Top.Mail.Ru
архив

"Лайнер пролетел как по судьбе..."

В пятницу 30 марта российские туроператоры осознали: напрасно они несколько лет убеждали средний класс, что отдых на Канарах - это атрибут успеха. В злополучную пятницу из Шереметьева не вылетели чартеры "Аэрофлота" и "Трансъевропейских авиалиний", которые должны были доставить российских туристов на райский остров Тенерифе. В этот день стало известно, что испанские авиационные власти действительно запретили чартерные полеты всех российских авиакомпаний в Испанию. Сотни туристов ждали появления заветных строк на табло "Вылет" в аэропортах Испании и в Москве, обсуждая, кто виноват и что делать.

Ваш вылет задерживается

Авиакомпании и туроператоры пребывали в состоянии, близком к панике: такие проблемы накануне "высокого сезона" для многих могли стать последними.

В субботу стало легче: испанцы начали выдавать временные разрешения авиакомпаниям на осуществление чартерных рейсов. А 12 апреля состоится очередной раунд переговоров Федеральной службы воздушного транспорта РФ и генеральной дирекции воздушного транспорта министерства экономики Испании, на котором вопрос должен быть решен окончательно. Испанцев не устраивает, что их авиакомпаниям запрещено осуществлять чартерные рейсы из Москвы: они требуют равных условий для конкуренции с российскими коллегами. Если ведомства не сумеют найти общий язык, то "черная пятница" повторится.

По информации "Ко", "испанский вопрос" не просто стечение обстоятельств, а большая игра, в которой крайними можем оказаться мы с вами.

История началась в конце 1999 года, когда Compania Hispano Irlandeso de Aviacion (торговая марка Futura) обратилась в ФСВТ с просьбой разрешить ей чартерный рейс из Москвы на Канары в январе 2000 года. Futura вместе с испанской туристической компанией Soltour предполагала отправить на острова туристов из России, но разрешения не получила. Soltour, выступавшей консолидатором рейса, предложили воспользоваться российским перевозчиком. Обоснование неформального отказа было для испанцев шоком: в ФСВТ Futura проинформировали, что согласно пункту 1.1.9 Авиационных правил РФ российских туристов чартерными рейсами из России возить могут только российские авиакомпании.

Испанцы возмутились. В 1999 году авиакомпании Futura и SpanAir совершили 15 чартерных рейсов из России в Барселону, на Канары и на Балеарские острова и ни о каком пункте 1.1.9 слыхом не слыхивали. Разовый рейс испанцам в итоге разрешили, однако проблема осталась нерешенной. Soltour и Futura подали заявку на регулярные чартеры из Москвы на Канары на июль - сентябрь 2000 года, планировали представить программу на выставке MITT-2000 в конце марта. И тут - такое!

В начале марта 2000 года новый начальник международного отдела ФСВТ Павел Рожков, ранее трудившийся в "Аэрофлоте", провел закрытое совещание с представителями авиакомпаний, работающих по чартерным программам, на котором предупредил: не исключено, что ни AJT, ни "Трансъевропейские авиалинии", ни "Аэрофлот", ни "Атлант-Союз", ни какой-либо другой перевозчик разрешения на чартеры в Испанию не получит. Оказывается, испанские авиационные власти заинтересовались-таки пунктом 1.1.9, который появился в официальных документах 25 июля 1999 года с подачи предшественника Рожкова, и требуют изменения ситуации, угрожая "закрыть небо".

Рожкову, похоже, не поверили - а зря. Надежды на то, что ФСВТ "разрулит" ситуацию без ущерба для рынка, оказались напрасными. Прошла ежегодная выставка MITT, на которой российские турагентства продавали туры на весну/лето - а разрешений на чартеры авиакомпании не получили. Впрочем, официального отказа из Испании тоже не пришло, поэтому путевки и авиабилеты продавались как обычно.

