Top.Mail.Ru
архив

Лизинговый потенциал

Участники рынка отмечают значительный с начала года рост числа обращений клиентов в лизинговые компании и, как следствие, существенное увеличение количества заключенных сделок.
   

ЛИЗИНГОВАЯ ОТТЕПЕЛЬ

   Первым признаком начинающегося выздоровления рынка, по мнению начальника отдела экспертизы проектов и оценки рисков лизинговой компании "Трансфин-М" Юрия Филатова, является то, что постепенно в лизинговые фирмы возвращаются клиенты.
   Как отмечает эксперт, в прошлом году ситуация была обратной: компании сами искали потенциальных лизингополучателей. А теперь к инвестиционным проектам, замороженным в кризис, вновь вернулись представители среднего и крупного бизнеса, для которых лизинг становится одним из основных финансовых инструментов, используемых предприятиями для обновления своих основных фондов."Начало и особенно II квартал этого года показывают, что экономика в некоторых узких ее сегментах действительно "оттаивает", - добавляет генеральный директор компании "Транскредитлизинг" Сергей Дергачев. Так, темпы роста спроса на легковой автотранспорт, на некоторые виды железнодорожного подвижного состава и технологического оборудования уже приближаются, по его мнению, к докризисным показателям.
   Вместе с тем директор департамента развития "РЕСО-Лизинг" Сергей Калинин не стал бы позиционировать лизинг как отдельную отрасль, хотя как вид финансовой услуги он действительно специфичен. "Нельзя также оторвать лизинг от ситуации в отдельных сферах экономики и от макроэкономического состояния в стране, - рассуждает эксперт. - В период кризиса падает спрос, соответственно, падает предложение и производство, все начинают экономить, в первую очередь на инвестиционных программах. Основные финансирующие структуры поднимают ставки, поскольку ухудшается платежная дисциплина, нарастают неплатежи и увеличиваются риски, что также отрицательно влияет на инвестиционный климат и условия кредитования лизингового бизнеса в целом".

ОТКАТ НАЗАД

   Поскольку в докризисный период объемы продаж лизинговых услуг только росли, причем высокими темпами, многие лизинговые компании, да и финансирующие структуры оказались не готовы к такому резкому изменению условий, что и привело к остановке работы, а в ряде случаев - к банкротству лизинговых фирм.
   Так, вплоть до III квартала 2008-го количество и общий объем новых лизинговых сделок каждый год увеличивались. "В 2007-м, например, объем лизингового рынка России вырос по сравнению с 2006-м в 2,5 раза, - уточняет заместитель руководителя корпоративного развития компании "Центр-Капитал" Илья Куприянов. - Однако по итогам 2008-го падение составило около 30%, а в прошлом году объем рынка сократился на 56%". В дополнение Сергей Калинин приводит и конкретные цифры: "Объем новых сделок на рынке лизинга в докризисный 2007 год составлял 832 млрд руб., в 2008-м - 657 млрд руб., а по итогам прошлого года - всего 325 млрд руб. То есть по результатам 2009 года мы откатились на уровень четырехлетней давности". Основными причинами столь глубокого "проседания" стали нехватка заемных средств для лизингодателей в начале 2009-го, рост процентных ставок, снизивший доступность услуги для клиентов, повышение требований к кредитному качеству потенциальных лизингополучателей.
   "К примеру, объемы нового бизнеса в секторе лизинга оборудования упали более чем в два раза, - поясняет Илья Куприянов. - Это связано с тем, что негативные тенденции в экономике России привели к свертыванию промышленными предприятиями инвестиционных программ модернизации производства. Если же спрос возникал, лизинговые компании с большой осторожностью шли на заключение сделок из-за низкой ликвидности предметов лизинга".
   Полноценно, по оценке опрошенных "Ко" участников рынка, функционировал в основном лишь сектор розничного лизинга, это в первую очередь лизинг легкового и коммерческого автотранспорта. Так, в прошлом году было заключено более 20 000 подобных сделок, что составляет 2/3 от общего количества лизинговых сделок. При этом в денежном выражении по объемам заключенных в 2009-м договоров автолизинг все же находится только на втором месте, уступая сегменту лизинга железнодорожного транспорта, авиатехники и судов.
   

ИСПЫТАНИЕ КРИЗИСОМ

   Безусловно, кризисные явления коснулись и лизинговых компаний: увеличилось число проблемных контрактов, ухудшилась платежная дисциплина лизингополучателей, уменьшился спрос. "Но говорить о кризисе лизинговой отрасли я бы не стал, - настаивает Сергей Дергачев. - Скорее, это было испытание компаний на прочность, проверка правильности их менеджмента и взвешенности финансовой политики".
   Естественно, что двукратное сужение рынка не могло не сказаться на работе лизинговых фирм. "Отразилось это и на объемах нового лизингового бизнеса в нашей компании, - рассказывает Илья Куприянов из "Центр-Капитала". - Однако, несмотря на то что мы, как и многие другие лизинговые операторы, столкнулись с проблемой выбора платежеспособных клиентов, мы все же продолжали в течение всего прошлого года заключать лизинговые договоры". При этом компания уделяла существенное внимание сохранению достаточной ликвидности и исполнению всех обязательств перед кредиторами: своевременно проводились все платежи по кредитам, был погашен находившийся в обращении облигационный заем.
   Компания "РЕСО-Лизинг", по словам ее представителя, также в полном объеме ощутила на себе все "прелести" финансового кризиса, но оказалась более устойчивой за счет диверсифицированного портфеля, быстрой реакции на события, перестройке внутренней структуры, зачастую болезненной, и значительному уставному капиталу. Так, за четыре месяца 2010 года в "РЕСО-Лизинг" уже выполнили прошлогодний объем.
   "Сокращения коснулись и нашей компании, - вторит коллегам Юрий Филатов. - Мы не смогли в полном объеме выполнить стратегические планы в 2009 году, рост был медленнее ожидаемого. Но, несмотря на негативную конъюнктуру рынка, мы все-таки сохранили положительную динамику". Как результат, по итогам года "Трансфин-М" занимает 13-е место по объему нового бизнеса. Удержать позиции компании удалось за счет старых клиентов и столь привлекательного в докризисные годы рынка коммерческой недвижимости, который в свою очередь стал еще "заманчивее" из-за снижения цен в период экономической нестабильности.
   Снизилось в прошлом году число вновь заключаемых сделок и в "Транскредитлизинге". По оценке топ-менеджера компании, примерно в два раза. "Зато в настоящий момент и по количеству заключаемых контрактов, и по совокупной контрактной стоимости предметов лизинга две трети пути к докризисным показателям мы уже преодолели", - сообщает Сергей Дергачев.
   

