Top.Mail.Ru
архив

Metro в Москве?

В средствах массовой информации появились сведения о том, что компания "РОСбилдинг" активно скупает московские универмаги. На их месте появятся department stores, как в странах Европы. Для кого магазины скупаются, пока остается загадкой. По мнению некоторых операторов, заказчик - немецкая группа Metro, о выходе которой на рынок речь идет уже несколько лет.

"На окраине столичной, во дворце из кирпичей..."

Известие о скупке универмагов не было неожиданностью для рынка. На рынке розничной торговли продовольствием и промтоварами оживление царит уже года два. Рост одних компаний и медленное умирание прежней торговли наталкивали на мысли о постепенной смене собственников: магазинов, которые не умеют торговать, в скором будущем не останется.

Сам по себе факт скупки нескольких универмагов ("РОСбилдинг" работает по 12 объектам, из которых три уже выкуплены) примечателен. До этого на промтоварный ритейл никто не покушался. Собственников, конечно, меняли, особенно магазины в центре Москвы. Сменил владельцев, например, универмаг "Наташа". По сведениям "Ко", уже в этом году может перейти к новому владельцу и магазин "Подарки" на Тверской-Ямской.

ГУМ и ЦУМ тоже неоднократно вызывали интерес инвесторов, но сделки срывались из-за цены. По приблизительным оценкам, ГУМ мог бы стоить порядка $200 млн, а такую сумму может выложить далеко не каждый инвестор. В данный момент, насколько известно, московские универмаги-гиганты ни с кем переговоров о продаже не ведут. Тем более удивительным кажется чье-то желание купить сразу несколько универмагов на окраинах Москвы. Большинство таких магазинов не в лучшем состоянии.

По сравнению с продовольственным промтоварный сектор запаздывает. В продовольственном ритейле процесс купли-продажи магазинов давно идет полным ходом - купить универсам, более-менее удачно расположенный, сейчас проблематично. Магазинов, находящихся на балансе трудового коллектива, практически не осталось. На рынке начались вторичные сделки, когда магазин выкупается у не справившегося с управлением владельца (или владельцев - в этом случае сделка требует гораздо больших хлопот).

В универмагах же акции до сих распределены среди трудового коллектива. Бухгалтер одного из магазинов, входящих в сферу интересов "РОСбилдинга", сообщила корреспонденту "Ко", что напрямую к ним никто не обращался. О том, что скупка акций у работников ведется с зимы, директор магазина узнала из прессы. Ситуация напоминает смену собственников в гастрономах в 1995 - 1996 годах: новый владелец выкупает акции у простых работников в обход руководства магазина.

Естественно, руководители магазинов пытаются препятствовать этому процессу. Однако их песенка спета: магазины, как правило, в долгах: у руководства нет маркетинговой стратегии. В результате магазины выручают с 1 кв.м торговой площади гораздо меньше, чем могли бы при грамотном подходе.

Таким образом, приобретать эти универмаги сейчас - хлопотно, но не так уж дорого. Через несколько лет ситуация изменится, цены на торговую недвижимость вырастут, возможно, появится дефицит торговых площадей в Москве.

Для того чтобы преобразовать советский магазин в торговый центр европейского уровня, надо обладать недюжинными средствами и самое главное - навыками создания "конфетки". Тем более если речь идет не об отдельном магазине, а о сети. Все это и наводит на мысли о западном заказчике или партнере "РОСбилдинга".

Осторожно, двери открываются!

Обычная стратегия западных ритейлеров при выходе на новый рынок - скупка существующих местных сетей. Такой подход имеет свои преимущества: покупаются уже раскрученные магазины, сокращается и период выхода на рынок - не надо вести переговоры по каждому объекту недвижимости, не надо строить и подводить коммуникации и т.д. Некоторые сети предпочитают выступать в паре с местным партнером, некоторые действуют самостоятельно.

Версия о причастности Metro к покупке универмагов "РОСбилдингом" имеет основания: немцы давно уже заявляли о намерении выйти на российский рынок, но до сих пор никто не видел их магазинов в Москве. Однако группа интересовалась скорее продовольственным направлением. "Три года назад велись активные переговоры и с нами, и со многими другими, - говорит один из участников московского ритейла. - Но потом от Metro не было ни слуху, ни духу".