26 марта российская AJT, подав заявку на разовый чартер на Тенерифе, получила от испанцев четкий и недвусмысленный отказ. 27 марта отказ получили "Аэрофлот" и "Трансъевропейские авиалинии", причем билеты на чартеры этих авиакомпаний были уже проданы. Днем позже отказали и другим российским чартерникам. Одновременно испанские власти предупредили: пока местным авиакомпаниям официально и без оговорок не разрешат летать из России, российским авиаторам будет разрешено только одно - за свои деньги вывозить из Испании наших туристов. Ввозить - нет.

Откройте небо!

По словам Павла Рожкова, на состоявшихся в марте переговорах испанцы потребовали от российской стороны невозможного - раздела рынка чартеров на линиях между российскими и испанскими перевозчиками по схеме 50:50. Переговоры зашли в тупик, и ситуация стала критической. Заметим, что версия Рожкова сильно отличается от версии испанцев.

По неофициальной информации, 29 марта ФСВТ "в порядке исключения" разрешила Futura регулярный чартер на Тенерифе с июля, однако ситуацию это не спасло. Испанские власти были непреклонны: если Россия не откроет небо для испанских самолетов до 12 апреля, Испания готова плюнуть на российских туристов - пускай летят как хотят. Заметим, что российские авиакомпании на Канары, Балеары и в Барселону иначе как чартером не летают. Регулярные рейсы в Испанию совершает только "Аэрофлот", да и то лишь в Мадрид, от которого до побережья 9 часов на автобусе. Альтернатива - перелет через европейские города и увеличение стоимости билета минимум в 1,5 раза.

3 апреля ФСВТ сделала заявление, согласно которому с испанской авиационной администрацией достигнут некий компромисс, и 12 апреля будут согласовываться только детали. Если все так и есть на самом деле, то лето-2000 для туроператоров, работающих на испанском направлении, будет почти беспроблемным. Сейчас крупнейшие российские туроператоры довольно активно продают летние туры на Канары и в Коста-дель-Соль. Конфликт считается практически исчерпанным.

По мнению участников рынка, тот факт, что "испанским вопросом" заинтересовался сам Владимир Путин, обсудивший его с испанским премьер-министром в телефонном разговоре, является гарантией того, что "все завершилось".

А если это не так? Позиция Испании крайне жесткая, и 12 апреля рынок может испытать еще большее потрясение.

О том, кто заварил всю эту кашу, не знает практически никто. Версии, выдвигаемые в профессиональной среде, весьма любопытны. Они позволяют спрогнозировать, что будет с чартерным и туристическим рынком через два-три года.

Базовые цены ($) на недельные туры в Коста-Брава в конце мая 2000 года (гостиница ***, двухместный номер, полупансион, чартер в оба конца, трансфер, экскурсионная программа)
ТуроператорОтель менее 100 м до пляжаЦена400 м до пляжаЦенаБолее 400 м до пляжаЦена
VKO Travel(Россия)Olimpic424Don Angel 399Copacabana416
Soltour(Испания)Mercury 477Aquarium479Selvamar544

Русские ябеды и испанское коварство

По словам аналитика сайта "Чартерный рынок" Николая Ионкина, российские чартерные авиакомпании, летающие в Испанию, делятся на три категории. Первая - рядовые авиакомпании, которые максимально снижают издержки на свои полеты. Среди них AJT, "Авиаэнерго", "Атлант-Союз". Вторая - региональные авиакомпании, стремящиеся самостоятельно работать с "родными" туристами: это "Красноярские авиалинии", "Самара". Третья - "Аэрофлот" и "Континентальные авиалинии", которые даже на чартерах ориентированы на максимальный уровень сервиса.

В 1999 году несколько московских авиакомпаний создали альянс, дабы не допустить демпинга на чартерных рейсах со стороны региональных авиаторов. В первый послекризисный год началась ценовая война авиакомпаний не только на испанском, но и на египетском, турецком и прочих туристических направлениях. Проблема демпинга есть и в Москве: никто не застрахован от того, что цены летом 2000 года не упадут.