СТАНОВЯТСЯ АКТИВНЕЕ

   Действительно, в IV квартале прошлого года экономическая ситуация в России стабилизировалась, рост просроченной задолженности сократился, ставки по кредитам снизились. Как результат, в конце 2009-го - начале 2010-го возобновляется отложенный спрос на лизинговые услуги и активизируются сами лизингодатели. Последние даже стали предлагать клиентам более выгодные условия заключения сделок. А многие начали возвращаться к таким невостребованным в момент кризиса предметам лизинга, как технологическое оборудование, подвижной состав, морские и речные суда и т. д.
   "Поле деятельности для лизинговых компаний расчистилось, ушли самые слабые игроки, происходит укрупнение операторов рынка, - считает Сергей Калинин. - Проявляют большой интерес к лизингу и крупные государственные структуры, лизинговые компании активно идут в регионы, строят и расширяют свою сеть продаж".
   Опережающими темпами, по мнению Юрия Филатова, сейчас восстанавливаются в первую очередь отрасли, которым помогает государство, а также те сектора экономики, которые в силу ряда причин не могут отказаться от исполнения инвестиционных программ, например, энергетика, добыча углеводородов. Неплохо, по мнению эксперта, чувствует себя и рынок железнодорожных грузоперевозок по причине увеличения доли ж/д перевозок в логистических цепочках.
   "Будет и дальше расти доля лизинга автотранспорта, как наиболее распространенного и конкурентного сегмента рынка, в котором лизинговые компании совместно с производителями уже сейчас предлагают наиболее выгодные условия и продукты для лизингополучателей", - предполагает Илья Куприянов. Ощутимый спрос наблюдается на рынке лизинга коммерческой недвижимости, однако вероятность перехода этого спроса в конкретные сделки наш эксперт оценивает как невысокую. Может, по его мнению, увеличиться спрос на оборудование в наиболее стабильных отраслях российской экономики - в энергетике, нефтегазодобывающем комплексе, в секторах грузоперевозок и телекоммуникаций.
   

ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ

   В любом случае большинство опрошенных нами игроков уверены, что в этом году отечественный лизинговый рынок обязательно продемонстририрует положительную динамику. По прогнозу главного руководителя проекта управления лизинговых операций Альфа-банка Юрия Бурлакова, по итогам 2010-го будет зафиксирован рост в 10 - 15%. Но ожидать в краткосрочной перспективе возврата оборотов на докризисный уровень, по мнению Юрия Филатова, все же не стоит. Произойдет это не ранее чем через два-три года, полагает эксперт.
   "И обусловлено это и ограничением спроса на лизинг из-за того, что многие отрасли нашей экономики еще не оправились от кризиса (строительство, сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, международные автоперевозки и др.), и "тяжелым наследством" кризиса, отразившимся на финансовых показателях потенциальных лизингополучателей и самих лизинговых компаний", - резюмирует Сергей Дергачев.
   

   ЕВГЕНИЙ ПИСКОВЕЦКИЙ,
   РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КЛИЕНТСКОГО БИЗНЕСА "ТРАНСФИН-М":
   "Сформированный до кризиса портфель компании был сбалансирован таким образом, что в результате кризисных явлений ни один наш клиент не допустил дефолта. Другой вопрос, что доля новых клиентов и новых заявок снизилась практически до минимального значения за последние пять лет работы нашей компании. Но даже в этих условиях нам удалось в 2009 году по объемам нового бизнеса вырасти в два раза быстрее рынка и переместиться по этому показателю с 51-го на 13-е место в рэнкинге российских лизинговых компаний. Но и такого результата удалось достичь после существенной корректировки стратегии развития. Потенциальный клиент "затаился" в ожидании определенности для своего бизнеса, а вновь обращающиеся клиенты рассматривались в первую очередь с точки зрения состояния уже имеющегося лизингового портфеля в других лизинговых компаниях и репутации на рынке. И сейчас особое внимание обращается на саму отрасль, в которой работает клиент, а финансовые показатели отходят на второй план. Явные признаки выхода отрасли из кризиса уже наметились. Сейчас мы видим резкое повышение клиентской активности и рост объемов заключенных договоров лизинга. В первую очередь это, конечно же, потребности ж/д операторов в новом подвижном составе, который, на мой взгляд, и будет "локомотивом" развития лизингового рынка в 2010-м и 2011-м гг.".