Top.Mail.Ru
архив

Менялы-2

Наступает декабрь. Месяц платежей по внешнему долгу, крупных социальных выплат, парламентских выборов, масштабных рождественских и предновогодних закупок, наконец. В любом случае без роста курса доллара не обойдется. А стало быть, у банков появляется возможность заработать на очередном скачке. В первую очередь с помощью банальных валютно-обменных операций.

Поэтому, если вы решили, что ваш банк все это уже перерос и потому с презрением поглядываете на коллег, которые развивают сеть обменников, то вы глубоко заблуждаетесь. Конечно, бизнес этот отнюдь не самый изощренный. Но, перефразируя известный анекдот, "свою десятку в день" современные менялы зарабатывают.

Не пройдет и полугода

Трудно назвать иные банковские вложения, которые бы в нынешних условиях окупались в течение полугода. Между тем именно таков средний срок окупаемости обменного пункта. При том что затраты на организацию одного обменника колеблются в пределах $5 - 15 тыс.

Понятно, что в немалой степени такому положению дел способствует обвал, случившийся на валютном рынке 17 августа 1998 года. Тогда в день продавалось банкнот на $70 - 80 млн. А чистая прибыль обменников подчас достигала $30 - 40 млн. Но даже в декабре прошлого года, когда курс более-менее стабилизировался, операции с наличной валютой приносили 4 - 5% в день.

Правда, по оценкам специалистов "МФД-Инфоцентра", сейчас рентабельность банкнотных операций составляет от силы 0,5 - 1% от спрэда (разницы между курсом покупки и продажи). К тому же недавние скандалы, связанные с отмыванием денег и "чеченской эмиссией", должны были по идее заставить банки если не прекратить вовсе работу с наличкой, то по крайней мере значительно уменьшить ее активность.

Но этого не происходит. Новые обменники появляются как грибы после дождя. Коммерческие киоски исчезают, чтобы уступить место пунктам обмена валюты.

Оно и понятно. Ведь сейчас, смеем предположить, спрос на эту нехитрую операцию высок как никогда. И дело не только в том, что наличный доллар вновь стал для большинства граждан едва ли не единственным способом сохранить сбережения. Нельзя забывать, что иногда эти сбережения приходится тратить на что-нибудь дорогое и нужное. Телевизор, стиральную машину, холодильник, компьютер. А ни одна мало-мальски крупная покупка в магазине не обходится без обмена валюты. Тем более что построенная было до кризиса система безналичных расчетов с помощью пластиковых карт до сих пор не может оправиться от перенесенного в августе 98-го шока (недавняя история с мошенничествами только затягивает этот процесс). Поэтому покупатели, равно как и продавцы, предпочитают иметь дело с наличкой.

И если на какой-нибудь полумаргинальной ярмарке еще возьмут доллары, то в чтящем валютное законодательство салоне вам непременно предложат поменять "зеленые" на рубли. Вот и придется человеку, желающему купить, например, стиральную машину в каком-нибудь "Электрическом мире" обегать округу в поисках ближайшего обменника. Стоит ли говорить, что чем он ближе, тем лучше. Еще лучше, если пункт обмена валюты находится прямо в магазине. Иной покупатель в таком случае даже не заметит, что курс не слишком-то выгоден для него.

Чужие здесь не ходят

Поэтому немудрено, что многие банки стараются воспользоваться ситуацией и устанавливают обменники прямо в магазинах. Игра явно стоит свеч. По оценкам уже упоминавшегося "МФД-Инфоцентра", оборот в магазинных обменниках в 2 - 3 раза превышает оборот уличных пунктов обмена (хотя количество самих транзакций в последних выше.) Правда, есть еще такой немаловажный нюанс, как арендная плата. По словам начальника отдела валютно-обменных операций Собинбанка Андрея Сотниченко, обменный пункт, работающий в большом супермаркете, "может окупиться уже через 3 - 4 месяца в случае "хорошего" рынка. Однако на практике большинство торговых комплексов устанавливают очень высокую арендную плату за предоставляемые помещения".

Очевидно, в этом плане банку легче находить общий язык с магазином, если тот является его клиентом или как-то аффилирован с банком. Например, обменник того же "Собина" стоит в ТРК "Охотный ряд" отнюдь не случайно. По той же причине банк "БИН" имеет обменные пункты в сети одноименных супермаркетов. Несложно объяснить и тот факт, что в сети "Седьмого континента" работают обменники МДМ-банка. А в "Рамсторе" - учрежденного турками Гаранти-банка.