Именно "Аэрофлот" и его контрагентов сначала попытались обвинить в том, что они "наябедничали" испанцам, предполагая поделить рынок-2000 в свою пользу. Испанцы якобы просто "перегнули палку".

Сейчас операторы туристического рынка относятся к этой версии с иронией, однако версия "русские сами себя переиграли" имеет право на существование: кроме российских игроков, в переделе рынка никто не заинтересован.

"Испанские чартерные компании выставляют цену на билет, которая на $50 - $100 выше российских цен, фактически они неспособны с нами конкурировать", - утверждает Наталья Воробьева, президент компании "Натали-Турс". "Средняя стоимость одного чартерного рейса испанского авиаперевозчика дешевле аналогичного российского рейса за счет более низких эксплуатационных расходов на используемых испанцами Airbus и Boeing", - утверждает в письме первому замминистра иностранных дел глава ФСВТ Владимир Андреев.

Так дороже или дешевле? Лукавит ли глава ФСВТ или привирает крупный туроператор, а вместе с ним и весь туристический рынок, слово в слово повторяющий тезис Воробьевой? Почему испанцы так стремятся получить доступ на российский рынок?

По информации "Ко", в туристическом сезоне-2000 предполагают принять участие четыре испанские авиакомпании: уже упоминавшаяся Futura, SpanAir, AirPlus Comet и IberWorld Airlines. Действительно, цены на билеты этих авиакомпаний из России в 1999 году были на 25% (а то и на 35 - 40%) дороже, чем у российских авиаперевозчиков. Но кто сказал, что у испанцев нет возможностей снизить цены?

По данным "Ко", в конце декабря испанская палата по защите конкуренции (аналог российского МАП) вынесла любопытное решение относительно группы испанских авиакомпаний, среди которых Futura, SpanAir, а также Iberia, Air Europa, LTE. Палата признала факт сговора на местном чартерном рынке и использование картеля для получения прибыли. Величина штрафов была невелика (десятки тысяч долларов), однако власти продемонстрировали всем, что они не намерены более допускать искусственного снижения уровня конкуренции. Неудивительно, что в этих условиях испанские перевозчики заинтересованы в получении доступа в Россию.

Однако русские не желают покупать билеты у испанцев, пока есть российские Ил-86. Тем не менее в московском и санкт-петербургском офисах крупнейшего туроператора Испании Soltour считают, что для испанских авиаперевозчиков есть место на российском рынке. "Непонятно, почему мы не можем предложить российскому туристу выбор: лететь на чартерном рейсе западной или российской авиакомпании. Обеспеченные люди могут немного доплатить за то, чтобы лететь на Airbus или Boeing западной компании", - говорит финансовый директор Soltour Евгений Васильев в Москве. Soltour - и испанские туроператоры вообще -более серьезная угроза, чем принято считать. Soltour, крупнейшая национальная туристическая компания Испании, входит в Grupo Pinero, которой принадлежат сети отелей Bahio R&H и Pinero Hotels.

По словам Васильева, сейчас на рынке больше богатых туристов, чем в 1999 году, и по итогам летнего сезона Soltour предполагает вновь, как в 1997-м, стать вторым по оборотам российским туроператором на испанском направлении - после "Натали-Турс".

Видимо, по стечению обстоятельств два претендента на "российское открытое небо" - AirPlus Comet и IberWorld Airlines являются дочерними структурами других крупных туристических операторов. Что же касается Futura и SpanAir, то эти компании - чего не скрывают и в Soltour - являются стратегическими партнерами Grupo Pinero.

В этом случае угроза рынку исходит не от испанских авиационных властей, а от испанских туристических компаний, которые ждут в ближайшее время роста туристического потока из России в Испанию и не желают работать только с российскими авиаперевозчиками.

Альянсы "испанский туроператор - испанская авиакомпания" могут через два-три года сильно попортить жизнь российским туристическим операторам .

