Кверху брюхом
С первого января следующего года вводится запрет на ввоз в Россию охлажденной рыбы из Норвегии. Как заявил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, Россию не устраивает норвежская система мониторинга качества лосося и форели. Якобы норвежцы слишком редко проверяют рыбу на содержание в ней тяжелых металлов. Первые претензии к Норвегии наши санитарные органы выдвинули еще в конце ноября, когда в пробах лосося, искусственно выращенного в садках, допустимые нормы свинца были превышены в 18 раз, а кадмия – в 3,5. В декабре Россия ввела запрет на импорт лосося трех норвежских предприятий. «Теперь для урегулирования инцидента норвежская сторона должна представить доказательства эффективности системы мониторинга качества рыбы», – считает Данкверт.
Поставщики убеждены, что причина запрета вовсе не в качестве норвежской продукции. «Переработчики неоднократно отдавали семгу на исследование в российские лаборатории, и все показатели были в пределах нормы, – говорит Денис Репинский, руководитель компании «Дефа» (крупнейший отечественный поставщик морепродуктов). – К тому же в Норвегии ревностно относятся к наличию в продуктах вредных примесей и тщательно проверяют весь корм, а также воду, в которой живет рыба».
«Решение российских коллег нас очень удивило, – говорит Анне-Кристиан Йоргенсен, советник по рыболовству посольства Норвегии. – Мы обследовали все предприятия, на которые нам указала российская сторона. И никаких вредных примесей в рыбе не обнаружили».
Не исключено, что норвежская рыба стала заложницей давнишнего территориального спора между Россией и Норвегией. Данный продукт для Норвегии – третий по объему экспорта после энергоносителей и металла. Россия входит в первую четверку его импортеров в мире. «Речь идет о том, кому можно заниматься рыболовством в промысловой зоне вокруг архипелага Шпицберген, а кому нельзя», – говорит аналитик ФК «УралСиб» Марат Ибрагимов. Спор длится уже несколько десятилетий. Осло считает данную территорию своей, а Москва – свободной. Последний инцидент, связанный с неурегулированными вопросами, произошел осенью нынешнего года, когда российский траулер «Электрон» был задержан в районе Шпицбергена норвежскими властями.
«Если запрет на импорт рыбы продлится больше месяца, в России возникнет дефицит семги, – считает Денис Репинский. – Потребность в ней полностью покрывается за счет норвежских поставок. Теоретически можно заменить семгу российской неркой и горбушей, но это продукт совсем другой по вкусу и качеству». Отечественных ритейлеров сложившаяся ситуация несколько обеспокоила: они уже ищут решение возможных проблем. «Можно, конечно, поставлять рыбу лососевых пород с Дальнего Востока, а также из Чили и Дании. Мы уже прорабатываем варианты контрактов на следующий год», – сказал пресс-секретарь сети «Перекресток» Александр Бархатов.
Однако контракты на поставку семги из Дании надо заключать заранее, поскольку в свободной оптовой продаже рыбы там нет. Таким образом, покупать семгу Россия сможет только в Чили. Но эта страна обслуживает рынки США и Японии. Российским покупателям придется довольствоваться остатками, причем их транспортировка будет стоить значительно дороже. По прогнозам экспертов, в ближайшее время цены на семгу могут вырасти на 20 – 30%. Скорее всего, подорожает и форель. Потребность в этом виде рыбы примерно на 80% покрывается за счет импорта, в основном опять же из Норвегии. Поставки из Финляндии и Дании сейчас незначительны. Согласно данным Федеральной таможенной службы, за 2004 год из Норвегии в Россию было ввезено 30,5 млн тонн свежей и охлажденной рыбы на $67,2 млн. По прогнозам, уже за первую неделю российские импортеры могут потерять более $3 млн.