Top.Mail.Ru
рынки

«Крипта» захватила поле

Фото: Socios Фото: Socios

Несколько лет назад мир захлестнула настоящая крипто-лихорадка. Тогда о существовании цифровых валют узнали даже люди, далекие от сферы IT. С тех пор интереса к биткоину и прочим сетевым активам стало только больше, а на крипторынок начали выходить все, в том числе футбольные клубы, которые стали продавать фанатам токены в обмен на привилегии. Этот инструмент оказался популярным — свои токены на сегодняшний день есть более чем у 20 клубов, а фанаты закупились ими на сотни миллионов долларов. Зачем клубам собственные цифровые активы и могут ли они и их фанаты на этом заработать — разбирался журнал «Компания». 

Сегодня BBC News опубликовало новое исследование, посвященное фан-токенам. Издание и криптоаналитики компании Protos выяснили, что за все время существования фан-токенов болельщики вложили в цифровые монеты любимых клубов более 350 млн долларов. При этом общая стоимость токенов, которые удерживают 13 крупнейших клубов, намного больше — она превышает 1,9 млрд долларов.

Больше всего продаж, согласно исследованию, генерируют такие клубы, как «Манчестер Сити», «Лацио», «Порту» и «Сантос» (сами суммы издание не раскрывает). Наибольший доход от продаж получил «Лацио», которому фанаты принесли до 130 млн долларов.

Популярность некоторых монет растет невероятными темпами — так, токены «Интера» и турецкого «Трабзонспора» за прошедший год выросли в цене больше, чем биткоин. Однако некоторые монеты, напротив, сильно подешевели. Так, токены «Лацио» и «Манчестер Сити» с момента выпуска упали в цене на 70%. 

Фан-токены позволяют болельщикам получить символическую долю влияния на жизнь того или иного клуба и плотнее в нее вовлечься. Например, владельцы монет могут получать различные уникальные значки и награды, а также автографы игроков клуба. Кроме того, владельцам токенов дается приоритет при покупке билетов на матчи команды.

В случае с «Миланом» фанаты получили возможность выбрать новый девиз команды. «Лацио» предлагает им голосовать в опросах, которые клуб проводит среди болельщиков. Среди поклонников «Атлетико» проводилось голосование на тему того, какой игрок будет проводить трансляцию в Instagram, а держателям токенов «Рома» предлагалось выбрать, в честь какого игрока назвать поле в тренировочном центре клуба.

прочитать весь текст

Как криптовалюта пришла в футбол

Футбольные клубы начали запускать свои криптоактивы в 2019 году. Тогда токены появились у крупнейших клубов Европы, включая «Барселону» и «Ювентус». Одним из первых о планах создать свои токены в 2018 году объявил французский «Пари Сен-Жермен» (ПСЖ). Это свершилось лишь в январе 2020-го, когда клуб стал продавать свои монеты болельщикам по два евро.

Взамен фанатам пообещали «уникальные впечатления». Например, они могли проголосовать за надпись на повязке капитана клуба во время игры. Также заявлялось, что в будущем держатели токенов смогут выбрать цвет нового комплекта формы, выбрать игрока месяца и даже получить возможность лично встретиться с любимым игроком.

Одновременно с ПСЖ торги фан-токенами запустил итальянский «Ювентус». Правда, о планах создать их клуб объявил позже своего конкурента — в конце 2019 года. Первоначальная стоимость JUV также составляла два евро, а владельцам токена разрешили выбрать песню, которая будет играть после голова в ворота соперника в домашнем матче.

В прошлом и нынешнем годах фан-токены появились еще у ряда крупных клубов. В их числе — «Манчестер Сити», «Рома», «Милан», «Галатасарай». Уже к июню 2021 года капитализация этих монет превышала 190 млн долларов. Теперь, по подсчетам BBC, свои монеты есть у 24 клубов их топ-5 лиг. Среди них — восемь команд играют в АПЛ.

Фан-токены — не единственный вид цифровых активов, которые выпускают клубы. Также у них есть коллекционные NFT с изображением игроков или важных моментов игры (например, гола). Самый дорогой NFT — карточка аргентинского футболиста Диего Марадоны. Его продали за 4,3 млн долларов. На втором месте — NFT с изображением Лионеля Месси, а на третьем — набор из пяти карточек с игроками Милана. Причем первый был продан за 1,1 млн долларов, а сейчас выставлен на платформе OpenSea по цене в 30 раз выше.

Как устроен рынок 

Первой платформой, на которой команды стали выпускать фан-токены, стал мальтийский стартап Chiliz. Компания размещает их на своем блокчейне, а сами монеты продаются на ее платформе Socios.com. С ней сотрудничает большинство клубов (например, «Манчестер Сити», «Ювентус» и «Барселона»). Там же можно найти другие спортивные токены — например, команд «Формулы-1» Aston Martin и Alfa Romeo и даже команд из компьютерной игры Dota 2.

Чтобы приобрести монету, нужно сначала конвертировать деньги в токены $CHZ — собственную криптовалюту компании Chiliz (она торгуется на нескольких биржах, например, на Binance). Кстати в этом году Binance объявила о партнерстве с Chiliz и запуске торгов фан-токенами на Binance Launchpool.

Изначально клубы создают и размещают токены на блокчейн-платформах партнеров, а фанаты могут приобрести их по фиксированной цене. После вывода на биржу стоимость токена определяется рыночным спросом и предложением. Например, перед Евро-2020 токен клуба «Рома» за сутки подорожал на 53%, до 8,2 доллара. К тому моменту с начала года он подорожал на 20%.

Представитель Socios сообщил BBC, что через приложение платформы удалось продать фан-токенов на 270-300 млн долларов. За год приложение скачали более 370 тысяч человек, а футбольные клубы продали через него 14 млн фан-токенов.

