Top.Mail.Ru
финансы

Мосбиржу отрезали от западных рынков

Фото: Национальный расчетный депозитарий Фото: Национальный расчетный депозитарий

Официальная блокировка счетов Национального расчетного депозитария в Евросоюзе узаконила фактические санкции, под которыми НРД находился с марта. Теперь валютные платежи через депозитарий совершенно точно заморожены на неопределенный срок, обслуживать корпоративные и государственные (суверенные) валютные облигации он больше не может. Таким образом, США и ЕС принуждают Россию к техническому дефолту. Но, как ни странно, все это может еще больше укрепить рубль.

Опубликованный сегодня шестой пакет санкций ЕС против России обсуждался, в основном, в контексте нефтяного эмбарго, но главной и неожиданной новостью стало попадание под блокирующие санкции Евросоюза Национального расчетного депозитария – он входит в структуру «Мосбиржи».

НРД - главный депозитарий России, он ведет учет прав на отечественные и иностранные ценные бумаги и расчет по сделкам с ними. После американского запрета рассчитываться по внешним долгам России через банки США российский Минфин планировал платить иностранным держателям российских ценных бумаг в рублях через НРД.

Сделать это трудно было и раньше, потому что европейские клиринговые организации блокировали счета НРД по собственной инициативе с марта месяца. Теперь эта схема становится полностью неосуществимой, а технический дефолт России – почти предрешенным, считают опрошенные журналом «Компания» участники финансового рынка.

Дмитрий Полевой, директор по инвестициям «Локо-Инвест»

«Точную юридическую трактовку ограничений прояснят юристы, но на текущий момент наше понимание произошедшего следующее: все счета НРД в евро будут заблокированы, и все счета номинального держателя НРД в европейских депозитариях Euroclear/Clearstream тоже будут заблокированы.

Если наше понимание введенных ограничений является верным, то блокировка счетов НРД делает дальнейшие валютные платежи невозможными, валюта клиентов НРД на них заблокирована на неопределенный срок. Становятся также невозможными операции по бумагам на счетах НРД в европейских депозитариях. Хотя фактически никакие операции с НРД и так не проводились с начала СВО, поэтому решения лишь легитимизируют исходный отказ Euroclear/Clearstream осуществлять любые валютные платежи в адрес НРД и операции по бумагам на его счетах. Кроме того, санкции обнуляют возможности НРД по обслуживанию валютных суверенных и корпоративных облигаций, надежды на которые оставались, в т.ч. в свете последних решений Минфина.

Иными словами, если раньше сохранялись надежду на разморозку моста «Euroclear-НРД», то в текущих условиях это становится невозможным до отмены санкций и/или выпуска специальных лицензий.

Для текущих инвесторов мало что меняется, если они не хранили валюту на счетах в НРД. Но, безусловно, такие ограничения дополнительно усложнят работу финансовой системы, в рамках которой существенную роль играет НРД как часть структуры группы «Московская биржа».

В санкционном списке не фигурирует НКЦ (Национальный клиринговый центр, платежный/расчетный контрагент на всех биржах), на счетах которого учитывается «локальная» валюта участников торгов. Но риски блокировки таких счетов усиливаются, что может ускорить процессы девалютизации (объявленной властями приоритетом), т.е. продажи «лишней» валюты могут увеличить её предложение на рынке.

Это может дополнительно укрепить рубль или, как минимум, ограничить потенциал его ослабления в кратко/среднесрочном периоде. Также из-за санкционных рисков локальные инвесторы будут стараться искать евробонды с тикером «RU» (учитываются локально в НРД), чтобы разместить «токсичную» валюту, что будет и далее двигать их доходности вниз. Но найти такие бумаги на рынке сейчас очень сложно».

Ярослав Кабаков, директор по стратегии «Финам»

«Я думаю, это сделано во многом под ситуацию с Euroclear. Потому что Euroclear с марта блокирует платежи по еврооблигациям без каких-либо оснований. Наши эмитенты отправляют деньги, но они не доходят до иностранных инвесторов. Внесение НРД в санкционный список ЕС дает возможность облечь это в юридическую форму и не проводить платежи уже официально».

Дмитрий Александров, начальник аналитического департамента «Универ Капитал»

«НРД фактически и так был под санкциями: выплаты по евробондам морозятся в Euroclear или в Clearstream. Теперь к невозможности платить по корпоративным евробондам добавится с высокой вероятностью невозможность платить по суверенным евробондам. То есть, это принуждение России к техническому дефолту, к чему они и так давно вели. На расчеты внутри страны с тикером «RU» это не повлияет».

Вячеслав Зайченко, главный портфельный управляющий инвестфонда «КТ»

«В связи с блокировкой НРД российские компании потеряют доступ к своим бумагам на Западе. Европа снова не исполняет своих обязательств: в данной ситуации инвесторы не будут защищены.

У ЦБ был план оплачивать специальные счета для иностранных держателей российских обязательств в рублях. Но это была неудачная идея, потому что держателям российских евробондов нужны переводы в валюте, чтобы извлечь прибыль, провести конвертацию с рублями они все равно бы не смогли.

К прямому дефолту России попадание НРД под санкции ЕС не приведет, потому что у нашей страны деньги есть, и она хочет заплатить по евробондам. Но она не может этого сделать, поэтому к техническому дефолту это все-таки ведет».