Лицом внутрь
Траты на отдых – первое, что сокращается в семейных бюджетах в момент кризиса. Так, уже в конце года в холдинге «Випсервис», являющемся консолидатором продаж авиа- и ж/д билетов, отмечали падение международного пассажиропотока: если в 2012 г. Россия отправила за рубеж 14 млн человек, то в 2013 г. – 16 млн, а в 2014 г. реальное количество туристов, выехавших за границу, составило около 11 млн. При этом, как подчеркивал гендиректор «Випсервиса» Дмитрий Горин, «уже в августе все ведущие российские авиакомпании начали формировать планы на следующий год, исходя из 20-процентного снижения результатов в 2014 г.».
В этой ситуации растет интерес к внутренним перелетам. Их количество, по оценке компании «Связной тревел», возросло практически на 19%. Внутренний туризм выглядит более привлекательным, особенно с учетом внимания властей.
Триумф Сочи
Главный итог новогодних каникул подвели в правительстве России 13 января: Сочи, по мнению вице-премьера Дмитрия Козака, прошел испытание зимним сезоном и возросшим спросом. Олимпийский кластер посетили 182 000 человек. Хотя к Олимпийским играм пропускная способность курорта была увеличена в 48 раз, спрос все равно вдвое превышал предложение.
В зимние праздники Великий Устюг принял на 6000 человек больше, чем в этот же период прошлого года. Только в первые дни января на родине Деда Мороза побывали свыше 30 000 человек. Импортозамещение повысило привлекательность Золотого кольца: по оценкам представителей различных туроператоров, рост спроса составил от 10 до 50%. Практически стопроцентно были загружены подмосковные отели и дома отдыха.
По мнению Сергея Ромашкина, гендиректора туроператора «Дельфин», рост наметился еще в 2014 г. «Интерес к внутреннему туризму – это не краткосрочное озарение россиян, вызванное экономическими трудностями, это устойчивый тренд, который развивается уже около пяти лет и стал особенно заметен начиная с 2013 г.», – уверяет эксперт. В 2014 г. на увеличение потока внутреннего туризма влияли разнонаправленные факторы. Во-первых, денежный – удорожание валют. Во-вторых, имиджевый – проведение Олимпиады в Сочи. История с присоединением Крыма – из сферы политической, но она сказалась на том, что уже в апреле, по оценке «Яндекса», запросов от пользователей на отдых в Крыму было в 2,5 раза больше по сравнению с 2013 г. События конца года – падение операторов выездного рынка, девальвация рубля – также существенно увеличили число желающих отдохнуть хотя бы на родине.
В турфирмах новогодние программы были выставлены на продажу еще в сентябре, и цены на них номинировались в рублях. Средняя цена отдыха в Подмосковье, как рассказал Сергей Ромашкин, составляла от 16 000 до 40 000 руб. на человека на несколько дней. Туры по Золотому кольцу стоили от 7000 руб. до 15 000 руб., в зависимости от количества дней и программы. За горнолыжный Сочи нужно было заплатить 50 000–60 000 руб. за человека.
В среднем на новогодний отдых в России выезжающие из Москвы потратили около 30 000 руб. на человека. Снижения покупательной способности в «Дельфине» не заметили, а спрос на новогодние праздник вырос на 20%.
Куда поехали москвичи
Пятерку лидеров возглавляют подмосковные пансионаты. «На стоп самые популярные места отдыха встали уже в начале декабря, – утверждает Лев Трубач из Jazz Tour. – Большая доля реализованных номеров пришлась на самостоятельные бронирования. Альтернативу заграничным поездкам москвичи искали самостоятельно, тем более, что при прямых покупках скидки для клиентов могут быть более высокими. Туркомпаниям это подпортило ожидания от высокого сезона. Это во многом касается отдыха в пределах 200 км от столицы: туристы делают заказ и добираются самостоятельно».
На втором месте по популярности – Великий Устюг, третий аттракцион – Золотое кольцо, примерно такое же число туристов посетили Санкт-Петербург. Замыкает пятерку Краснодарский край, в котором два потока – «прибрежный» и горнолыжный. Причем Красную Поляну и «Розу Хутор» можно условно отнести к новинкам зимнего сезона: год назад они, занятые олимпийскими делами, туристов с рынка практически не брали. Этой зимой – аншлаг и ограничение продаж ски-пассов. Так, сотрудник курорта «Роза Хутор» Константин Гаранин оправдывался в Facebook: «Дело не в нашей жадности... все ринулись к нам покупать проживание-катание, уже в октябре были распроданы все места на новогодние каникулы, и выстроилась огромная очередь желающих приехать к нам».
«Международники» меняют специальность
Прошедший год ознаменовался выходом крупных операторов выездного туризма, таких как Coral Travel и «Библио Глобус», на рынок внутреннего туризма. Летом компания «Библио Глобус» обещала в 2014 г. отправить 400 000 туристов в Крым, для этого ею было законтрактовано около 400 объектов размещения, а на рейсах авиаперевозчика «Трансаэро» установлены жесткие блоки из Москвы в Симферополь. Там же состоялось открытие офиса туроператора.
Coral Travel планирует в 2015 г. отправить на отдых по России 100 000 наших соотечественников. В прошлый летний сезон из заявленных 30 000 туристов оператор смог обслужить примерно 18 000 человек, но обвиняет он в этом не кризис, а собственную нерасторопность. Есть у компании и инвестиционная программа для развития баз отдыха в Краснодарском крае на 150 млн руб., и планы увеличить штат российского департамента в пять раз. На Новый год и зимние каникулы туроператор организовывал чартерную программу в Сочи на рейсах Royal Flight, загрузку пяти бортов которого обеспечивают Coral Travel и другие компании OTI Holding. Об организации собственной перевозки задумываются многие игроки внутреннего рынка. Компания «НТК Интурист» объявила о полетной программе на внутреннем рынке в летнем сезоне-2015 не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из Самары, Екатеринбурга и Казани.
«Выбора у туроператоров нет: вероятно дальнейшее падение выезда. Для крупных операторов переориентация на внутренний туризм неизбежна: лучше заниматься внутренним туризмом и быть живым, чем продолжать заниматься выездом и готовиться к банкротству», – рассуждает Сергей Ромашкин. И ожидает выхода в этот сегмент рынка новых крупных игроков.
Но не все разделяют столь пессимистический взгляд на выезд. «Если говорить о положении на рынке выездного туризма, то необходимо отметить, что турпоток вырос на 57% по сравнению с периодом новогодних праздников 2013 г., – отмечает заместитель директора отдела аналитики и планирования Anex Tour Денис Пешков. – Снижения покупательной способности не наблюдается, в среднем турист готов потратить на новогодние каникулы $2000. Россияне предпочли новогодние праздники провести на курортах Египта, Вьетнама и Таиланда».
Но и в выездном туризме отмечаются необычные тенденции. Так, заполняемость отелей в Дубае начала медленно снижаться, и главной причиной называется сокращение числа гостей из России и их ориентированность на более доступные варианты отдыха. Уловив настроения, один туроператор предложил мебельные и шоп-туры в Китай.