Top.Mail.Ru
архив

Лампочка Эллисона

На вершине списка самых богатых людей мира - яркий новичок. Ларри Эллисон, основатель, владелец и генеральный директор американской Oracle, поднялся на второе место. Эксцентричное поведение второго богача мира принесло ему репутацию "плохого парня"

Bad, I'm bad

Ларри Эллисону 54 года. В Америке его называют "вторым программным миллионером", сравнивая с Биллом Гейтсом.

Основатель и бессменный СЕО компании номер два по производству программного обеспечения прославился не только успехами в бизнесе и баснословными заработками.

Автор биографии эксцентричного миллиардера недолго думая озаглавил свою книгу "Различия между Богом и Ларри Эллисоном". Эллисон снискал славу светского повесы и плейбоя, но еще и безжалостного бизнесмена. Ларри фанатично увлечен парусным спортом и отчаянно пилотирует реактивные самолеты. Он уже не раз получал предупреждения от властей аэропортов за то, что приземлялся после одиннадцати часов вечера - разрешенного для частных самолетов времени полетов.

Одна из последних его выходок - попытка купить за $20 млн российский истребитель МиГ. Затея сорвалась: российские военные были в общем-то не против, но американские таможенники восприняли идею в штыки. Пришлось Эллисону довольствоваться парусной регатой Сидней - Хобарт.

В своей экстравагантности Эллисон прямая противоположность "первому программному миллионеру" - основателю и владельцу Microsoft Биллу Гейтсу. В отличие от главы Oracle Гейтс не слишком любит появляться на публике, не так привержен внешним атрибутам богатства, да и женился он отнюдь не на фотомодели, а на своей секретарше. Одно слово - "ботаник". Но достижения "ботаника" Гейтса не дают спокойно спать честолюбивому и непоседливому Эллисону.

Успех Эллисона - это успех его Oracle. Прибыль компании за прошедший финансовый год выросла на 76% и превзошла все прогнозы аналитиков. Сам Эллисон увеличил свое состояние в четыре с лишним раза.

Еврей из гетто

Лоуренс Дж. Эллисон родился в Чикаго в 1944 году. Детство будущего магната прошло в районе Саут-Сайд. В те годы журнал Look называл это местечко "самым старым и самым плохим из черных гетто Америки".

Ларри повезло: его семья и соседи жили в еврейском квартале, где нравы были получше. Еврейский квартал окружали дома афроамериканцев, пуэрториканцев и мексиканцев. Но, по словам Ларри, в детстве он "и не догадывался, что живет в неприличной компании". Тогдашние американские гетто были гораздо спокойнее нынешних. Наркотиков было еще не так много, а дети, таскающие в школу украденное у родителей огнестрельное оружие, были и вовсе редкостью.

Еще в школе Ларри проявил незаурядные способности к математике и точным наукам. Но высшего образования так и не получил. Таким образом, его можно считать самым старшим из великих компьютерных недоучек - по его стопам потом пошли Билл Гейтс и Майкл Делл. Ларри обучался в университете Иллинойса и Чикагском университете, но не окончил ни одного из них. Из родного Чикаго Эллисон направился в Калифорнию, решив попытать счастья на поприще программиста. Никаких курсов программирования он не проходил: Ларри просто взял книгу и начал пробовать себя в новом деле.

Свою первую работу Эллисон получил в конце 60-х в компании Amdahl, часть акций которой принадлежала японской Fujitsu. Основатель Amdahl Джен Амдал принял Ларри в штат почти что за красивые глаза, "из жалости". Возможно, сыграло свою роль и другое обстоятельство: первый работодатель будущего магната был физиком и не разбирался в компьютерной грамоте. Благодаря работе в Amdahl Эллисон смог отправиться в командировку в Японию и ознакомиться с азиатской деловой культурой, так сильно отличающейся от американской.

Рождение оракула

В 1976 году, когда Эллисон был уже программистом со стажем, в руки к нему попала газета, которую издавало исследовательское подразделение IBM. В ней рассказывалось о новом проекте, получившем название "Система R". Этот проект подразумевал создание баз данных нового типа с использованием языка SQL. Эллисон прочитал специфическую заметку, рассчитанную на профессионального читателя, и был поражен: он понял, что в IBM изобрели первый математически полный и совершенный способ сбора информации с помощью компьютера.