Часто владельцы магазинов открывают обменники собственных небольших банчков. Так гораздо проще руководить курсовой политикой обменного пункта, нивелируя тем самым возможные потери от использования маркетинговых приемов вроде сезонных распродаж, раздачи дисконтных карт или подарков "в придачу". Ведь, скажем, при заниженном курсе покупки доллара в "придворном" обменнике клиент заплатит за товар столько денег, словно никакого sale нет и в помине. Видимо, именно особыми отношениями с торговыми точками обусловлено существование обменников малоизвестных Информпрогрессбанка или "Третьего Рима" в магазинах сетей "Диал Электроникс" или ТД "Перекресток". Согласитесь, что на фоне жалоб крупных банков на высокую арендную плату истории о том, как мелкие банчки "просто пришли и открыли" обменники в том или ином магазине, не вызывают особого доверия

И едва ли исключительно в результате беспристрастного отбора Инстройбанк получил возможность построить сеть обменных пунктов в московском метро (срок их окупаемости - около трех месяцев). Понятно, что с точки зрения охраняемости и посещаемости станции метро - одни из наилучших точек. И вполне объяснимо нежелание председателя правления Инстройбанка Дмитрия Ломакина делиться с "Ко" секретами успеха. Примечательно, кстати, что Инстройбанк вовсе не является первым банком, разместившим обменники в метро. До него в московском метрополитене довольно активно работал по этой части Росдорбанк. Однако совсем недавно в "Росдор" пришло новое руководство, пожелавшее сеть обменников закрыть. Может быть, конечно, такие действия и были продиктованы экономической целесообразностью, но не исключено, что инициатива исходила не столько от самого банка, сколько от его опекунов из столичного метрополитена, решивших, что в свете последних событий поддерживать контакты с банком, связанным с такими структурами, как "Чеченавтодор", опасно.

Имидж - ничто

Впрочем, из всего вышесказанного вовсе не следует, что мелким банкам удается вытеснить "крупняк" с рынка наличной валюты. Напомним, что едва ли не самой большой сетью обменников обладает не кто иной, как Сбербанк. Кроме того, ряд средних банков, заметно активизировавших свою клиентскую политику после кризиса, предлагают такую услугу, как открытие на территории обслуживаемых предприятий операционных касс вне кассового узла. Помимо всего прочего, эти кассы осуществляют и функции обменников. Такие точки есть у "Авангарда", "БИНа", Пробизнесбанка.

Нельзя забывать и о том, что многие небольшие банки, работающие главным образом в режиме меняльных контор, учреждены или аффилированы с банками крупными, которые по тем или иным причинам не считают для себя целесообразным самостоятельно развивать розничные валютно-обменные операции.

Так, год назад как сенсация было воспринято известие о том, что МДМ-банк продал питерскую сеть обменников псковскому Русьрегионбанку. Во-первых, работа с наличкой была долгое время коньком МДМ. Во-вторых, через три месяца после обвала рубля этот бизнес был слишком выгоден, чтобы от него отказываться. Едва ли имидж клиентского банка, который тогда начал примерять на себя МДМ-банк, стоил таких жертв.

Но оказалось, что Русьрегионбанк вовсе не постороннее для МДМ учреждение. Ведь еще летом 98-го совет директоров псковского банка "Посредник" (который впоследствии и был переименован в "Русьрегион") возглавлял тогдашний председатель наблюдательного совета МДМ-банка Михаил Пучков. С тех пор кое-что изменилось. В МДМ Пучкова сменил Александр Мамут. Но в совете директоров и правлении "Русьрегиона" по-прежнему заседает немало сотрудников МДМ-банка.

"Серые" будни, или тютелька в тютельку

И подобных примеров немало. Ни в коем случае не желая заподозрить упомянутые структуры в пренебрежении к действующему валютному законодательству, заметим тем не менее, что за небольшими банками ЦБ, как правило, следит меньше, чем за крупными. Поэтому различные "серые" схемы проще реализовать с помощью малоприметных "дочек".

Понятно, что, если банк с именем откроет обменный пункт в каком-нибудь непрезентабельном подвальчике, визитеры с Неглинной ждать себя долго не заставят. А появись там же обменник какого-нибудь Пупкин-банка, никто этого и не заметит. Между тем как раз такие точки, а не магазинные обменники (вопреки представлениям некоторых тележурналистов) обычно и работают "по-серому". Без взимания налога, практически не имея договора с вневедомственной охраной, службой инкассации. Правда, из этого вовсе не следует, что так поступают исключительно "дочки" крупных банков. Скорее они просто пытаются не без выгоды для себя воспользоваться общепринятыми в данном секторе правилами игры. А как еще прикажете зарабатывать в период курсового затишья небольшому банку, не имеющему возможности установить обменник в престижном магазине? Кстати, видимо, этим отчасти объясняется тот факт, что уличные обменники устанавливают крайне незначительную разницу между курсом покупки и курсом продажи. "Серые" операции позволяют зарабатывать на объемах.

Хотя, конечно, иногда сама конъюнктура валютного рынка бывает такова, что банки просто вынуждены занимать выжидательную позицию, не повышая курса продажи и не снижая курса покупки. Причем это характерно как для мелких, так и для крупных игроков. Например, Собинбанк, по словам Андрея Сотниченко, увеличивает маржу, если колебания курса достаточно ощутимы, и зарабатывает на курсовой разнице. Но если рынок спокоен, банк устанавливает незначительную маржу и "отбивает" затраты на объеме.

Другое дело, что крупняк, как правило, имеет как розничную, так и оптовую сети сбыта банкнот. (Крупнейшими оптовиками являются Сбербанк, Автобанк, МДМ-банк, Росбанк.) Мелкий же банк - если он делает все по-честному и ничего не отмывает - на небольшой марже долго не продержится. Ему нужно, чтобы курс изменялся постоянно. Поэтому нередко можно наблюдать скачки наличного доллара даже в период относительного биржевого спокойствия. Если ажиотажа нет, его надо создать.

Еще по теме