«Во время размещения фан-токены FC Barcelona ($BAR) были распроданы всего за 20 минут и принесли 1,3 миллиона долларов США, а размещение фан-токенов турецкой команды Trabzonspor принесло 5 миллионов турецких лир менее чем за пять минут», — добавляли в Binance.

Основатель Chiliz Александр Дрейфус заявлял, что в ближайшие годы компания будет привлекать все больше партнеров из мира спорта и развлечений. Ее цель — построить крупнейшее футбольное сообщество и стать «самым большим и лучшим потребительским блокчейн-приложением в мире».

Chiliz и Socios.com — первый проект такого масштаба, однако он не единственный в своем роде. Например, в 2019 году бейсбольная команда Высшей лиги Los Angeles Dodgers раздала 40 тысяч коллекционных токенов с игроками прямо во время матча. На следующий год баскетбольная ассоциация NBA и ее дочерний союз NBPA сообщили о планах выпустить с партнерами коллекционные токены и свою блокчейн-игру.

Затем у «Манчестер Сити» появилась игра с коллекционными токенами, а мюнхенская «Бавария» вместе с платформой Stryking Entertainment стала выпускать коллекционные токены своих игроков. Это дало болельщикам возможность проводить виртуальные соревнования между ними. Кроме того, о планах выхода на крипторынок заявляли в украинском футбольном клубе «Динамо».

прочитать весь текст

Зарабатывают ли на этом фанаты 

Держатели токенов могут торговать ими на Chiliz Exchange, а также на других платформах-партнерах. Это дает фанатам возможность зарабатывать на своей покупке. Примечательно, что у фан-токенов нет майнинга, что делает их лимитированными, однако и спрос на них ограничивается количеством фанатов конкретного клуба.

«Фан-токены торгуются намного активнее, чем вы ожидаете от продукта такого типа», — заявил представитель Protos Дэвил Канеллис. Он отметил, что небольшие криптовалюты, вроде фан-токенов, могут быть крайне волатильными, так как немногие люди хотят ими торговать. «Спекулянты об этом знают, поэтому, на мой взгляд, большинство продаж на этом рынке подогревается именно спекулянтами, которые ставят своей целью быструю прибыль», — заявил эксперт.

Клубы активно критикуют за то, что они держат большинство токенов у себя. В среднем, по словам Канеллиса, они контролируют 80% поставок своих фан-токенов. «Клубам приходится следить за тем, чтобы слишком много активов не продавалось за раз. Если это произойдет, это грозит обвалом цены актива», — пояснил эксперт.

Макс Рабинович из Socios заявил, что система создана так, что вознаграждает болельщиков, которые держат токены у себя, а не торгуют ими. Для настоящих болельщиков куда важнее получить постоянную скидку в онлайн-магазине или возможность выиграть билет, а не заработать пять или десять баксов на продаже токена.

«Торговля в этом случае не имеет никакой ценности. Если вы хотите получить баллы лояльности или поучаствовать в голосовании, у вас есть для этого токен. Весь смысл именно в этом — купить актив и держать его у себя», — пояснил Рабинович. 

Лояльность дороже денег

История с фан-токенами — это отдельный рынок, который вышел из рынка NFT, причем у него есть все шансы на большой успех. Такое мнение в беседе с журналом «Компания» высказал криптоэксперт Евгений Каминский. По его словам, происходящее свидетельствует об эволюции криптовалюты.

«Это одна из стратегий массовой адаптации криптовалюты в сознании обычных людей. Такой же финансовый инструмент, как обычные деньги. Если до 2020 года люди приходили в крипту, то теперь она стала настолько уверена в себе, что стала сама приходить к людям. Такой вот эволюционный процесс», — сказал он.

Эксперт согласился, что фан-токены не стоит считать финансовым инструментом. Скорее, это маркетинговый инструмент или способ поддержания лояльности фанатов. «В большинстве своем фанаты не рассчитывают, купив токен за доллар, продать его за 10 долларов. Они надеются получить какой-то контент, внимание, увеличить ценность и еще больше ассоциировать себя со своим клубом», — считает Каминский. 

Футбольные эксперты и комментаторы в разговоре с «Компанией» не смогли пояснить, какая выгода в таком активе клубам, ссылаясь на то, что в России этот инструмент пока не используется. Вряд ли за этим стоит денежная история — так, «Манчестер Сити» раздавал свои токены бесплатно, а «Барселона» и «Ювентус» продавали их всего по два евро. Скорее всего, это инициатива, направленная на взаимодействие с болельщиками, отмечал ранее партнер швейцарского криптобанка HASH CIB Рустам Боташев.

В беседе с Forbes финтех-эксперт Павел Федоров отмечал, что новый инструмент дал клубам возможность оцифровать свои программы лояльности. Так они могут продавать билеты, избегая подделок. Однако Боташев добавлял, что это может быть лишь модным инструментом, который клубы решили использовать в связи с хайпом вокруг криптовалюты.

прочитать весь текст

Россию этот процесс тоже не обойдет стороной. Каминский напомнил, что на днях ФК «Спартак-Москва» объявил о партнерстве с криптовалютой Floki. Ее логотип будет красоваться на футболках игроков и LED-панелях вдоль поля.

«Я думаю, в ближайшее время мы увидим такую же историю с токенами в России и с какими-нибудь интересными предложениями для фанатов», — отметил аналитик. В то же время спортивный обозреватель Виктор Шпитальник сомневается в востребованности подобных вещей в России.

«Люди к таким инструментам не привыкли, широкая аудитория, мы же говорим о большом количестве фанатов и болельщиков. К такому людей надо приучать — нужно время и какие-то хорошие примеры. Пока это абсолютно бизнес-история», — заключил он.

Еще по теме