
А теперь, что называется, о конкурирующих программах. Пока президент проводил массовую встречу со СМИ, глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс вовсю торопил депутатов принять пакет законов по энергетике. Действительно, и инвесторы торопят, и реформировать отрасль надо – все это правда. И никакой инвестор денег не вложит, если по просьбе местных властей его собственность от него же будет охранять ОМОН, а федеральный закон не сможет его надежно защитить. Если на осень перенесут, то пока примут, пока в действие вступит… – сплошной убыток. Только ведь и то правда, что новые парламентские выборы уже практически начались. Так что хочешь не хочешь, а по лампочке с подъезда на правое дело отдать надо. Хотя в законопроектах об этом и не говорится.
Но главным конкурентом президентской пресс-конференции в битве за звание «событие недели» стала идея Министерства промышленности о повышении таможенных пошлин не только на иномарки, которым больше семи лет, но и на новые автомобили. В последнем случае имеются в виду иномарки, являющиеся «одноклассниками» отечественных новых моделей, выпуск которых предполагает до сих пор не утвержденная концепция развития российской автомобильной промышленности. Да не будут они конкурировать, не будут. Построят десять линий по производству Audi, а получится все равно какой-нибудь «Святогор», или князь такой-то. Не по классу, а по качеству, потому что автомобилей другого качества мы не производим. Что, разве собираемые у нас некоторые модели иномарок соответствуют стандартам западной сборки? За ответом даже не надо лезть в конец задачника. Интересно, что г-н Клебанов не стал собирать по этому поводу большую пресс-конференцию. И это правильно. Потому что когда выяснится, что вся эта великая программа закончится тем же, чем заканчивались и все остальные великие экономические начинания России, Клебанову хотя бы не придется оправдываться за неосторожные заявления, которые злопамятные журналисты ему непременно припомнили бы. А цены на отечественные модели (те, которые выпускаются уже сейчас) снова выросли. Что, собственно, и есть результат реализации реальной программы развития автопрома, какой ее представляют себе лоббисты повышения таможенных пошлин.
А встреча президента с журналистами прошла очень живо и интересно.