Top.Mail.Ru
архив

Может ли повториться кипрский сценарий?

17.07.201500:00

Основные события прошедшего года – война на Донбассе, падение «Боинга», возможность греческого дефолта – практически вытеснили из памяти историю со «стрижкой депозитов» на Кипре, которая так болезненно и оскорбительно ударила по карманам многих наших соотечественников в марте 2013 г. 4 апреля 2013 г. президент Европейского Центробанка Марио Драги заверил, что «Кипр не является образцом для спасения банковских институтов».

Однако мысль о возможности конфискации средств вкладчиков для спасения банков уже заиграла новыми красками. Интересующиеся вопросом тут же вспомнили уже действующие на тот момент рекомендации Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board, СФС), которые прямо предписывали использовать средства частников для спасения банков (напомним, что СФС является международной организацией со штабом в швейцарском Базеле, задача которой – мониторинг и рекомендации для глобальной финансовой системы). А самые любознательные смогли найти на сайте Евросоюза давно обсуждаемый (с 2012 г.) проект директивы о восстановлении кредитных организаций, который также предписывал осуществлять спасение банков за счет частных кредиторов. 

Так являлся ли кипрский сценарий спонтанным решением, или он был хорошо подготовленным экспромтом? В любом случае он оказался достаточно удачным инструментом спасения банковской системы целой страны, и его эффективность была несомненно отмечена европейскими и североамериканскими регуляторами. И даже отсутствие необходимого правового обоснования (о моральном обосновании мы промолчим) не помешало его скорой и жесткой реализации. 

Гораздо более интересен другой вопрос – а возможно ли повторение «стрижки депозитов»? 

Для ответа на этот вопрос стоит взглянуть на имевшие место изменения в законодательстве ЕС от 15 апреля 2014 г. Европейский парламент принял директиву ЕС 2014/59/EU о восстановлении и санации банков (The Bank Recovery and Resolution Directive 2014/59/EU). Особое внимание стоит обратить на ст. 43–44 этой директивы, в которых содержится механизм (the bail-in tool), предусматривающий использование средств частных кредиторов банка для восстановления платежеспособности банков. При этом из данного механизма прямо исключаются застрахованные вклады (то есть вклад размером до 100 тыс. евро). Соответственно средства иных вкладчиков являются ресурсом, на использование которых нацелена директива. Таким образом, возможность использования средств вкладчиков для санации банков уже прямо содержится в законодательстве ЕС. Тем не менее директива не является нормативным актом прямого действия и требует имплементации в национальное законодательство стран-участниц ЕС. В соответствии с текстом директивы нормы, касающиеся механизма использования средств частных кредиторов (the bail-in tool) должны быть инкорпорированы в законодательство стран ЕС до 1 января 2016 г.

И в заключение самое интересное.

27 марта 2015 г. Комитет Европы потребовал от 11 стран ЕС (включая Германию, Францию и Италию) в течение 2 месяцев привести их законодательство в соответствие с нормами директивы касательно механизма использования в санации банков средств частных кредиторов (the bail-in tool). Куда торопится ЕС? У них нет времени до 1 января 2016 г.? Чего нам следует ожидать этой осенью? Придется осторожно предположить, что Европа готовится к повторению финансового кризиса и в других странах ЕС. Причем в перспективе – до конца 2015 года. Греческий дефолт уже открыл счет.

 

Автор - Алексей Мозжухов, директор международно-правового департамента IPT Group

Еще по теме