Top.Mail.Ru
архив

Крестоносцы-миротворцы

В ордене со смирением узнали,

что пришел князь Александр Невский

с огромным войском в землю братьев-рыцарей,

чиня грабежи и пожары,

чтобы сотворить великое зло христианству.

Ливонская летопись, XШ в.

 

Продвижение НАТО на Восток далеко не первая попытка европейцев потеснить восточных славян. Первая атака на российские позиции в Восточной Прибалтике была предпринята в XШ веке. Продвижение Тевтонского ордена было остановлено Александром Невским. В этом деле русскому князю, причисленному впоследствии к лику святых, помогла Золотая Орда.

 

Безымянный средневековый хронист использовал в своих записях интересный сатирический образ. Дьявол держит в руках весы, на одной чаше которых раскачиваются европейские народы, а на другой – славянские. Когда одна из чаш опускается, в соответствующих землях происходят всяческие беды: неурожаи, эпидемии, войны. Чаша наверху – население живет богато и счастливо, князья дружат, торговля крепнет. Когда же чаши замирают в равновесии, сатана, заскучав, принимает образ Господа и является во сне Папе Римскому, чтобы заставить того вновь раскачать весы.

В этом политическом анекдоте не только выражалось отношение европейских диссидентов XIII столетия к зарождающейся политике «натиска на Восток», но и вполне объективно оценивался рост влияния Ватикана на мирские дела. Кому еще, кроме главы римской католической церкви, по плечу изменить систему отношений двух цивилизаций?

Крестовые походы XI – XII веков позволили папству завладеть богатствами процветающего Востока, подорвать авторитет греческих православных патриархов, ослабить влияние сельджуков, а заодно и создать собственные религиозные вооруженные силы – воинство Христово из 12 рыцарских братств-орденов.

Дьяволу не было нужды хитростью склонять Папу к войне против русских князей, поскольку интересы престола Святого Петра требовали того же. Цель Ватикана заключалась не в распространении католичества среди славянских народов и не в захвате их мифических сокровищ. Насаждать католичество на Руси означало испортить отношения с Золотой Ордой (которая лояльно относилась к православной церкви, не искавшей мирской власти). Что касается богатств русских земель, то после захвата Иерусалима ватиканских казначеев вряд ли могли удивить Новгород и Псков. Натиск на Восток нужен был Риму для решения европейских проблем.

 

Небо над Белградом. Дубль 1

В начале прошлого тысячелетия в центре Европы назрели проблемы, очень волновавшие Рим. В аморфной Священной империи полным ходом шло сближение прагматических интересов феодальных княжеств и вольных городов (об истории Великой ганзы см. «Ко» № 30 от 12 августа 2002 года). Этот процесс затрагивал земли современных Польши, Австрии, Германии, Швеции. Чтобы не лишиться статуса религиозной, финансовой и неформальной политической столицы христианского мира, Рим должен был поставить процессы интеграции под свой контроль или помешать им.

В этих условиях Рим присвоил себе роль общеевропейского полицейского. Одна из полицейских операций планировалась на «бесхозном» северо-востоке Европы, на территории нынешних прибалтийских государств. Эти земли, по мнению Рима, были ничьими, поскольку жившие здесь латгалы, полабы, венеды, пруссы и другие языческие племена не имели отношений с престолом Св. Петра. Рим выдал мандат на эти земли крестоносцам Ливонского и Тевтонского орденов. Первую крепость католические рыцари построили, умело играя на межплеменных противоречиях: племя ливов очень опасалось нападения латгалов, и местный князек охотно принял предложение военной поддержки от крестоносцев. Строительство крепости закончилось жестоким подавлением ливов, насильственным обращением в католицизм обоих племен и обложением их земель податями в пользу ордена.

В европейских средневековых летописях (например, в «Хронике земли Прусской» Петра Дасбургского) подобные операции оцениваются как «мирные миссии». Крестоносцев, бесконтрольно грабивших покоренные земли, называют «миротворцами, несшими слово Божие в языческие земли».

С одной стороны, эти исторические прототипы баз НАТО, возникшие в начале XШ века на границах русских земель, защищали жителей германских княжеств от возможной агрессии со стороны прибалтийских язычников и русских князей. С другой – по приказу Рима рыцари, не раздумывая, поворачивали оружие против братьев-католиков, если те нарушали правила игры, продиктованные с престола Св. Петра. Например, тевтонские гроссмейстеры в начале XV века вели ожесточенную войну против объединения Польши и Литвы в Речь Посполиту.

