Top.Mail.Ru
архив

Мама-португалка, папа - англичанин

РУССКИЕ делятся на франкофилов и англоманов. Эта старая истина как нельзя лучше определяет русские гастрономические пристрастия. Для одних нет ничего лучше вин Бордо и коньяков. Другие ни на что не променяют виски и портвейн.

Портвейн, в отличие от виски, трудно считать исконно британским напитком. Производят его в Португалии (откуда, собственно, и пошло название этого крепленого вина). Однако именно англичан можно считать авторами идеи портвейна. В XVII веке английские купцы не могли наладить бесперебойные поставки французского вина из-за постоянных военных конфликтов с соседней Францией. Самые предприимчивые торговцы попытались освоить другие рынки. Одним из новых центров производства оказалась Португалия, где готовилось неплохое крепленое вино. Но португальские вина плохо переносили перевозки: они начинали бродить и портились еще до прибытия в порт. Чтобы сохранить вино, перевозчики стали добавлять в него спирт. Позже спирт начали добавлять в вино уже в процессе ферментации. Так родился портвейн.

Особый вкус португальского портвейна -- результат не только особых технологий приготовления. Как и в случаях с другими великими винами, настоящий портвейн появляется благодаря неповторимому сочетанию сортов винограда, климата и почвы. Для португальских северных провинций, в которых производится львиная доля всех портвейнов, характерны засушливое лето и холодная зима. В условиях перепада температур в Португалии появились редкие сорта винограда, многие из которых являются эндемичными - "Тоуригас", "Тоурига Насьюналь", "Франсеза" и др. Вина, изготовленные из этого винограда, отличаются необычайно концентрированным вкусом.

Но несмотря на свое романское происхождение, портвейн обладает английским "характером". Подавляющее большинство фирм, производящих портвейн, основано и контролируется англичанами. Taylors, Sandeman, Graham's, Churchill, Delaforse - и это только малая часть компаний, специализирующихся на портвейне. Почти каждая из этих фирм имеет многовековую историю. К примеру, марка Taylors основана в 1692 году коммерсантом Джобом Бирсли. Спустя двадцать лет его сын первым из английских купцов стал владельцем виноградников в Дауро, где позже обзавелись плантациями многие компании-конкуренты.

С портвейном, как, впрочем, и с любым спиртным напитком, связано множество легенд и традиций. В числе его поклонников были Джордж Байрон и адмирал Нельсон, Даниэль Дефо и Ллойд Джордж. У английских аристократов существует традиция, по которой в честь рождения мальчика в фамильный погреб закладываются не менее ста пятидесяти бутылок качественного портвейна последнего урожая, открыть которые наследник сможет только по достижении своего совершеннолетия.

Иногда урожай какого-либо конкретного года признается выдающимся по своим вкусовым качествам. Вину этого года присваивается категория "винтаж", и количество бутылок этого напитка, предназначенных к продаже, объявляется заранее. При этом каждый производитель портвейна сам принимает решение считать или нет данный урожай исключительным. В объективности их оценок потребители, как правило, не сомневаются. Они знают, что для "портвейновых домов" нет большего преступления, чем нарушение многовековых правил.

Английский быт основан на стереотипах. Чтобы соблюсти традицию, мало пить хороший портвейн. Нужно еще и правильно его закусывать. В качестве идеальной закуски в Англии рекомендуют сыр "голубой Stilton", который можно встретить и в московских супермаркетах.

В правилах англо-португальских и французских виноделов много общего. Но есть и различия. У производителей портвейна обычно чрезвычайно высокая корпоративная культура. Они никогда не критикуют друг друга, часто проводят совместные акции. Французским производителям о такой солидарности приходится только мечтать. В этом нет ничего удивительного . Как гласит одна из известных английских мудростей: "Тот, кто хвалит друга, его и радует. Тот, кто хвалит соперника, радует себя".

Прим.: Благодарим за помощь в подготовке материала компанию "DP-Trade"

Еще по теме