Top.Mail.Ru
архив

Налоговая революция свершилась

В СТАНЕ предпринимателей ширится бурное ликование. Экспортерам начали возмещать НДС (в мае выплаты вырастут с 4 до 6 - 7 млрд руб. в месяц). МНС решило покончить с "пирамидой Починка", разогнавшего госдолг по НДС до 35 млрд руб., что положительно сказалось на отчетных показателях, но переместило министра по налогам в кресло министра труда. Импортеров одарила Дума, отклонившая уже в третьем чтении закон о введении различных видов голографических марок, которыми пришлось бы оклеивать не только товар, но и счета-фактуры и товарные накладные. Владимир Путин признал нецелесообразным квотирование ввоза импортных лекарств, отозвав из Думы соответствующий законопроект. Это реальные позитивные шаги.

Кроме того, правительство договорилось само с собой, какими должны быть первые шаги налоговой реформы, в результате чего Дума с интервалом в один день получила сначала президентское, а затем премьерское налоговые послания. Из-за спешки в некоторых деталях послания не совсем совпадают. "Экономический рост, который сейчас наблюдается, при всем нашем желании не является устойчивым, - говорит Михаил Касьянов, - поэтому сейчас необходимы комплексные меры реформирования экономики. Если Дума поддержит правительственные инициативы, в будущем году налоговое бремя, по оценке Германа Грефа, снизится на 2% ВВП".

Наиболее ощутимая мера - снижение подоходного налога. Было решено согласиться с идеей единой ставки в 13%. Сторонники установления двух ставок (12 и 20 либо 25%) потерпели полное фиаско. При обсуждении этой поправки в Думе возможны трудности (левым идеологически неприятно голосовать за ставку, уравнивающую в правах богатых и бедных), но поправка пройдет. Тем более что потери бюджета не слишком велики: в основном все платили по минимальной ставке (средняя ставка сегодняшних госдоходов - 12,9%; по 30-процентной ставке государство получает всего 0,1% суммы с этого налога). Так что снижение бремени является в основном номинальным. Но и то хлеб, как метко заметил Греф, "государство не должно заниматься лицемерием".

На эту меру чиновники возлагают большие надежды: снижение подоходного налога - "базовое условие" для легализации гражданами трудовых доходов, и подоходные сборы должны резко возрасти. Действительно, большинство из нас готовы отдать родному государству 13% - стимул к легализации налицо. С такой ставкой можно показывать любой реальный доход. Однако налоговая реформа, похоже, пойдет весьма неравномерно, и это порождает новую и весьма неприятную для предпринимателей коллизию.

Дело в том, что суммарные налоги на фонд оплаты труда предполагается снизить не так сильно, как ставку подоходного налога: взносы в Пенсионный фонд составят 28%, а социальный налог - предположительно 7,6% (4% - в соцстрах, 3,1% - в территориальные фонды медстраха, 0,5% - в федеральный медстрах). Нагрузка на ФОТ снижается с 39,5% до 35,6%. Естественно, такое снижение не может стать "достаточным стимулом" для легализации ФОТ работодателями. Поэтому Михаил Задорнов предлагает ввести "регрессивную шкалу, при которой с высоких заработков - например, выше 10 тыс. руб. на одного работающего в месяц - происходило бы снижение отчислений". С этим вроде бы согласен первый замминистра финансов Сергей Шаталов, но пока только в отношении соцналога.

В итоге сознательные граждане получают идеальную возможность "заложить" своих работодателей: ведь доходы-то будут "обеляться" зарплатные. Объем нелегальной зарплаты, по скромным оценкам Починка, - 12% ВВП, в связи с чем правительство намерено быстро увеличить минимальный размер месячной и почасовой оплаты труда. А проследить источник дохода для налоговиков уже сейчас почти не проблема. Так что возникает конфликт чести (не подвести хозяина) и долга (отдать 13%), а компаниям впору срочно включать в тренинги по корпоративной культуре тему "Разговор с фининспектором". А ведь предполагалось, что налоги на ФОТ и подоходный не должны превышать ставку налога на прибыль, которую вроде бы решено не повышать до 35%, несмотря на расширение списка расходов, вычитаемых из базы налога.

Неравномерность шагов сулит и другие проблемы. Ведь снижение налогового бремени, выравнивание условий налогообложения и упрощение налоговой системы будут сопровождаться ужесточением налогового администрирования. И это может произойти еще до того, как налоги будут в достаточной мере понижены. Особенно учитывая, что новый глава МНС Геннадий Букаев не принадлежит к сторонникам снижения ставок и уверен, что, "если у налогоплательщиков есть возможность скрыть налоги, любой это сделает, таковы особенности психологии".

Вторая по значимости мера - ограничение налогового самоуправства местной власти: все местные налоги, кроме пяти, должны быть отменены. Мэры и районные начальники смогут вводить лишь муниципальный налог с предельной ставкой 5% от дохода, земельный (от 0,1 до 2%), на рекламные услуги (до 5% их стоимости), на вмененный доход для малых предпринимателей и на имущество физлиц.

Также предпринимаются и другие меры, важнейшая из которых -упорядочивание системы налоговых льгот, которых станет значительно меньше.

Со следующего года планируется переход на взимание НДС по месту назначения в торговле со странами СНГ. Будут отменены все налоги с выручки и ряд региональных налогов, в частности на содержание жилищного фонда и объектов соцкультбыта (сейчас дает до 70% доходов местной власти), на пользователей автодорог, на операции с ценными бумагами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Вокруг налога на покупку валюты идут споры (скорее всего, он будет сохранен), как и вокруг повторного внесения поправок к первой части НК (см. "Ко", №17). Налоги на имущество предприятий, физлиц, земельный налог заменит налог на недвижимость. В шесть раз планируется повысить акциз на бензин, что уже вызвало бурную реакцию самых разных лоббистов и панические инфляционные прогнозы. Вдвое - табачный акциз. Вводятся акцизы на дизтопливо и автомобильные масла; госпошлины за регистрацию векселей, проспектов эмиссий, всех организаций, за изменения, вносимые в учредительные документы, за "имеющие юридическое значение услуги ГИБДД", в том числе за выдачу номерных знаков и техпаспорта. Стоит отметить, что, пока не нашли поддержки идеи усилить налогообложение дорогого движимого и недвижимого имущества, власти не очень хочется трогать сильных, хотя эти налоги, безусловно, необходимы, просты для сбора и, как отмечают эксперты МВФ, могли бы послужить хорошим образцом для остальных плательщиков.

Еще по теме