MBA: Что? Где? Зачем?
О пользе MBA написаны сотни материалов, но каждый раз возникают новые сомнения. Мир вокруг стремительно меняется, и рынок бизнес-образования тоже не стоит на месте. "В настоящее время рынок бизнес-образования в России переживает эпоху серьезных трансформаций, - констатирует декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, д.э.н., профессор, заслуженный экономист РФ Сергей Календжян. - Если на протяжении 20-25 лет шло бурное экстенсивное развитие, открывались новые школы и программы, то теперь наступила эпоха интенсивного развития. Происходят слияния и поглощения, формируются альянсы, отдельные школы закрываются, а лидеры достигают новых успехов".
Новые школы, новые методы, слияния учебных заведений, и не всегда очевидно, что именно принесет практическую пользу, куда за ней идти и зачем это вообще надо.
Впрочем, вопрос мотивации по-прежнему самый простой. Во-первых, MBA-образование и сейчас нужно для карьерного роста и роста стоимости менеджера на рынке труда, во-вторых, по мнению разных экспертов, не за горами очередной финансовый кризис. И где, как ни на различных ступенях MBA, к нему готовиться. Но обо всем по порядку.
Оно вам надо?
"По результатам исследования рекрутингового портала Superjob.ru и Российской лиги MBA, обучение по программе MBA способствует серьезному карьерному росту и значительному повышению зарплаты, - поясняет декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Александр Чеканский. - В среднем 39% выпускников MBA взяли новые карьерные высоты в течение двух-пяти лет после окончания бизнес-школ. А у линейных менеджеров и менеджеров среднего звена этот показатель находится на уровне 61-76%. Доходы выпускников через два года после окончания школы бизнеса возрастают в среднем в полтора раза.
В ИБДА РАНХиГС по результатам ежегодного опроса слушателей и выпускников за время обучения по программе MBA у 59% слушателей происходят изменения в карьере, при этом у 78% из них эти изменения сопровождаются карьерным ростом. В течение первых двух лет после окончания программы MBA 92% опрошенных выпускников отмечают карьерный рост или существенное повышение финансовых результатов руководимых ими компаний. Рост доходов самих выпускников MBA ИБДА за два года составляет в среднем 70%".
О том, что финансового кризиса не избежать, говорят многие эксперты из разных отраслей. И подготовиться к "войне за выживание" - задача каждого управленца. "С осторожностью можно говорить только о времени наступления кризиса, - рассуждает Александр Чеканский. - А вот о неизбежности экономического кризиса в перспективе ближайших пяти-шести лет можно говорить с абсолютной уверенностью. И управленец должен быть готов к этому. На разных стадиях экономического цикла необходимо использовать разные управленческие технологии. Те методы, которые хорошо зарекомендовали себя в период роста деловой активности, в период кризиса часто не годятся и могут усугублять проблемы. Программы MBA и EMBA в хороших школах бизнеса дают инструментарий, позволяющий вовремя увидеть приближение очередного кризиса и адекватно адаптировать к нему систему управления компанией. И точно так же вовремя увидеть первые признаки посткризисного подъема и внести в систему управления изменения, позволяющие выйти на лидирующие позиции. Но, когда кризис грянул, учиться уже поздно, разве что на собственных ошибках".
Если вопрос с мотиваций для обучения решен, то осталось принять, пожалуй, самое сложное решение: какой школе довериться и где получить необходимые знания. Тем более что именно сейчас рынок бизнес-образования в России меняется.
Следите за изменениями в программе
"Экономический кризис сильно сузил рынок платного дополнительного образования, - рассказывает об изменениях Сергей Календжян. - Это привело к значительному сокращению численности слушателей во многих бизнес-школах. Особенно пострадали традиционные программы MBA: этому способствовала также отмена государственных дипломов, которые для ряда школ являлись одним из ключевых конкурентных преимуществ.
Успешно преодолели кризис в первую очередь школы, имеющие весь набор программ дополнительного образования - MBA, EMBA и DBA, а также развитое первое высшее образование - бакалавриат и магистратуру. Как показала практика, диверсификация и преемственность программ необходимы в условиях современного рынка. Кроме того, очень важной оказалась способность бизнес-школ прислушиваться к потребностям своих слушателей, вовремя создавать новые, востребованные программы и формы обучения".
Об изменениях говорит и Елена Зубкова, вице-ректор института "Мирбис": "Интеграция российских бизнес-школ в международное образование продиктована требованиями глобального рынка. Она неизбежна и стратегически крайне желательна. Однако она по силам крупным учебным заведениям, известным высоким качеством образования, которое они обеспечивают, и интересными для рынка программами. Взаимодействие с международными бизнес-школами сразу задает высокую планку уровня качества программ бизнес-школы".
