Top.Mail.Ru
архив

На "АвтоВАЗе" снова ищут деньги

В ТОЛЬЯТТИ теперь точно знают, кого им бояться - министров по налогам и сборам РФ. Не успели еще на "АвтоВАЗе" отпраздновать назначение "душителя" Александра Починка на пост министра труда, как автогигант снова стали "шерстить".

В середине прошлой недели сотрудники ФСНП провели рейды в ряде региональных офисов. Если ранее объектами проверок становились исключительно офисы в Самарской области, то теперь налоговые полицейские заинтересовались областными представительствами концерна, координирующими сбыт. Проинспектировала ФСНП и московское представительство "АвтоВАЗа".

Этот наезд налоговой полиции на компанию был куда масштабнее, чем прошлые рейды, и к тому же сопровождался солидной PR-поддержкой в Москве. Официальные представители ФСНП напомнили публике, что ряд расследований по фактам странных коммерческих операций "АвтоВАЗа" (например, по "страховой" операции с дагестанским песком) еще не завершен. На подходе новые дела, которые для некоторых "вазовских" топ-менеджеров могут превратиться даже в уголовные. Не самым добрым словом в ФСНП поминали члена совета директоров компании Николая Ляченкова - впрочем, судя по заявлениям налоговых полицейских, пока нельзя сказать со всей определенностью, готовы ли они кому-либо предъявить задокументированные обвинения.

На традиционное сезонное обострение отношений между "АвтоВАЗом" и налоговиками необычно резко отреагировали западные СМИ. Телеканал BBC World в своем комментарии уже на следующий день после проверок заявил, что эти проверки сигнализируют об ухудшении условий для предпринимательства в России и являются попыткой государства поставить под контроль автомобильный бизнес. The Times посчитала проверки давно ожидаемым ударом Владимира Путина по бизнесу Бориса Березовского, который, как известно всей Великобритании, контролирует "АвтоВАЗ" через своего ставленника Владимира Каданникова.

Общероссийский наезд на "АвтоВАЗ" произошел за четыре дня до ежегодного собрания акционеров компании: 27 мая владельцы автоконцерна утверждали финансовый отчет за 1999 год (рост сбыта на 15% при убытках в 7 млрд руб.) и выбирали новый совет директоров. Впрочем, вряд ли активность ФСНП что-то изменит в раскладе сил на предприятии: состав его владельцев не меняется уже несколько лет. Эмиссия акций в 100% уставного капитала, которую еще в 1998 году должны были передать Мингосимуществу в обмен на обещание исправно платить налоги, так и не проведена. Сражаться там не за что.

По данным "Ко", все гораздо проще. Проверкой "АвтоВАЗа" отметил свое назначение новый глава ФСНП Геннадий Букаев. Он напомнил Николаю Каданникову о преемственности власти: никто не забыт, ничто не забыто. Региональные же представительства попали под горячую руку верных соратников МНС из ФСНП по двум причинам: во-первых, туда нога налогового полицейского еще не ступала, а во-вторых, именно в своеобразно организованных сбытовых операциях "АвтоВАЗа", как ранее заявлял Починок, и кроется причина финансовой несостоятельности компании.

Представители "АвтоВАЗа" отреагировали на проверки традиционно: отрицанием очевидных вещей. Например, в компании категорически не согласны с утверждением, что руководством завода были разработаны схемы ухода от налогообложения. В устах менеджера такие слова равнозначны признанию собственной профнепригодности.

Теперь стало ясно: МНС еще не скоро снимет с "АвтоВАЗа" титул "главного должника страны". Вероятно, каждый свеженазначенный налоговый министр в качестве присяги будет заявлять: "Иду на ВАЗ!" Равно как аграрный вице-премьер - просить продовольственной помощи, а министр культуры - призывать ликвидировать Госкино.

Еще по теме