На рынке ходят слухи, что первый магазин Metro откроет до конца этого года. В свою очередь, в германском офисе компании не дают комментариев и просят подождать еще немного. Если Metro действительно начнет открывать магазины в Москве, то их будет сразу несколько: открывать разрозненные, не объединенные в сеть магазины невыгодно. Информации же о том, что кто-то активно скупал бы 20 - 30 магазинов, на рынке нет (напомним, что "РОСбилдинг" интересуется 12 магазинами). Московские ритейлеры говорят, что, если бы шла массовая скупка магазинов, они бы это заметили - все удобные помещения на примете.

Продавать свою сеть супермаркетов немецкой Metro тоже в данный момент никто не собирается, да и вряд ли столь малые по европейским меркам цепочки могли бы заинтересовать иностранцев. Через год-два, когда наши ритейлеры вырастут, - возможно, заинтересуют.

Первым, о ком подумали после известия об операциях "РОСбилдинга", был именно концерн Metro, поскольку в списке потенциальных инвесторов он значится под номером один.

Универмаги вполне могут интересовать немецкую группу: в концерн Metro входят 2100 магазинов самой разной направленности. Каждое направление выделено в отдельную сеть со своим названием. Принадлежащие группе department stores работают в Европе под вывесками Kaufhof и Horten. В Восточной Европе группа открывала супермаркеты C&C.

Впрочем, перестроить советский универмаг в супермаркет очень трудно, практически невозможно. Вряд ли Metro специально для России изменит свою стратегию продвижения на восток и начнет бизнес с торговых центров. Скорее всего, "метровские" department stores появятся лишь через несколько лет после того, как группа развернет в России продовольственную сеть.

Поезд тронулся

Карта Metro

Первый магазин Metro появился в 1964 году. Он работал в формате cash&carry. Сегодня группе Metro AG принадлежат несколько крупных розничных сетей: Saturn - телевизоры, холодильники и другая бытовая техника; Vobis - компьютеры; Massa и Unger - мебель (марка магазина зависит от региона); Practiker - торговля инструментами и хозяйственными товарами; Reno - обувные магазины. Продовольствием торгуют супермаркеты Real или Massa - имя меняется в зависимости от страны.

Все рестораны в гипермаркетах и department stores тоже принадлежат самой группе. У Metro есть также собственные страховая и рекламная фирмы.

Глава "РОСбилдинга" Алексей Тулупов говорит, что развитием сети прозападных по стилистике универмагов фирма планирует заниматься сама. Сейчас по поручению Фонда имущества правительства Москвы компания занимается организацией торгов по продаже объектов недвижимости. Близость к московскому правительству отчасти объясняет желание компании заниматься цивилизованным ритейлом на окраинах города. Юрий Лужков, как известно, уже к 2001 году собирается срыть с лица земли почти все оптовые рынки и построить на их месте супермаркеты, гипермаркеты, те самые department stores. Так что инициатива по созданию сети универмагов в европейском стиле, исходящая от близкой к мэрии компании, вполне объяснима.

Основатель компании Отто Байзхайм в прошлом году, после смерти жены, потерял интерес к бизнесу. Однако дела Metro идут весьма успешно. В январе ее акции подскочили на 14% в связи со слухами о возможной покупке концерна мировым ритейлером номер один - американской Wal-Mart. Официальные лица Metro, правда, информацию опровергли. Магазины группы уже есть почти во всех странах бывшего СЭВ. На фото - магазин в Болгарии.

"Если им удастся создать сеть и хватит на это денег, то для Москвы это очень хорошо, - говорит Родион Толпушов, директор консалт-бюро "Современные розничные технологии". - Кроме "Смоленского пассажа", department stores в Москве нет".

С коммерческой точки зрения на сегодняшний день весьма сложно сделать универмаг не в центре прибыльным. К тому же "РОСбилдингу" трудно будет найти квалифицированные кадры. В торговом доме "Краснопресненский", где "РОСбилдинг" через дочернюю "ЕвроНЕК" приобрел 95% акций, после перемены собственника ничего не изменилось. По словам сотрудников, управлением занимается новая команда, но что и как изменится - пока не известно.

"РОСбилдинг" собирается привлечь к строительству своей сети в качестве консультантов английского торгового оператора. Кого именно - не разглашается. До сих пор никто из английских ритейлеров не заявлял о желании работать в Москве (кроме, пожалуй, Tesco, которая активно занимается развитием бизнеса в Восточной Европе).

Независимо от того, будут ли department stores создаваться россиянами при участии иностранцев или иностранцами под вывеской россиян, появление такой сети - симптом перемен. "В ближайшие годы крупных сделок мы не ожидаем, - говорит аналитик компании "Атон" Вячеслав Метнев. - Но через три-четыре года перераспределение сил в ритейле произойдет".

Еще по теме