Всегда готовы
И все же, несмотря на скорость изменений в мире и на рынке бизнес-образования, школы-лидеры успевают подстроиться под актуальные требования своих студентов и предложить действительно полезные программы обучения. "В период кризиса ВШКУ открыла программу Executive MBA, которая позволила выделить в отдельную категорию более опытных и статусных слушателей, - рассказывает Сергей Календжян. - На основе отдельных модулей MBA были сформированы специализированные краткосрочные программы SEMBA. Слушателям MBA была предложена новая и удобная форма обучения выходного дня. Кроме того, с целью сохранения рынка региональных (модульных) программ во время кризиса было принято решение об интенсивном развитии дистанционного образования: некоторые дистанционные модули были встроены в программы MBA и EMBA. Успех дистанционной формы обучения затем привел к развитию отдельного направления дистанционных программ в ВШКУ.
Сильно возрастает значимость качества обучения. С точки зрения слушателей бизнес-программ, это в первую очередь скорость возврата инвестиций в образование, практическая отдача от полученных знаний и навыков. Для этого необходимо наличие успешно апробированных методов управления, лучших мировых практик и кейсов в программе обучения. Слушатели бизнес-школы должны не просто получать новые знания, их цель - внедрить эти знания в практику своей работы уже в процессе обучения. На это направлена методика преподавания и содержание программ ВШКУ".
Каждое учебное заведение старается предложить своим студентам нечто особенное, то, что поможет и карьеру выстроить, и кризис пережить. Долгое время бизнес-школы колебались между акцентами на теорию бизнеса и практику, между большей ставкой на освоение российских реалий или зарубежного опыта. Сейчас лидеры отрасли предпочитают выверенный баланс. Правда, тесное сотрудничество с иностранными коллегами остается сильным конкурентным преимуществом.
"Мирбис" активно использует опыт своих зарубежных университетских партнеров и передовые методики обучения (всего их 87 по всему миру!). Выбор зарубежных партнеров для реализации программ бизнес-образования происходит на основе тщательного анализа их программ, специализаций, сильных сторон и связей с бизнесом, - отмечает Елена Зубкова. - Старейшая и наиболее популярная среди слушателей программа MBA вот уже пятнадцать лет - "Два диплома MBA", наша программа MBA/EMBA с перезачетом пройденных модулей в "Мирбис" в сочетании с несколькими интегративными модулями, которые проводит зарубежный партнер. К ним относятся: "Методы исследований" и последующая разработка Research Proposal (Предложение по исследованию), руководство диссертацией MBA, а также включенный учебный курс в Великобритании (одна неделя) и представление диссертации MBA на английском языке для получения степени MBA Школы бизнеса, социологии и права Guildhall университета London Metropolitan в Великобритании.
Вот уже два года "Мирбис" участвует в программе Global EMBA Международного консорциума бизнес-школ из Италии (Болонский университет), США (Университет Майами), Бразилии (Университет Сан-Паулу) и Китая, Южной Африки (Университет Стелленбош) и Турции (Университет Сабанчи). Российские слушатели проходят обучение по общей программе в составе смешанных интернациональных групп. Такая подготовка дает возможность нашим слушателям EMBA познакомиться с изменениями в глобальной бизнес-среде, с готовностью идти на инновации, выбирать эффективные методы работы на международных рынках, а значит, быть более конкурентоспособными и привлекательными для работодателей".
Изменения будут, их ждут в разных отраслях бизнеса. В некоторых учебных заведениях готовятся к смене экономической модели - от ресурсной к индустриальной - и разрабатывают программы для отраслевых менеджеров. Кто-то собирается акцентировать внимание на антикризисных программах. Но все эксперты единодушны в своих рекомендациях: весна 2014 г. - отличное время для получения новых знаний и нужной ступени бизнес-образования. Делайте ваши ставки, господа, но только на лидеров! Не ошибетесь!
Сергей Календжян, декан ВШКУ РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ:
"Программы современной бизнес-школы, в зависимости от ее стратегии, должны иметь различные виды аккредитаций. В условиях глобализации крайне важными являются международные компоненты программ. Это могут быть обязательные зарубежные модули, предоставление опций зарубежных стажировок или программы двойных дипломов.
Еще один очень важный аспект работы бизнес-школы - это ее связь с выпускниками. Сильная ассоциация выпускников - это огромная сфера для творчества и взаимного обогащения. Лидирующая на рынке бизнес-школа должна предложить своим слушателям платформу для дальнейшего профессионального роста и коммуникаций со своими коллегами как во время, так и после окончания обучения.
При этом, как бы ни развивалась и ни расширялась школа, как бы ни росло количество ее слушателей и выпускников, менеджмент должен оставаться крайне гибким, способным реагировать на малейшие изменения рынка. Школа должна быть привлекательной для лучших специалистов в науке и образовании, которые вкладывают свой опыт, знания и навыки в наших слушателей".