Top.Mail.Ru
архив

Михаил Касьянов расписался на экономической программе

НА ПРОШЛОЙ неделе правительство в основном одобрило долгосрочную экономическую стратегию, и заодно приоритетные задачи и программу действий на этот и следующий год. Непонятно, правда, зачем кабинет ограничил себя "550 днями" (не из зависти же к "500 дням" Григория Явлинского!). Запланированные на ближайшие полтора года меры столь разнообразны, сложны и конфликтны, что провести их все в сжатые сроки едва ли возможно.

Только на разработку программы, не перенасыщенной конкретикой, но весьма богатой декларативными положениями ("будет осуществлен ряд мер", "предполагается обеспечить усиление адресности", "структурная политика должна быть переориентирована"), ушло порядка 210 дней. Изменения в текст будут вноситься и дальше - как минимум на протяжении двух недель. Михаил Касьянов пригласил для дальнейших консультаций регионы, ЦБ, министерства и, естественно, научных работников.

У чиновников уже была возможность участвовать в доработке стратегии. Они представили Герману Грефу массу поправок, но учтены были немногие из них. Вопреки ожиданиям правительству в известной степени удалось оградить программу от тезисов, выражающих отраслевые интересы. Как рассказывает один из разработчиков стратегии Олег Вьюгин, в случае если разногласия авторов и отраслевиков касались серьезных вопросов, Алексей Кудрин или Герман Греф говорили: "Это вопрос принципиальный, здесь мы отступить не можем". На том дискуссия и заканчивалась - именно так удалось сохранить либеральную идеологию программы.

На бумаге все и вправду очень красиво: цели правительства - создание благоприятных условий для инвестиций, снятие ограничений на движение товара, капитала и рабочей силы, сокращение числа проверяющих и контролирующих органов, сокращение списка видов деятельности, подлежащих лицензированию, и упрощение лицензионных процедур, бездефицитность бюджета, отказ государства от нереальных обязательств перед обществом, снижение нереальных налоговых требований к бизнесу и т.д.

Суть программы - создание нормальной среды для ведения бизнеса. "Ведь очевидно, - говорит Вьюгин, - что без этого нам рассчитывать не на что: сейчас бизнес вынужденно находится в полулегальном состоянии". По выражению другого автора программы, ныне замминистра финансов Алексея Улюкаева, ключевой пункт - создание правильного баланса между государством и частным бизнесом, то есть оптимизация цены и качества на услуги, оказываемые государством бизнесу и обществу (понятно, что сейчас мы сильно переплачиваем государству за низкокачественные услуги).

Однако именно те разделы программы, в которых должны быть обозначены меры, решающие главную задачу, прописаны наименее подробно. В результате простор для "согласования интересов" остается огромным. Тем не менее зафиксированы благие цели - и то хлеб.

Чиновники, лоббирующие свои и отраслевые интересы, могут отыграться не только при реализации конкретных мер стратегии, но и с помощью целевых федеральных программ. Так, уже на следующий день после рассмотрения программы правительство одобрило концепцию развития электронной промышленности, не привлекшую, как видно, внимания стратегов. В результате кабинет ничтоже сумняшеся декларировал, что доля отечественной продукции на внутреннем рынке электроники за шесть лет вырастет с нынешних 7 - 10% до 50 - 70%. Какими методами можно добиться сего феноменального результата - неизвестно.

Правительство не хочет мириться с тем, что предприятия РАО "ЕЭС", "Газпрома", Минтранса, Минатома и т.д. используют иностранную электронику. Поэтому предлагается "предпринять на федеральном уровне ряд мероприятий для ... вытеснения иностранных производителей". Для потребителей отечественной электроники должна быть выработана система льгот и преференций, а в Зеленограде и Санкт-Петербурге возникнут "полигоны по отработке благоприятного инвестиционного климата". Предполагается также снизить тарифы на электроэнергию "энергоемким предприятиям, производителям электронной техники".

Разумеется, крупный бизнес в меру сил поучаствовал в составлении программы. Как удовлетворенно заметил на следующий день после бенефиса Грефа Анатолий Чубайс, в части реформы энергетики текст полностью соответствует "целям, предусмотренным планом реструктуризации РАО". "Программа читается как песня, фактически ставя перед нами те задачи, о которых мы и говорили", - заметил главный энергетик.

Рем Вяхирев не разделяет чубайсовского оптимизма: на первом этапе планируется разделить финансовую деятельность "Газпрома" на три части (добыча, транспортировка и распределение) и добиться прозрачности финансовых потоков. Затем три бизнеса будут выделены в отдельные компании. Кроме того, как обычно, правительство собирается обеспечить допуск к трубе независимых добытчиков газа.

Зато Николай Аксененко может быть удовлетворен: МПС наконец разделит государственные и хозяйственные функции, передаст объекты социальной сферы муниципалитетам и закроет убыточные железные дороги. Правительство продолжит бесконечную борьбу с перекрестным субсидированием, а тарифы монополий повысит до "экономически обоснованного уровня". Что же касается выделения и приватизации вспомогательных и обслуживающих предприятий МПС, недискриминационного доступа компаний-перевозчиков к инфраструктуре - так это только на пользу. Однако положение о допуске на рынок железнодорожных перевозок иностранцев в процессе согласований как-то исчезло.

На пути успешной реализации правительственной программы кроме корпоративных интересов стоит неподвластный чиновникам фактор - динамика цен на экспортные товары. Ухудшение конъюнктуры не позволит правительству одновременно держать инфляцию и рубль, погашать внешние и внутренние долги и финансировать соцобязательства. В этом случае можно легко растерять тот "политический ресурс", который сейчас позволяет власти пытаться создать нормальные условия жизни для бизнеса и населения. Если же сделать это не получится - страна будет "успешно санирована" (благо собираемых с сырьевых отраслей налогов еще лет на 30 хватит), а затем ее можно будет передать внешнему управляющему.

Еще по теме