Клин немецкой «свиньи» был направлен на Россию. В своих посланиях Папы называют русских нарушителями католической веры, повелевают не заключать мира с язычниками, объявляют всю русскую землю собственностью Св. Петра, предписывают рыцарям искоренять «проклятый греческий закон и присоединять Русь к римской церкви». Историю войны России с крестоносцами (1240 – 1242) наши современники представляют себе благодаря кинофильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятому в 1938 году. Немцы в рогатых шлемах, напоминающих каски рейха времен второй мировой. Князь Александр объясняет немцам: «Кто на Русь с мечом пойдет, от меча и погибнет». Немцы удирают от «наших» по льду Чудского озера.

 

Сброд у гроба Господня

Ливонский и Тевтонский ордены были учреждены римской католической церковью в эпоху крестовых походов. Штаб-квартира Тевтонского ордена находилась в палестинском городе Акр. Подчинялся же орден непосредственно римской кардинальской курии, минуя епископов германских земель. История Тевтонского ордена началась в XI веке, причем некоторая респектабельность в ней появилась только после тщательного ретуширования фактов братьями-летописцами.

Современные историки считают, что в исследовании крестовых походов пора отказаться от средневекового мистицизма и перестать считать, что четверть мужского населения Европы отправилась в 1096 году в Палестину отвоевывать гроб Господень только потому, что об этом попросил Папа на Клермонском соборе. Объективной причиной, подтолкнувшей европейцев к завоеванию Ближнего Востока, сейчас считают фантастический рост преступности, охвативший все западноевропейские страны.

Разбойники расплодились из-за правовой традиции – феодального майората, – повсеместно распространенной на Западе в X – XIV веках. Согласно этой норме, все имущество после смерти владельца переходило по наследству к его старшему сыну. Все остальные родственники автоматически превращались в нищих. У простолюдинов оставался выбор: или в крепостные, или на большую дорогу. У отпрысков дворянских родов, которым с детства прививали презрение к труду и давали уроки владения оружием, выбора не было.

Майорат служил целям феодального государства – он не допускал бесконечного дробления феодов и с избытком обеспечивал королевскую армию рыцарями. При этом жизнь в средневековых государствах (особенно в мирные годы, когда король не нуждался в наемном рыцарском войске) была невыносимой. Почти 25% населения центральной Европы составляли отчаянные головорезы, стихийно объединившиеся в шайки во главе с «благородными разбойниками». Они перекрывали дороги, делая невозможной торговлю, захватывали города и целые графства, грабя жителей. Участниками первых Крестовых походов стали младшие отпрыски французских и германских семейств. Их отъезд в Палестину здорово разрядил криминогенную обстановку в Европе: банды благородных рыцарей в полном составе ушли на священную войну, которая обещала более жирную поживу, нежели грабеж беднеющих купеческих караванов.

Многие из рыцарей погибли в схватках с сельджуками, другие возвратились на родину с мешками пряностей и карманами, набитыми рубинами, что позволило им изменить социальный статус. Однако часть крестоносцев осталась на Востоке, где было создано христианское Иерусалимское королевство.

Среди них были и убежденные фанатики, и те, кому досталась слишком малая доля при разделе добычи. Довольно быстро они создали армейские землячества – германские крестоносцы сбивались в свои группы, французские – в свои. Ряды крестоносцев постоянно пополнялись за счет новых жертв феодального майората. Эти землячества и стали материалом для создания духовно-рыцарских орденов крестоносцев, которые Ватикан впоследствии решил использовать в своей восточноевропейской политике.

 

Группа армий «Север»

Палестинское землячество немецких бандитов получив новый статус, стало называться Тевтонским орденом. Этому ордену и его союзнику Ливонскому ордену Рим получил осваивать территории, где ныне расположены Литва, Латвия, Эстония, а также области Северо-Западного федерального округа России. Тевтонский и Ливонский ордены объединились в 1237 году. Это объединение называлось Тевтонским, или Немецким орденом Св. Марии. По расчетам Ватикана, зона влияния крестоносцев должна была постоянно расширяться за счет агрессивных инстинктов безземельных немецких юнцов.

Хотя послушник, вступающий в орден, приносил обет нищеты и отказывался от любой своей собственности в пользу братьев по ордену, бедность эта была условной. Псам-рыцарям, как прозвал крестоносцев Карл Макс, гарантировалась перманентная война. Эта война выводила рыцаря на такой уровень благосостояния, о котором рядовой европейский дворянин не мог и мечтать. Добро, награбленное орденом, распределялось как прибыль в акционерном обществе. Самую весомую долю получали те, кто при вступлении сделал наибольшие взносы, активнее других проявил себя в войне и занял в иерархической лестнице ордена высшие ступеньки. А у тех воинов христовых, которые были недовольны объемом дивидендов, оставалась возможность дополнительно пограбить население без контроля со стороны ордена.