Эллисон немедля решил создать систему коммерческого использования баз данных. То есть побить IBM на ее же поле.

Компьютерные базы данных создавались и до Эллисона, но все они были слишком громоздкими и работали крайне медленно. Общественное мнение раз и навсегда признало их непригодными для коммерческого использования. Эллисон стал первым, кто усомнился в справедливости этого мнения.

Вместе с тремя своими друзьями он основал Oracle, в развитие которой компаньоны вложили $2 тыс. собственных средств. В те годы получить инвестиции для софтверной компании было делом практически безнадежным. На разработку первого программного продукта ушло два года, а первым клиентом "Оракула" (именно так переводится название фирмы Эллисона) стала авиабаза ВМС США Райт-Паттерсон. Здесь Эллисону пригодился опыт, приобретенный им в деловой поездке в Японию. Японская бизнес-культура поощряет прежде всего приобретение доли рынка, а не погоню за краткосрочной прибылью. Следуя этому принципу, Эллисон начал создавать рынок, на котором потом и утвердился.

Бум компьютерных технологий вынес Oracle на вершину. Единственным недосягаемым пиком для Эллисона остается Microsoft, успевшая застолбить еще более привлекательную нишу - рынок операционных систем и офисных приложений.

Снова "крутые"

В неожиданный успех Oracle в прошлом году никто особенно не верил. В отличие от Microsoft Oracle четверть века проработала в гораздо более спокойном секторе, создавая базы данных. Казалось, что после бурного старта бизнес Oracle начал стагнировать, и создателю корпорации оставалось только почивать на лаврах да развлекаться пилотированием самолетов и парусными регатами.

Но развитие Интернета, в свое время принесшее миллионы создателям браузеров - программ для "лазания" по Сети, - начало наконец приносить дивиденды и создателям баз данных. Несколько лет назад, когда электронная коммерция еще была "младенцем", объем продаж баз данных Oracle рос в среднем на 3 - 5% в квартал. Теперь в базах данных нуждается бесчисленное множество Интернет-компаний. Спектр баз данных чрезвычайно широк: от каталога продукции крупнейшей розничной Интернет-сети Amazon.com до статистики заказов, поступивших на товары компании General Electric. Эллисон вернул себе лидирующие позиции. Месть "плохого парня" свершилась.

По мнению самого Эллисона, это только начало. Корпорации постепенно станут переносить свои операции в Интернет, и компания Эллисона уже занялась созданием программного обеспечения, которое позволит осуществлять через Сеть многие операции - например, закупку и продажу комплектующих и расходных материалов. Благодаря своим усилиям в конце прошлого года Oracle удалось заполучить таких крупных клиентов, как Ford Motor, Chevron и Sears, Roebuck & Co. Эти корпорации выразили желание приобрести технологии, которые позволили бы им управлять виртуальными торговыми площадками. Цена акций Oracle возросла вчетверо. По этому поводу Эллисон заявил не без самодовольства: "Мы снова крутые".

Но сверхзадача - сместить с трона Microsoft и выскочку Гейтса - по-прежнему не дает покоя Эллисону. Теперь она уже не кажется невыполнимой: от создателя Microsoft Эллисон отстает на каких-то $13 млрд, а у Гейтса к тому же проблемы с антимонопольными властями. Пока Билл Гейтс из последних сил отбивается от попыток разделить его компанию, Oracle готовится выступить с новым предложением - "набором программ для электронного бизнеса". В случае успеха Эллисон рассчитывает побить на рынке саму Microsoft Office. Компания Эллисона намерена разработать единый пакет программ (как для гигантских корпораций, так и для крохотных фирм), который позволит его владельцам вести операции в виртуальном пространстве.

Впрочем, по поводу своих успехов второй богач мира отзывается нарочито скромно: "Когда я основал Oracle, главным для меня было создание удобной для работы обстановки. Разумеется, мне нужны были деньги на жизнь. Но я никак не ожидал, что стану таким богатым. Быть богатым - это необязательно покупать роскошную одежду и дорогие автомобили. Я прежде всего хочу работать с людьми, которые мне симпатичны. В нашей корпорации принято за правило никогда не нанимать того, с кем будет неприятно встречаться за обедом".

Видимо, знакомство с дзэн-буддизмом не прошло для "второго программного миллионера" даром.

Еще по теме