Top.Mail.Ru
рынки

Музыка не связала: в России выплаты иностранным правообладателям упали в 6 раз

Фото: Keystone Press Agency / Global Look Press Фото: Keystone Press Agency / Global Look Press

Российское авторское общество (РАО) по итогам прошлого года выплатило иностранным музыкальным авторам минимальные с 2017 года 20,7 миллиона рублей. Опрошенные «Компанией» юристы считают, что речь идет лишь о зарубежных авторах из близлежащих стран, а не западных. По их мнению, компании-правообладатели из Европы и США ушли из РФ и «просто плюнули» на вознаграждения. В то же время, у зарубежных звезд остались фанаты, готовые найти доступ к «запрещенной» музыке любыми — в том числе пиратскими — способами, рассказали музыкальные критики. 

Совокупные выплаты РАО всем правообладателям — и отечественным, и зарубежным —  в 2022 году составили почти 2 миллиарда рублей. Последние роялти иностранным авторам примерно в шесть раз ниже значений за 2021 год, когда они получили от организации 131,4 миллиона рублей. Более того, в 2020 году, когда закрытые из-за эпидемии коронавируса рестораны, кафе и кинотеатры на протяжении долгого времени не могли делать отчисления, выплаты заграничным авторам музыки были все равно выше, чем в 2022 году — тогда они достигали 125 миллионов рублей.

РАО — организация, получившая аккредитацию Минкульта на коллективное управление правами. Отчисления в РАО делают все заведения, в которых звучит фоновая музыка (бары, рестораны, клубы и т.д.), а также телеканалы, радиостанции и кинотеатры.

Распределение вознаграждения зависит от объема сборов, сообщили в РАО. «Это прямая зависимость — если уменьшаются сборы, то уменьшается и размер распределяемого вознаграждения», — объясняют его представители в разговоре с РБК.

«Просто плюнули» на роялти

В настоящее время выплата вознаграждения иностранным авторам осуществляется только в те страны, куда возможно перевести деньги, рассказал «Компании» гендиректор Российской фонографической ассоциации (РФА), замгендиректора Всероссийской организации интеллектуальной собственности Эрик Вальдес-Мартинес. При этом он подчеркнул, что речь идет лишь о близлежащих странах, а на Запад переводить деньги слишком рискованно и технически слишком сложно.

Средства, которые невозможно перевести зарубежным правообладателям сегодня, находятся на счете российской организации, и будут выплачены, когда предоставится возможность, объяснил он. При этом эксперт подчеркнул, что в отношении отечественных авторов аналогичные иностранные организации занимают зеркальную позицию. «Они держат деньги для российских правообладателей до момента, когда ситуация станет более приемлемой для обмена вознаграждения», — уточнил Вальдес-Мартинес.

Перечисления за авторские права иностранным авторам всегда были достаточно сложными. Теперь же процедура стала еще сложнее: вознаграждения отправляются на специальный счет и могут быть выплачены  правообладателям только с разрешения властей и только по требованию авторов контента, объясняют правозащитники. Порядок выплат иностранным авторам изменился весной прошлого года — тогда в силу вступил указ президента № 322. Судя по всему, многие иностранные правообладатели, которые покинули РФ, «просто плюнули» на вознаграждения, никто за этими деньгами не обращается.

Дело не только в подъеме российской музыки

В РАО связывают падение суммы роялти зарубежным авторам со снижением популярности иностранных треков, а также с ростом интереса к российской музыке. Однако музыкальный критик Евгений Бабичев считает, что дело, в первую очередь, не в резкой смене вкуса отечественного слушателя, а в трудностях с доступом к западным композициям. «Блокировка популярных платформ сильно усложнила прослушивание иностранной музыки в России. Ранее кто-то слушал музыку в Spotify, кто-то в Apple Music — кому где удобно. Людям было не сложно платить по 200-300 рублей в месяц за качественные сервисы», — считает он. Кроме того, эксперт добавил, что теперь «невозможно спокойно, без танцев с бубнами, слушать иностранные песни», поэтому россияне ищут свои способы, как обойти ограничения.

Пиратство, конечно, есть, признал эксперт. По его словам, некоторые пользуются торрентами, VPN или заходят в Music YouTube через иностранный IP. «С момента изменения политического курса никуда не ушли преданные фанаты зарубежных артистов. Поэтому, если в России, условно, есть фан-клуб Эда Ширана или Мадонны, его участники будут искать любую возможность, чтобы послушать новые треки звезды и передать их другому», — рассказал критик.

Пиратских копий сейчас, на самом деле, стало больше, рассказал на правах анонимности один из правозащитников. «Apple, Spotify и другие площадки ушли, а каталоги отечественных стриминговых сервисов сильно обнищали. Естественно, люди возвращаются к каким-то пиратским способам, например, к торрентам. Кто-то пытается хитрить и присоединяется, например, к каким-нибудь филиппинским семейным премиум аккаунтам Spotify, чтобы продолжать слушать ту музыку, которую нельзя найти в “Яндекс” или VK», — рассказал эксперт. 

Основную роль при монетизации западной музыки играл именно дистрибьютор, компании, которые в России представляли права западных музыкантов, сообщил продюсер и музыкальный критик Павел Рудченко. По его словам, сейчас сами лейблы и артисты в связи со спецоперацией запретили прослушивание, монетизацию, скачивание и другие возможные работы с их контентом на территории РФ. «Они не могут монетизировать свое творчество в стране, этим объясняется падение их доходов. В большей степени это относится к Universal, Sony Music и Warner Music», — отметил эксперт.

Второй фактор, который повлиял на выплаты роялти, это все-таки патриотизм, подтвердил он. «Сейчас русские песни в большей степени играют на радиостанциях, они представлены в плейлистах у российских агрегаторов. Весь акцент, прежде всего, идет на русскую музыку и уже второстепенно — на незапрещенную западную», — пояснил он.

Точку зрения Рудченко разделяет Бабичев. Он рассказал, что есть принципиальные слушатели, которые настроены на все отечественное и патриотическое. «В принципе, им скорее важно не качество, а страна производства — Россия. Им не нужны заграничные хиты, латиноамериканская, американская, западная или европейская музыка. И Евровидение им тоже не нужно. Они будут слушать свое», — сообщил критик.

Отечественные треки в западных заведениях?

Российская музыка используется за рубежом. «Однако, когда речь идет о нерусскоязычных странах, всегда использовался довольно выборочный материал», — рассказал Вальдес-Мартинес. По его словам, нельзя утверждать, что отечественная поп-музыка была сильно популярна за границей. «При этом классика и какие-то альтернативные жанры находили и находят своего потребителя на Западе», — отметил он.

Сложно судить, насколько российская музыка популярна в западных странах, но ее доля — примерно 1% от того, что там слушают, считают эксперты. Кроме того, сложно говорить, как именно роялти приходят из-за рубежа отечественным авторам. Дело в том, что во многих странах нет институтов коллективного управления, как в России, а используются договорные модели.