Такие технологии распределения доходов неизбежно вели к тому, что рыцари все дальше отходили от задач, поставленных Папой-учредителем, и все больше увлекались вопросами извлечения прибыли. Конкурирующие ордены начали ссориться на миссионерском поле совсем как шайки разбойников в лесах Германии.

 

Любимый святой Батыевой жены

Роковым событием для крестоносцев стал день, когда по наущению папского прелата Вильгельма Моденского в союзе со шведским ярлом (правителем) Биргером они пошли воевать русские города.

Экспедиции не везло с самого начала. Например, в 1240 году в устье Невы отряд во главе с Великим князем суздальским Александром Ярославовичем (в будущем святым Александром Невским) дождался в засаде шведских разведчиков Биргера и уничтожил их. Эта небольшая русская победа стоила карьеры папскому дипломату, рыцарю ордена Св. Марии Альфреду фон Штумпенхаузену. Папа Григорий IX с большими затратами сил внедрил своего шпиона Штумпенхаузена в Орду – здесь он проходил по документам как военный атташе при хане Батые. Однако выполнить свою миссию Штумпенхаузен не смог – этому помешал «секс-символ» ХШ века князь Александр Невский. Будущий русский святой нравился старшей жене Батыя. Как утверждают исторические источники, она увлекалась православием и покровительствовала русским князьям, находившимся в вассальной зависимости от Батыя. Князь Александр, в свою очередь, использовал дружбу с ханшей для передачи информации «наверх».

Любая жалоба князя Александра оперативно «ложилась на стол» монгольского хана, причем в той интерпретации, которая была нужна симпатичному Александру Ярославовичу. Есть также предположения, что князь Александр перехватывал сообщения Штумпенхаузена из Орды в Ватикан, поскольку донесения эти никак не могли пройти мимо Новгорода.

В любом случае Александру удалось нейтрализовать Штумпенхаузена и тем самым внести свои поправки в отношения Рима и Орды.

 

Конец блицкрига

Есть много версий, почему татаро-монгольское нашествие остановилось там, где сегодня проходит восточная граница НАТО. Одни летописи говорят, что было холодно и Тьма Тьмущая (миллионное войско монгольских кочевников) захотела вернуться в теплый Сарай – столицу Орды на Волге. Современные историки полагают, что подобная граница между Востоком и Западом отражает расклад сил, сложившийся в XШ веке между Римом и Ордой.

«Теряясь в бесконечно сложных явлениях всемирной истории, – пишет русский историк М.Хитров, – наш разум стремится при объяснении событий открыть производящие их причины. В самом деле – какая сила возбудила азиатских дикарей в XIII веке и двинула их из глубины Азии на наше отечество в то самое время, когда и Запад, собравшись с силами и придвинувшись к нашим границам, грозно ополчился на нас со светским и духовным оружием?»

Историк Николай Данилевский, в свою очередь, считает, что причины этого синхронистического совпадения нельзя объяснить иначе как Божьим промыслом.

Новгородский князь Александр, волею судьбы оказавшийся на линии столкновения цивилизаций, сделал выбор в пользу Востока. Пользуясь неформальным каналом влияния на Батыя, он попросил помощи в борьбе с крестоносцами. В ответ на челобитную новгородца Батый разорвал отношения с Ватиканом и выслал князю на подмогу лучший боевой отряд, имена солдат которого будут позднее поражать своим совершенно неславянским звучанием многих исследователей новгородских летописей.

Зимой 1242 года шведско-тевтонское войско направилось вглубь русских земель, чтобы ограбить пограничную крепость Изборск из расчета одну треть – крестоносцам, две трети – Биргеру. Крепость эта находится сравнительно недалеко от Пскова, города, который десятилетиями спорил с Новгородом за доминирующую роль в регионе. Представители Пскова посчитали за лучшее заключить с крестоносцами мир, и город не был атакован.

Отряд крестоносцев отправился домой, унося все самое ценное, что им удалось добыть в Изборске. Они уже достигли Чудского озера в земле эстов – это была территория, юридически принадлежавшая ордену, что подтверждали и договоры с русскими. Но тут в тыл им ударили объединенные части новгородских воинов и ханской кавалерии... Ржавые рогатые шлемы вылавливали в Чудском озере вплоть до выхода Эстонии из состава СССР.

Еще по теме