Пятая... свобода

Точки зрения ФСВТ и испанцев сильно отличаются друг от друга. Во-первых, Павел Рожков и Владимир Андреев до сих пор не дали ясного ответа на вопрос: "Чего хотят испанские власти?" В уже цитировавшемся письме Андреева в МИД говорится, что "испанская делегация требует равного распределения чартерных рейсов между авиакомпаниями России и Испании, то есть возможности свободного доступа на российский рынок авиаперевозок, иными словами - политики "открытого неба". На самом деле не надо быть профессионалом, чтобы понять: равное распределение полетов (50:50) и "открытое небо" - разные понятия. И этого в ФСВТ просто не могут не знать.

В заявлении Артуро Ортиса, советника по туризму посольства Испании в России, утверждается, что никакого квотирования в пропорции 50:50 - равно как и 70:30 - Испания не требовала, поскольку она вообще против всякого квотирования. "Окончательное количество предоставляемых разрешений должно зависеть только от числа прошений, а не от какого-либо заранее оговоренного процентного соотношения", - говорит Ортис.

Однако российские авиационные законы вообще не предусматривают политики "открытого неба", то есть заявительного порядка осуществления чартерных и регулярных перевозок. Если уступить испанским авиакомпаниям, завтра того же потребуют их коллеги из Франции, Турции, арабских стран, и отказать им будет сложно.

По информации "Ко", в заявлениях испанской стороны то и дело звучит термин "пятая свобода воздуха" - под ним подразумевается право любой авиакомпании делать чартерные рейсы из второй страны в третью. А это уже действительно опасно для российских авиакомпаний. Например, по некоторым сведениям, болгарский "Балкан", перешедший под контроль крупной израильской чартерной авиакомпании в 1999 году, предполагал к лету 2000 года получить в ФСВТ разрешение на чартерный рейс из Москвы в Хургаду, где конкурировал бы с сонмом российских перевозчиков.

Разве такое можно допустить?

"Испанский конфликт" наглядно продемонстрировал положение дел на российском туристическом рынке. Сколько бы Российской ассоциации туристических агентств ни говорили о проделанном большом пути, результаты не впечатляют: оказывается, у нас нет ни хорошего лобби в странах, где многие бизнесмены имеют недвижимость, ни эффективных информационных каналов, ни механизмов взаимодействия туроператоров с властями. Ехидно прокомментировал ситуацию заместитель министра спорта и туризма Андрей Стрежелковский: "Когда я занимался турбизнесом, мы такие ситуации предусматривали и даже включали в договоры специальные пункты. Странно, что это до сих пор не стало общепринятой практикой". Российские туроператоры, которые в министры не попали, стали заложниками собственного непрофессионализма. Они уже выкупили блоки гостиниц и мест на чартерах, заранее оплатили все расходы по турам, и без всякой страховки, на авось, даже зная, что ситуация рискованная, продавали туры всем желающим. Не договорись ФСВТ с испанцами 12 апреля - и все буквально полетит к чертям: оборотные средства туроператоров вложены в "высокий сезон", а Испания очень важное направление для рынка, поскольку является единственным европейским курортным центром, на котором возможна продажа массовых продуктов.

"Испанский кризис" показал и разницу в менталитете русских и испанцев. Евгений Васильев утверждает: "Soltour пока не продает туры, куда включены рейсы Futura - мы еще не получили подтверждения России на то, что его разрешат". Напомним, что уже существует официальное заявление ФСВТ: испанцам в рейсах никто не откажет.

А теперь позиция русского туроператора: "У нас не было четкой информации о том, что придет отказ по заявке на рейс, поэтому мы спокойно работали и продавали туры. Никто ничего достоверно не знал. Кто бы у нас купил тур, объясни мы ему, что есть риск не улететь?"

Если российскому туристу все-таки разрешат выбирать между отечественным и зарубежным туроператором и перевозчиком, а все турагентства смогут заставить работать "по-белому", платя все налоги, то нашим турбизнесменам будет очень сложно говорить клиентам: "Покупайте российское". Не поймут.

Еще по теме